search
main
0

Человекозверь, Одиссей и другие. XII Международный театральный фестиваль в Великом Новгороде собрал самые неординарные спектакли мира

Фестиваль под названием «Царь-сказка» («Kingfestival») проходит в небольшом областном центре раз в два года. И его название – отнюдь не художественное преувеличение. В Великий Новгород одновременно съезжаются представители театрального искусства из десятков стран мира. Вот и в нынешнем году завзятые новгородские театралы могли выбирать и гурманствовать: на афишах – названия постановок из России, Дании, Японии, Турции, Франции, Бельгии, Польши, Болгарии, Венгрии, Великобритании, Швейцарии, Литвы, Чехии и Испании, Южной Кореи, Финляндии, Австрии, Латвии, Германии, Лихтенштейна, Сербии, Эстонии, Испании.

Итого – 23 спектакля.  Британские, бельгийские и японские театры, упомянем, приехали в Великий Новгород в первый раз. В полную силу были задействованы сценические площадки областной филармонии, академического театра драмы имени Ф.М.Достоевского и театра «Малый».

Новгородский театр «Малый» и в первую очередь его режиссер Надежда Алексеева – это душа и мозговой центр «Царь-сказки». «Как повезло Новгороду, что у нас есть Алексеева!» – воскликнул от полноты чувств один мой знакомый театрал, и я к этому мнению присоединяюсь. Надежда Алексеева руководит театром для детей и молодежи «Малый» с момента его основания в 1990 году. Именно благодаря личному энтузиазму этой удивительной женщины уже 12 лет подряд организуется и год от года набирает обороты, расширяя свою географию, «Царь–сказка».

В нынешнем году Надежда Алексеева заранее объявила на пресс-конференции журналистам о том, что было решено отказаться от конкурсной основы фестиваля. Жюри – не будет! А единственной премией, отмечающей самую яркую постановку, станет приз «Другой взгляд» от творческой лаборатории молодой критики.

— Мы приняли такое решение, потому что программа настолько разнообразна, что сравнивать, например, «Макбет» бельгийского театра «NEVSKI PROSPEKT» и «Тик, так и застывшее время» швейцарского театра «PAN» нет возможности. Спектакли разновозрастных категорий, разных жанров: современного танца, драмы, кукольного театра. Они несравнимы. При этом программа фестиваля рассчитана на все поколения. Нам очень важно, чтобы маленький зритель пришел в театр, полюбил театральное искусство, и чтобы это отражалось на его жизни, его развитии в будущем, — сказала Надежда Алексеева.

Один из самых известных и неординарных театров Японии «Читен» представил в Великом Новгороде «Кориолан» Шекспира. На японском языке. Этот спектакль, к слову, летом 2012 года был продемонстрирован на сцене легендарного лондонского «Глобуса»

Несмотря на языковой барьер, аншлаги собрали именно японские актеры, а также гости из Чехии с постановкой «Преступления и наказания» и бельгийцы с версией «Макбета». У театралов младшего возраста наибольшей популярностью пользовались спектакли «Там, где танцуют листья» (Великобритания), «Одиссей» (Испания), «Баю-бай» (Польша) и «Конек-горбунок» (Россия). Стоимость билетов, кстати, была весьма приемлемой – от 150 до 500 рублей.

Разнообразие – отличительная черта «Царь-сказки». Часть фестивальной программы была посвящена современному танцу. Так, чешская танцевальная компания «Nanohah» представила хореографическое прочтение «Преступления и наказания». Швейцарская постановка «Тик, так и застывшее время» была создана в формате, когда на сцене находятся и актеры, и зрители. На фестивале было много спектаклей, рассчитанных на аудиторию от двух лет до подросткового возраста. Одной из наиболее интересных стала пьеса «Баю-бай» театра «Baj» из Варшавы (Польша), поставленная внутри временного шатра и рассчитанная на 70 юных зрителей. Хозяева фестиваля – актеры новгородского театра «Малый» – представили два спектакля, также рассчитанные на детскую аудиторию – «Метель» по Пушкину и «Маленькие чувства» — домашнюю сказку для юных зрителей, пришедших в театр первый раз.

