search
main
0

«Человеческие истории» об Интересных Людях с инвалидностью.

Весной Центр медико-психологической и социальной помощи «Зелёная ветка» предложил московским школам поучаствовать в проекте «Человеческие истории».

Меня эти интервью научили радоваться жизни. Оказывается, это возможно, даже тогда, когда ты имеешь серьезные заболевания или отклонения. , с которыми я общался, дали мне понять, что можно и нужно жить полной жизнью, несмотря ни на что. Но если случилось несчастье, то долго унывать нельзя.           Мое отношение действительно изменилось потому, что когда смотришь на этих детей, на их жажду жизни, стремление получать счастье от каждого прожитого дня, то это передается и хочется жить, и радоваться. – Поскольку наши дети очень чуткие, лучше не приходить сюда в плохом настроении. Они сразу это понимают и очень переживают, спрашивают, что случилось. Если говорить о жизненных трудностях, то после общения с ребятами они кажутся довольно незначительными. И вообще тут я научилась легче относиться к жизни, а это очень важно. Думаю я счастливый человек я благодарна за все, что со мной происходит.

Среди наших учеников кто-то хочет стать журналистом или просто более общительным человеком. Многие дети бояться сверстников с особыми проблемами здоровья, и хотят преодолеть эту проблему.

Ни для кого не секрет, что массовая школа стала частью специального образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов, и эта тенденция на интеграцию сохранится в будущем. Но не каждый ребенок в своей жизни успел встретить детей с органичными возможностями. С помощью проекта «Человеческие истории», у наших учеников появилась возможность познакомиться с такими детьми. Одни ребята попробовали себя в роли журналистов, учились брать интервью, готовились к разговору, волновались перед встречей со своими героями – детьми-инвалидами. В свою очередь ребята-респонденты, герои очерков, встретили журналистов на своей территории очень тепло и гостеприимно. Многие участники проекта обменялись контактами и подружились в социальных сетях. Самое главное, что ни один «корреспондент» и «герой» не пожалел о потраченном времени.

Было интересно, как была построена акция «Человеческие истории». С начинающими журналистами педагог Александра Никитина и психолог Елена Тян сначала обсуждали вопрос о том, что такое инвалидность и что их интересует в инвалидности. Психолог Татьяна Климова предложила первым героям репортажей выработать правила, которые нужно использовать в диалоге. И это сделали сами ребята, а потом предложили результат своего труда начинающим журналистам.

Была любопытна вся система: журналистские и психологические тренинги, пробные интервью, обратная связь, участие здоровых детей в праздниках инвалидов. Самое запоминающееся – дети в Третьяковке на акции «Лучи добра» с разноцветными шариками: здоровые и ребята с синдромом Дауна вместе. И, конечно, экскурсия в Центр работы с детьми-инвалидами «Круг» в Строгино.

И сами дети понравились. Всем участникам проекта очень важна поддержка, чтобы у них появилось желание двигаться дальше. Все они были сначала очень зажаты. И взрослые старалась им показать личным примером, как можно общаться свободно, дружественно, продуктивно и содержательно. Как приятно, когда тебе улыбаются, когда интересуются тобой.

Результат получили все – каждый свой. Очень важно, что наши ученики поняли: их герои, детки с нарушениями здоровья – Интересные Люди с богатым внутренним миром. Именно так, с большой буквы. Дети-журналисты задумались о мире и о себе. Важно, что в рамках проекта стал очевидным их активный интерес к жизни и мировосприятию людей с инвалидностью.

Виктория Поверенная, учитель русского языка и литературы средней школы № 840 Москвы,

Мария Кулешова, педагог – психолог средней школы № 1794 Москвы,

Екатерина Виговская, педагог региональной общественной организации инвалидов «Перспектива»

Чем отличаются дети с синдромом Дауна от нас? И чем мы похожи?

Недавно я попала не фестиваль, который посвящался Всемирному дню человека с синдромом Дауна. На нем выступали дети с этим синдромом. На празднике я познакомилась с мальчиком Артемом. До нашей встречи я думала, что такие дети, как Артем, очень отличаются от нас, но это оказалось не так.

К Артему я подошла, потому что у него была лучезарная улыбка. Было видно, что фестиваль ему очень нравился. Как я позже узнала, Артему 19 лет. Он окончил школу и живет с мамой, папой и бабушкой. Артем среднего телосложения, высокий и худой. Говорил он, торопясь и запинаясь. Как будто за ним кто-то гнался, но даже это не мешало: его можно было понять. Началось наше общение, в ходе которого я узнала, что такие дети мало чем не отличаются от нас.

– А чем ты любишь заниматься, Артем?

– Ну, я пылесошу, белье сушу.

– То есть ты хозяйственный? Любишь маме по дому помогать?

– Да, да. Ну, а вообще я – актер.

– Актер? А где ты играешь?

– Я играю в кружке «Круг». Там друзья мальчики и девочки.

Позже я узнала, что Артем очень общительный. Его проблема не мешает ему заводить новых друзей. Он находит общий язык со всеми людьми. Также я узнала, что Артем любит море, был недавно в Турции.

– Что ты делал в Турции?

– Купался, ел вкусности, катался на горках. А ещё на даче был. На катерах катался.

– А какие вкусности?

– Шоколад, мороженое «Шербет» и мармелад.

Также я узнала, что у Артема есть собака. В этом мы с Артемом похожи, потому что у меня тоже есть собаки. Собаку Артёма зовут Джеська.

– Большая?

– Ага, ретривер. Ей 11. Она старенькая.

– А как она появилась у тебя?

– Мама подарила в 7 лет. У моей бабушки, кстати, есть кошка Василиса и пес Джустик.

– А была какая-нибудь смешная история с собакой?

– Да. Очень смешило, когда Джеська у мамы тапочку украла.

Собака Артема напомнила мне сенбернара Бетховена из фильма «Бетховен». Этот пес был жутко непослушный, но, не смотря на это, хозяева любили его.

Все люди о чем-то мечтают. Все люди чего-то хотят. Некоторые хотят какую-нибудь игру. Другие куклу. Третьи денег. Но у Артема совершенно другая мечта.

– Я мечтаю летать и стать поваром.

– А летать ты бы хотел сам, как во снах или на самолете, вертолете?

– Сам.

Артем сказал мне, что очень хочет, чтобы его мечта с полетом сбылась. А поваром Артем станет, я уверенна. Он идет к своей мечте, а, значит, у него все получится.

Помните фильм «Изгой»? Главный герой Чак Ноланд оказался на необитаемом острове, где провел 4 года. Ему там было очень тяжело. Если бы не его вера в то, что он вернётся домой, то он никогда бы не построил плот и не уплыл бы с этого острова. Если бы он окончательно отчаялся, то он бы так и остался там. Но он собрался с силами и спасся. Можно вспомнить и фильм «Аватар». Главный герой этого фильма – Джейк Салли, у которого паралич ног, но это не мешает ему поучаствовать в эксперименте и стать одним из племени аватаров на’ви. В этом племени он нашел свою любовь, чуть не погиб, защищая её, но победил. Его целью было узнать, как живет это племя, найти любовь и зажить полноценной жизнью, что невозможно в нашем мире с таким заболеванием, как паралич ног. И он добился этой цели.

Артем оказался абсолютно таким же, как и обычные дети. Только манера речи немного подводила. Он также, как все, учился в школе, ездил на море. У него есть собака, которую он очень любит. Некоторые люди думают, что дети с синдромом Дауна живут неполноценной жизнью. Признаюсь, я тоже так думала, но на примере Артема можно понять, что это не так. Он любит жизнь, и это видно по его улыбке. Может быть, самое большое отличие таких детей от нас – это любовь к жизни. Мы не умеем так искренно радоваться. Нам всегда чего-то не хватает, а этим детям достаточно воздушного шарика, чтобы улыбаться целый день. И они не будут веселиться в одиночестве. Они будут радовать остальных.

Вот пример: маленькая девочка с фестиваля. Она собрала огромный букет из шариков и дарила их всем. Мне кажется именно поэтому детей с синдромом Дауна называют «Дети солнца». Они как маленькие солнышки.

Елизавета Сытая, ученица средней школы №840, Москва

Мальчики

Говорят, что мальчики позднее взрослеют. Наверное, это в полной мере относится ко мне. Я люблю все новое, но долго ни на чем не задерживаюсь. Из постоянных увлечений могу отметить только философию и мою собаку Арчика.

Когда моя одноклассница Настя предложила мне стать корреспондентом, не задумываясь, согласился. Корреспонденты, как я слышал, много разговаривают, а я это люблю. Сначала все пошло так, как я и предполагал. Нас учили общаться (это меня-то!), поэтому все существенное, относящееся к технике этой профессии, я пропустил мимо ушей.

И вот настал день первого интервью. Так случилось, что все мои подружки остались в одной аудитории, а меня попросили поработать в другой. Вместе с незнакомой девочкой-журналисткой мы спустились на первый этаж. Я очень волновался, не решаясь войти в класс. Как всегда, первой пошла дама. В кабинете мы увидели молодого человека в инвалидном кресле. Я лишился дара речи. Единственное, что я мог делать на протяжении следующих долгих минут, – это рассматривать его одежду, прическу, коляску с нарисованными языками пламени на колесах.

Разговор не ладился. И тут я обратил внимание на кольцо на его пальце. Я узнал в нем кольцо Всевластия из книги «Властелин колец».

– Это кольцо Всевластия?

– Ты увлекаешься книгами о Властелине Колец?

– Да, мне это интересно.

– А фильм смотрел?

– Смотрел.

– И как он тебе?

– Книга мне понравилась больше. В ней более полно описываются события.

– Да, я тоже так считаю.

– Ты читал Сэлинджера «Над пропастью во ржи»?

– Я слышал, но не читал.

Дальше наш диалог превратился в монолог героя. Слушая Женю, я понял, как мало я знаю, как слабо разбираюсь во многих областях современной культуры. Мне все время хотелось спросить о том, как он относится к своему положению инвалида. И, наконец, меня осенило:

– Книги тебя спасли?

– От чего? – удивился Женя.

И тут я понял, что он никогда и не был в отчаянии, несмотря на то, что раньше он мог бегать, а теперь прикован к инвалидной коляске. Жене сейчас 19 лет, он занимается режиссурой и у него большие планы на жизнь, которые он осуществит, я не сомневаюсь.

Второе  интервью состоялось в Третьяковской Галерее на Всемирном Дне Человека с синдромом Дауна. Там было очень много шариков с гелием, и я, чтобы успокоиться, начал дышать им. И когда я надышался, попросил взрослых познакомить меня с героем фотовыставки, расположенной в зале. И мы начали с ним разговаривать.

– Привет! Меня зовут Матвей. Можно с тобой поговорить?

– Да, конечно. Меня зовут Юра.

– Это твоя выставка картин?

– Да, это мои работы.

Хочется отметить, что на Юриных картинах и на картинах других детей с синдромом Дауна, размещенных в этом зале, очень яркие краски. Мне запомнилось изображение саксофона, желтого, на ярком фоне и вокруг музыкального инструмента разноцветные мазки, как будто музыка играет. Меня поразило: люди, которых общество отодвигает на второй план, видят мир позитивно.

– Мне с тобой обращаться на «ты»?

– Да, просто называй меня Юрой.

– Что ты можешь о себе рассказать?

– Я люблю путешествовать и узнавать что-то новое.

– Где ты был?

– В Белоруссии.

– А я в Минске был. Чем ты любишь заниматься в свободное время?

– Я люблю играть на фортепьяно.

– А как насчет страхов? Ты боишься темноты?

– Нет, не боюсь.

– А я боюсь. А высоты?

– Нет.

– Ты бесстрашный?

– Да!

Честно говоря, на все вопросы Юра отвечал односложно. Я все ждал, когда мой герой ответит развёрнуто, чтобы зацепиться за то, что ему интересно. Семья? Увлечения? Планы?

Но охотнее всего Юра рассказал о том, что он член двух организаций (людей с синдромом Дауна). Я опять удивился: не для всякого восемнадцатилетнего молодого человека в  наше время важна общественная деятельность. Во время всего нашего разговора я был очень смущен. Я чувствовал себя не способным до конца понять Юру и его друзей. У меня все есть для любых великих свершений. И главное – здоровье, возможность участвовать в жизни в полной мере. А я… Что я? Улыбаюсь девчонкам, гуляю с друзьями. И только.

Меня эти интервью научили радоваться жизни. Оказывается, это возможно, даже тогда, когда ты имеешь серьезные заболевания или отклонения. Мальчики, с которыми я общался, дали мне понять, что можно и нужно жить полной жизнью, несмотря ни на что. Но если случилось несчастье, то долго унывать нельзя.

Недавно я прочитал одно стихотворение Маяковского, и оно мне очень понравилось:

Светить всегда,

Светить везде,

До дней последних донца,

Светить –

И никаких гвоздей!

Вот лозунг мой

И солнца!

Матвей Гусев, ученик средней школы № 840, Москва

Солнечный человечек по имени Катя

Недавно я посетила в Третьяковской галерее мероприятие, посвященное людям с синдромом Дауна. В галерее царила атмосфера праздника, везде были развешаны разноцветные шарики, было много народу. Даже люди из других стран приехали: присутствовала немецкая делегация, которая была приятно удивлена акцией, ее масштабом и заинтересованностью самых разных людей. Состоялась встреча с семьей из Великобритании. Встреча сближала всех людей, независимо от их нации и возраста.

Там я увидела девочку с синдромом Дауна. У нее был настолько добрый и открытый взгляд, что мне захотелось с ней познакомиться и взять у нее интервью. Моей целью было узнать побольше о ней, о ее жизни, мыслях и мечтах. Понять, насколько отличается ее жизнь от моей.

Кате десять лет. Она живет в Твери вместе со своей семьей, которую очень любит. Самой главная поддержка и опора Кати – ее старшая сестра Ксюша. Ксюша часто помогает ей с уроками – девочки много времени проводят вместе. У Кати много интересов. Она любит посещать музеи. Ее хобби – делать цветы из бумаги. В обычные дни Катя рисует, гуляет и играет со своей любимой кошечкой Дуней. Дуня очень пушистая и мягкая. Катя мне рассказала, что Дуню нашла Ксюша и спасла её от дождя. Когда у Катюши бывает плохое настроение, Дуня ласкается к ней и прогоняет слезы и хандру.

– А еще дома меня смешит папа! – говорит Катя.

Катя посещает специальную коррекционную школу, где учится всего восемь человек. Она любит школу, так как ей очень нравиться узнавать что-то новое.

Катин любимый фильм – «Винни-Пух». После каждого просмотра фильма она пишет небольшой рассказ о нем. В то же время Катя читает такие серьезные произведения, как «Всадник без головы».

У Кати есть две мечты:

– Иметь крылья, я бы хотела летать. А ещё здоровья, чтобы моя семья никогда не болела.

Мне понравился ответ Кати на мой вопрос, считает ли она себя счастливым человеком. Она, немного подумав, ответила: «Да, я счастливый человек, меня окружает хорошая семья, и каждый день радует любимая кошка».

Катя не по годам высокая девочка с приятной внешностью. У нее темно-русые волосы, собранные в конский хвост. Лицо светлое с очень добрыми глазами. Когда я познакомилась с Катей и попросила ее отойти в более удобное место для интервью, она дружелюбно взяла меня за руку. Меня это очень тронуло. Вначале Катя была зажата и говорила тихо, но потом раскрылась. Мы очень хорошо пообщались.

Катя по натуре оптимист. Она дружелюбная, жизнерадостная и искренняя. В ней сочетается детская наивность и в то же время взрослый взгляд на жизнь. Катя именно тот человек, в общении с которым можно пережить массу положительных эмоций. Правильно говорят, что люди с синдромом Дауна – «солнечные». Даже будучи взрослыми, они в чём-то остаются детьми, и на жизнь смотрят распахнутыми глазами. Я думаю, очень важно всем взрослым оставаться в душе детьми, видеть мир их глазами. Только дети не могут равнодушно пройти мимо голодных бродячих кошек и собак, искренне радоваться плохой погоде: дождю и большим лужам. Видеть каждую мелочь, которую не заметят взрослые люди в своей суетливой и вечно торопящейся жизни. Только с детским взглядом на жизнь мы не станем равнодушными и черствыми людьми. И тогда жизнь вокруг нас обязательно будет лучше и добрее.

У меня с Катей много общего – семья, школа, любовь к животным. Если бы мы жили рядом, мы бы обязательно стали друзьями.

Альбина Нуриева, ученица гимназии №1595, Москва

Вопрос воспитания

Недавно я побывала на праздничной программе «Лучше вместе», посвященной человеку с синдромом Дауна. Там я и мои друзья увидели выступления коллективов «солнечных» людей. Программа проходила в Третьяковской галерее. В залах была светлая и радостная атмосфера, везде были шарики и рисунки детей.

Ко мне подбежал маленький худенький мальчик с темными короткими волосами, одетый в белую рубашки с галстучком, обнял меня и поздоровался. Тут же подошла его тетя. Мы познакомились, и я решила взять у Кирилла интервью. Из нашего знакомства я поняла, что Кирилл очень общительный мальчик и приступила к беседе. С нами присела Екатерина Георгиевна.

Я много узнала о Кирилле: он любит ставить спектакли из плюшевых игрушек, используя фонарик в качестве микрофона. Екатерина Георгиевна охотно отвечала на мои вопросы, которые я адресовала Кириллу. И так, в ходе общения я все больше и больше узнавала о Кирилле от его тети. Она рассказывала мне о его увлечениях, любимых книгах, мультфильмах.

Из того, как торопливо и активно она отвечала на мои вопросы, не давая Кириллу времени собраться с мыслями и непослушным языком выговорить слова, я понимала, что она не хочет давать мальчику ни малейшей самостоятельности, свободы. Она боится за него и ее можно понять, но невольно появляется вопрос: «Правильно ли это – держать ребенка рядом собой постоянно, не давая ему расслабиться, быть собой, не давая ему никакой свободы?»

С одной стороны, Екатерина Георгиевна, наверное, права: ведь любому ребенку в определённых ситуациях нужен контроль, а тем более ребенку с таким диагнозом. И, конечно, такой подход к Кириллу она применяет только потому, что сильно и искренне любит его. Но чего добьется Кирилл, кем он будет в жизни, если так и не познает самостоятельности?

Я не очень согласна с позицией Екатерины Георгиевны, потому что такой солнечный и общительный мальчик, как Кирилл, заслуживает лучшего будущего. Если его всегда будут слишком сильно опекать, он никогда не научиться принимать решения и жить самостоятельно.

На празднике я видела много веселых ребят, бегающих по залу и активно принимающих участие в мастер-классах. Дети общались друг с другом, играли и радовались вместе, в то время как любую попытку Кирилла начать общение с другими мальчиками и девочками, Екатерина Георгиевна пресекала. А тем временем в концертном зале выступали ребята –  пели, танцевали и участвовали в театральных постановках. Ребята проявляли активность, инициативу. По ним было видно, что самостоятельность в их положении возможна. Но, видимо, Екатерина Георгиевна не желала обращать на это никакого внимания…

Вот перед нами и встает вопрос воспитания, ответ на который каждый должен найти сам.

Елизавета Коноваленко, ученица средней школы № 840, Москва

Быть благодарным за всё

Когда я узнала, что буду брать интервью у людей, которые занимаются детьми с ограниченными возможностями, мне стало очень интересно. Ведь не каждый человек может найти в себе мужество для этой действительно сложной работы.

Центр социокультурной реабилитации детей-инвалидов «Круг» находится в здании бывшего детского сада. Перед интервью нас провели по кружкам, где занимаются ребята. И я была приятно поражена тем, что они делают. В центре работают столярная и швейная мастерская, актерская студия и множество других секций. После небольшой экскурсии нам предложили чай и рассказали о Центре. Меня очень удивили царящая там  необыкновенно теплая атмосфера и прекрасный коллектив.

– Здравствуйте, меня зовут Екатерина. Тема моего интервью – умение радоваться жизни. Я хотела бы задать вам несколько вопросов. Как вас зовут? Что вы ведете?

– Здравствуйте. Меня зовут Наталья, а фамилия Ильина, и я веду кружок швейной мастерской.

– Как вы попали в этот Центр?

– Очень просто. Раньше здесь проводились разные игровые занятия, и я начала ходить сюда вместе со своими детьми. Я узнала много нового, и это очень пригодилось в жизни. По образованию я строитель, и тут была задумка – сделать бассейн. Узнав про это, я предложила свою помощь, но это строительство оказалось невозможным. Тогда я узнала, что здесь есть швейная мастерская, и я осталась, так как хорошо умела шить, и мне очень понравилось это место.

– А почему вы решили заниматься с детьми с ограниченными возможностями?

– Когда я начала сюда ходить, у меня появилась потребность кому-то помогать. Здесь очень хороший коллектив, мы любим наших детей, и они отвечают нам взаимностью.

– А какие отношения у вас с этими детьми? Изменили ли они вашу жизнь?

– Эти дети не такие как мы. Наверное, можно сказать, что они знают больше, даже на чувственном, интуитивном, эмоциональном уровнях, то есть есть области, в которых они нас превосходят. У нас очень тесные отношения. Безусловно, они изменили мою жизнь, поменяли взгляды на многие вещи. У них можно научиться очень многому.

– Изменилось ли ваше отношение к жизни? Можно ли сказать, что вы стали счастливее?

– Да. Мое отношение действительно изменилось потому, что когда смотришь на этих детей, на их жажду жизни, стремление получать счастье от каждого прожитого дня, то это передается и хочется жить, и радоваться.

– Как вы преодолеваете жизненные трудности?

– Поскольку наши дети очень чуткие, лучше не приходить сюда в плохом настроении. Они сразу это понимают и очень переживают, спрашивают, что случилось. Если говорить о жизненных трудностях, то после общения с ребятами они кажутся довольно незначительными. И вообще тут я научилась легче относиться к жизни, а это очень важно. Думаю я счастливый человек: я благодарна за все, что со мной происходит.

– Для вас умение радоваться жизни заключается в том, чтобы быть благодарной за все?

– Да, конечно. Согласна на сто процентов. В этом месте я нашла себя, и я счастлива. Я думаю, что счастье – это любовь близких людей, их поддержка. Если ее чувствовать то можно, как говорят, и горы свернуть.

После интервью многие из нас оставили преподавателям свои контакты, а я вышла из центра под большим впечатлением, с мыслью о том, что обязательно вернусь сюда.

Екатерина Лушенкова, ученица средней школы №141, Москва

Фото Екатерины Евдокимовой, Насти Поверенной, Анны Комаровой, Дарьи Фроловой.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте