Лето плыло по знойным пыльным улицам Вологды. Солнце сверху добродушно золотило крыши домов и огромный красно-жёлтый шатёр, со всех сторон окружённый толпой, в основном состоящей из родителей с маленькими детьми. Цирк приехал! Московский цирк-шапито «Буфф» с программой дрессированных животных, акробатов, жонглёров и клоунов. Для такого дела я не пожалел пятьсот рублей, просидев два часа в ужасной жаре (бедные дети), но в целом, удовлетворённый представлением – не так уж часто имеешь возможность прикоснуться к этому виду искусства – синониму детства, восторга, праздника.
На следующий день, проезжая на велосипеде мимо красного шатра, заметил одинокую фигуру с плакатом в руках, на котором нарисованные звери просили: «Помогите нам. Не ходите в цирк!» Вот так раз!
Через минуту я познакомился с Ольгой Мартыновой – девушкой, которая решила внести свою лепту в защиту прав животных, и которая с очаровательной и чуть смущённой улыбкой терпеливо объясняла всем, кто её спрашивал, что зверушкам очень плохо в цирке, и это надо знать тем, кто покупает билет.
Сама Ольга не была на представлении. По её словам, решение пришло, когда она увидела маленького циркового леопарда в клетке у самой дороги, в которого бросали камешки и тыкали палкой такие же маленькие дети, а он маялся из угла в угол своей тоже маленькой тюрьмы (я так понимаю, клетку с красивым зверем выставили как рекламу шапито).
Сколотив небольшой коллектив из единомышленников, Ольга тщательно отследили требования закона – с плакатом всегда стоял только один человек (двое и более – уже пикет массовый, для которого необходимо официальное разрешение), рядом находился соратник с бейджиком «организатор».
Публика, проходившая мимо пикетчиков, делилась на три неравных потока. Большинство не задерживалось (для меня всегда это странно, сам не могу пройти мимо «нарушителя» уличных устоев, пока всё не прочитаю, и не выспрошу). Из тех, кто останавливался, были как «сочувствующие», так и крутившие у виска пальцем. Один из последних возмущённо крякнул куда-то вбок: «Делать вам больше нечего! Совсем зажрались». Что он имел в виду?
К какой группе принадлежал я, вы наверно давно догадались. Я обожаю цирк за необычные танцы на канате, прыжки на батуте под самый купол, филигранную технику жонглёров, искусство акробатов и тому подобное. Меньше нравятся клоуны и фокусники – это для карапузов и наивных тинэйджеров. Но когда выводят медведя, и заставляют его преодолевать барьеры и прочие препятствия, которые он все-таки с пятой попытки переползает, укоризненно мотая головой, мне хочется выйти! И чтобы перетерпеть это зрелище, я сам себя пытаюсь развеселить, проводя аналогию с устный экзамен по физкультуре в каком-нибудь 9 «Я» классе:
– Какое мировое спортивное событие ожидает Россию в 2014 году?
– Э-э …
– В городе Сочи?
– Э-э-э …
– Раз в четыре года …
– Да-а? …
– Олимпийские …?
– Ага …
– … игры!!
– Точно!
Общее в том, что и там и там результат запрограммирован: и экзамен «сдать» заставят, и барьер перелезть. Правда, в описанной ситуации школьный «дрессировщик», на мой взгляд, страдает больше своей «жертвы». Что нельзя сказать о дрессуре в цирке. После общения с Ольгой, придя домой, залез в Интернет, прочитав то, о чём и так давно догадывался.
Основа дрессуры – насилие. Только так можно укротить дикое животное, подчинить его своей воле, доказать своё превосходство, подавить желание сопротивляться. Обычный приём дрессировщика – сочетание вкусового поощрения и страха наказания. Чтобы приучить молодого тигрёнка оставаться на тумбе, на неё кладут кусок мяса. Тигрёнок запрыгивает наверх, но тут же, съев мясо, спускается вниз, за что получает удар алюминиевым прутом. И так каждый раз: на тумбе малыша ждёт лакомство, за её пределами – побои. Эта информация фиксируется в его памяти – так он становится дрессированным, «звездой манежа», а на самом деле – существом с изуродованной психикой и покалеченным телом.
Не меньшие страдания животным причиняют и плохие условия их содержания. В России большинство цирков – передвижные. А это тесные клетки, короткие цепи, невозможность уединения, постоянные стрессы.
«Несчастной я стала в 6 лет. Гувернантка повела в приезжий «Зверинец». В маленькой комнате в клетке сидела худая лисица с человечьими глазами, рядом на столе стояло корыто, в нем плавали два крошечных дельфина, вошли пьяные шумные оборванцы и стали тыкать палкой в дельфиний глаз, из которого брызнула кровь …. Сейчас мне 76 лет. Все 70 лет я этим мучаюсь» (Фаина Раневская)
Родители приводят в цирк детей для того, чтобы познакомить их с миром животных, научить гуманности и бережному отношению к природе. Так принято думать. Но способен ли ребенок, жующий горячий попкорн, среди такой же горячей возбуждённой толпы, к анализу происходящего? Что он перенесёт в своей душе во взрослую жизнь, глядя на человека с хлыстом? И как школьнику разобраться? В учебнике истории осуждаются бои гладиаторов Древнего Рима с массовой травлей животных и людей на потеху кровожадной толпе, а в современном цирке, развлекая «новых патрициев», такие же затравленные тигры прыгают через горящий обруч, больше огня страшась своего хозяина.
Сегодня использование животных в цирках ограничено или полностью запрещено во многих странах: в Швеции, Индии, Финляндии, Швейцарии, Дании, Франции и др. По результатам европейского социологического опроса 80 % опрошенных выступили против использования диких животных в цирковых представлениях. В мире успешно существуют цирки, в которых полностью отсутствует дрессура (например, знаменитый «Цирк Солнца» в Монреале).
Когда в России придут к этому? И придут ли вообще? Может, стоит начать с широкого обсуждения морального права человека иметь раба-животного. Эта работа для масс-медиа. И, вероятно, для нас – школьных учителей. Все взрослые проблемы общества родом из детства.
Противников запрета будет предостаточно. В первую очередь, тех, кто зарабатывает на жизнь с помощью дрессированных животных. Индустрия развлечений, как любая другая, жёстко отстаивает свои интересы. Животные приносят доход. А их защитники невольно залезают в чей-то карман. Кто это будет безропотно терпеть?
Убедиться в этом мне пришлось очень скоро. На второй день, проходя мимо красно-жёлтого шатра и выискивая глазами своих новых знакомых, узрел следующую картину. Плакат был завёрнут в материю и прижат обеими руками юношей из группы Ольги. Сама она отбивалась от развязных объятий неизвестного нетрезвого молодого человека, который с диалектом, похожим на матерную речь, внушал, как он «любит зверьё». Вблизи выяснилось, что нетрезвость напускная. Перекинувшись парой слов с пикетчиками и с Сергеем (так он себя назвал, врёт наверное), я понял, что цирк перешёл в контратаку. Роль Сергея заключалась в изображении юродивого. Он должен был либо спровоцировать на агрессию защитников животных своими выходками, либо помешать им общаться с людьми, может, запугать, а скорее всего – просто порвать плакат одним движением. Поэтому орудие протеста было тщательно запаковано. «Сколько заплатил вам цирк?» – спросили мы. Интересно, ведь. «Я сам буду с кепкой стоять возле вас»,- ухмылялся «цирковой полицейский». Стоял до обеда. Потом ушёл. Видимо, время контракта истекло. Вместо него появлялись какие-то люди с угрозами вызвать полицию. Впрочем, возможно, администрация цирка не имела никакого отношения ко всем этим личностям. Ведь зал, по моим наблюдениям, исправно заполнялся каждый день. Сводить ребёнка в шапито – священный долг любящих родителей.
Но дело не в этом конкретном цирке (представление которого, кстати, включало много классных номеров). Традиции очень трудно менять. Особенно традицию мышления. Пример из спорта, только на первых взгляд, далёкий от темы. Многие любят бокс, восхищаются его бойцами – смелыми, сильными, благородными (жмут руку сопернику после боя), забывая, что главная их задача – ударить человека кулаком, желательно в лицо, и лучше посильней, ещё лучше, что б не встал, это называется нокаут – чистая победа. Но попробуйте запретить бокс! Сколько было попыток! Мне возразят – есть перчатки, шлемы, ограничения в правилах. Это детали. Главное, что остаётся в голове у подростка – человека можно бить по голове. И миллионам зрителей это нравится! И сколько должно пройти веков, пока это сочтут отрыжкой массовой культуры? А вы тут о зверюшках печётесь!
Но есть различие. Спортсмен добровольно выходит на ринг. А под куполом цирка мы становимся свидетелями безмолвного страдания бесправных существ. И если мы спокойно можем это созерцать – значит, мы – соучастники. Ольга и её друзья отказались быть «подельниками» и вышли на улицу с плакатом. А я вышел сюда. Куда придёте вы?
Фото автора
В статье использованы факты из доклада директора ООО «Ветеринарная медицина» заслуженного ветврача России Е.Г. Сибгатулина на Балтийском форуме ветеринарной медицины-2010. (http://www.vita.org.ru/amusement/circus/vet-report.htm)
Комментарии