– Мы никогда не отбираем для фестиваля спектакли по видео, – отметила Надежда Алексеева. – Берем только то, что сами видели вживую. В течение предыдущих двух лет мы ездили по всему миру и смотрели спектакли. Выбрали самые любимые. Говорят, что в зрительный зал люди заходят вместе, а выходят по одному. И мы видим миссию театра в том, чтобы оставить человека наедине с проблемой спектакля. Мы стараемся поймать тенденцию развития современного театра и показать ее. Очевидно, что в данный момент развивается театр движения, театр танца. Не редкостью стали спектакли, где сосуществуют куклы и традиционная драма.

Помимо спектаклей в рамках фестиваля было осуществлено несколько специальных проектов. Это международная лаборатория «Молодая критика — театральное будущее», выставка афиш театров разных стран, мастер-класс датского актера и режиссера Йеспера ла Кура и лекция профессора Хасана Эркека из Турции о турецком театре теней. Лаборатория «Молодая критика-театральное будущее» была организована при поддержке Союза театральных деятелей России и объединила молодых театральных критиков России и Европы, которые обсудили спектакли «Царь-сказки».

Фестиваль прошел при поддержке Программы государственной и общественной поддержки театров для детей и подростков под патронатом Президента РФ и при поддержке Министерства культуры РФ, Союза театральных деятелей РФ, Российского национального центра АССИТЕЖ, администрации Великого Новгорода. Кроме того, в этом году «Царь-сказку» поддержали около 30 волонтеров  — студентов Новгородского Государственного Университета им. Ярослава Мудрого. Молодые люди работали переводчиками, сотрудниками пресс-центра, фотографами, рекламными агентами, координаторами фестиваля.

— Радует, что появляются такие люди, – отметила Надежда Алексеева. – Они не задают вопрос «А сколько это будет стоить?», а работают на свой опыт, хотят в жизни как можно больше узнать.

Помощь волонтеров очень пригодилась. И задания им поручали порой самые неординарные. Так, для экологического спектакля британских актеров «Там, где танцуют листья» пришлось специально ехать в новгородские леса, чтобы собрать натуральные  коряги и шишки.

Фестиваль «Царь-Сказка» проводится в Великом Новгороде с 1992 года. За прошедшие годы сюда приезжали более 120 театров мира, поддержку фестивалю оказали более двадцати культурных фондов и посольств. В нынешнем году «Царь-сказка» собрала рекордное число постановок и гостей.

Кроме уже названных, в фестивальный марафон вошли постановки: «Чук и Гек» (Россия-Норвегия»), «О, Боги» («The Telling Theatre», Копенгаген, Дания), «Кориолан» (театр «Читен», Япония), «Первая любовь» (Городской театр Эскизерхира, Турция), «Анжиолина Неролива» (театр «C.ie Quelle histoire!», Нантер, Франция), «Человекозверь» (театр «Vendetta Mathea & CO», Орильяк, Франция), «Золушка» (Государственный кукольный театр Старой Загоры, Болгария), «Другая сторона» («Театр танца Центральной Европы (CEDT)», Венгрия), «Метео» (театр «Леле», Латвия). Самый ранний спектакль для малышей начинался в 10.00, а самый поздний для взрослой аудитории – в 21.00.

В заключительный день «Царь-Сказки» участники международной лаборатории «Молодая критика — театральное будущее» вручили свой приз «Другой взгляд» чешскому театру «Nanohach» за спектакль «Преступление и наказание». Молодые критики отметили эту постановку за необычный синтез современной хореографии и оперы и назвали отличительной чертой нынешнего фестиваля интерактивность большинства спектаклей. Каковы будут мировые театральные тенденции, отраженные в  программе следующей «Царь-сказки» – новгородцы узнают через два года!

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте