Цели: осмысление нравственных проблем настоящего и прошлого; знакомство с великими людьми России; поиск ценностей и идеалов в духовно-нравственном наследии нашего народа; воспитание личности духовно-нравственной; воспитание культуры семейных отношений.
следует обратить внимание на длительность и время занятия (от 30-40 минут до 2 часов по каждой теме), в зависимости от режима работы учреждения. В подготовке материалов могут принять участие школьники. Лично я приготовила по одной презентации на каждый классный час сама, а на второй час презентации делали дети. , царские дочери. , царские дочери. , царские дочери. Невярович В. \”\” \”Русские меценаты\” : Предложите детям самим найти информацию о других меценатах. \”История Царского Села\” Отечество нам \”. : материалы о жизни и творчестве А.С.Пушкина и его друзей в Царском селе могут найти сами школьники.
При организации классных часов
Классный час \”Царская семья\”
Романовы – русский боярский род, носивший эту фамилию с конца XVI века; с 1613 года – династия русских царей и с 1721 года — императоров всероссийских. Семья Романовых, согласно свидетельствам очевидцев и личной переписке, была счастливой семьей.
Царь Николай был человеком спортивным, любил физический труд, поэтому все его дети учились гребле и плаванью, занимались наведением порядка в доме и на территории дворца.
О царице Александре Фёдоровне можно сказать, что это была очень мудрая мать. Когда началась первая мировая война, царица пошла работать сестрой милосердия в госпиталь, где проходили лечение солдаты и офицеры. Она пошла туда как любящая мать, потому что, коронация для нее была, как она писала, венчанием с Россией, русские люди стали ее детьми. И так же, как она сидела у постели своего больного сына, она сидела у постели раненых российских солдат, молясь об облегчении их страданий. Она работала в операционной во время сложнейших операций. Известно, что солдаты и офицеры, которые были на грани смерти, просили императрицу, чтобы она просто посидела рядом с ними, и никогда не получали отказа.
Царские дочери, царские дочери,
Счастье и славу вам в жизни пророчили,
Мир восхищался и зрел вас воочию,
Царские дочери, царские дочери.
Из лихолетья гляжу в ваши очи я,
Полные скорби, страдания ночи…
Память в народе о вас обесточили,
Дни наши ныне и мига короче,
Нет у России царевен, лишь прочие,
Есть \”мисс Вселенной\”, \”красавицы Сочи\”.
Души забвеньем у нас заколочены
И клеветой на царя опорочены.
Вечным укором стоят у обочин
Совести нашей… царские дочери!
Невярович В. \”Царские дочери\”
Примеру матери последовали и великие княжны. Старшие дочери Ольга и Татьяна, окончив курсы медсестер, тоже пошли работать в госпиталь. Марию родители не отпустили работать в госпиталь, но она и Анастасия помогали раненым по-своему: готовили бинты, шили белье.
Есть воспоминания о том, как царица наставляла своего сына. Она говорила так: \”Не стоит гордиться своим положением – перед Богом все равны\”.
Где искать идеал для подражания в наше неспокойное время? В семье последнего российского императора.
Воспитание дочерей в царской семье было строгим, поскольку так была воспитана сама Александра Федоровна, да и государя Николая в детстве не баловал отец – Император Александр III. Царевны спали на походных кроватях, мало покрытые, каждое утро принимали холодную ванну. Государыня, сама очень скромная в одежде, в выборе причесок, не позволяла и дочерям наряжаться сверх меры. Великая княжна Ольга Николаевна полностью восприняла это отношение к роскоши и, по воспоминаниям, одевалась очень скромно, постоянно одергивая сестер. Мы знаем, что каждый рубль, сэкономленный на каком-нибудь новом платье, шел на благотворительность.
Может быть, Александра Феодоровна, будь она обычной матерью, и побаловала бы дочерей, но она чувствовала постоянную ответственность за своих подданных: когда началась Первая Мировая война, новые платья вообще перестали шиться. Великим княжнам приходилось самим аккуратно чинить свою одежду.
\”Ее величество настаивала на том, чтобы цесаревича, как и его сестер, воспитывали совершенно естественно. В повседневной жизни наследника все происходило буднично, без всяких церемоний, он был сыном родителей и братом своих сестер, хотя подчас было забавно наблюдать за тем, как он изображает из себя взрослого. Однажды, когда он играл с великими княжнами, ему сообщили, что во дворец пришли офицеры его подшефного полка и просят разрешения повидаться с цесаревичем. Шестилетний ребенок, тотчас оставив возню с сестрами, с важным видом заявил: \”Девицы, уйдите, у наследника будет прием\”. (Лили Ден)
Примечание: рассказывая о воспитании детей в семье последнего российского императора, я просила сравнить жизнь современного подростка и подростка из царской семьи, свою и их жизни, свои и их возможности, постепенно вовлекая детей в беседу.
Классный час \”Русские меценаты\”
Третьяков… Мамонтов… Морозов… Кем они были для России? Какой вклад внесли в историю? Чем они отличаются от современных спонсоров? На эти вопросы мы и попытались ответить
Русское меценатство – это не спонсорство, ибо оно не преследует рекламных целей. Но оно и не есть благотворительность, т.к. благотворительность – всего лишь один из видов деятельности русских меценатов.
Русское меценатство – это организационная деятельность предпринимателя, направленная на изменение образа жизни русских людей через организацию и развитие общественных институтов, связанных с образованием, культурой и духовной жизнью населения России.
Русские меценаты прекрасно понимали: для того чтобы поднять уровень образования и культуры, необходимо, прежде всего, освободить народ от борьбы за выживание. И поэтому наравне с развитием образования и культуры русские меценаты занимались организацией здравоохранения и быта малоимущих слоев населения.
Объектами организационной деятельности русских меценатов были как школы, библиотеки, наука, музеи, театры, галереи, художники и актеры, так и больницы, пансионаты, дома презрения, заботились они и о пенсиях и пособиях.
Особой заботой русских меценатов была душа русского человека. И поэтому русские меценаты, прежде всего, строили много церквей.
Важной отличительной чертой русского меценатства является то, что главным образом они не жертвовали свои деньги на благие дела, а сами и на свои средства занимались организацией и строительством вышеперечисленных общественных структур. Они сами принимали активное участие в изменении образа жизни русского народа, а не просто откупались деньгами.
В отличие от политиков всех мастей, русские меценаты не стремились экспериментировать с обществом, толкая его в различные авантюры во исполнение очередной безумной идеи, а прикладывали все свои усилия для развития русского человека. Именно в духовном и культурном росте каждого человека они видели решение всех остальных проблем общества.
Вот истории некоторых российских меценатов.
Николай Петрович Шереметев (28 июня 1751 года – 1 января 1809 года) — граф, покровитель искусств, младший сын и наследник графа Петра Борисовича. С детства записан в Преображенский полк. Прошел путь сержанта, прапорщика, поручика и в 1768 году был переведен на придворную службу камер-юнкером. При Екатерине II в течение десяти лет служил директором московского Дворянского банка, в 1784 году был избран предводителем московского уездного дворянства, с 1786 по 1794 годы – сенатор, тайный советник.
По воцарении Павла I Шереметев становится командором мальтийского ордена (1797 год), обер-камергером (1798 год), назначается директором над театральными зрелищами. В 1800 году выходит в отставку. Награжден орденами: польскими Белого Орла и св. Станислава, св. Александра Невского, св. Андрея Первозванного, св. Анны, Большим Командорским мальтийским крестом, французским св. Лазаря. В 1801 году граф тайно венчается с лучшей крепостной певицей своего театра Прасковьей Ивановной Ковалевой-Жемчуговой.
Учился в Лейденском университете, в 1771—1772 годах познакомился с театральной жизнью Англии, Голландии, Швейцарии.
В наследство от отца получил крепостной театр в Кусково, где по его желанию было организовано обучение крепостных актеров сценическому искусству. Число актёров в Кусковском театре доходило до 95 человек. В 1792 году Шереметев отстраивает театр в Останкино — крупнейший крепостной театр того времени. 28 июня 1794 года награжден орденом Св. Александра Невского.
Выстроил Дмитриевский собор Спасо-Яковлевского монастыря, которому покровительствовал. В 1793—1803 годах Н. П. Шереметев отстроил Странноприимный дом в Москве. До конца жизни постоянно помогал калекам и обездоленным. В своем московском дворце он основал знаменитую Шереметевскую больницу, которая в настоящее время известна как Институт скорой помощи им. Склифосовского.
Иван Иванович Шувалов – инициатор создания и президент петербургской Академии художеств (1757 год). Академия возникла из учеников, которые по распоряжению Шувалова готовились для этой цели в московской гимназии и находилась под его непосредственным ведением до 1763 года. С воцарением Екатерины II оказался в опале. Был вынужден «по болезни» уйти в долгий отпуск и уехать за границу, где находился в 1763-1777 годах. За границей он был всюду принимаем «с великими почестями и предупредительностью», всячески старался помогать русским художникам и ученым, выполнял дипломатические и другие поручения русского правительства.
Собирал произведения искусства; по его заказу были сделаны гипсовые слепки с выдающихся произведений скульптуры в Риме, Флоренции и других городах Италии. Собранные богатые коллекции передал Академии художеств и Эрмитажу. В 1777 году Шувалов возвратился на родину, что было отмечено в печати целым рядом хвалебных стихотворений, среди которых особенно замечательно «Послание» Г. Р. Державина Был назначен обер-камергером.
Павел Михайлович Третьяков (1832 год, Москва – 1898 год, там же), российский предприниматель, меценат, коллекционер, благотворитель. Потомственный почётный гражданин (1856 год), коммерции советник (1880 год), почётный гражданин Москвы (1897 год).
Третьяков получил домашнее образование. В первой половине 1850-х годов унаследовал дело отца, развивал операции по закупке льна, его переработке и продаже текстильных изделий. Составил крупное состояние (4,4 млн. рублей), заключавшееся в недвижимости (5 домов в Москве), ценных бумагах, деньгах и векселях.
Третьяков начал собирать художественную коллекцию в 1854 году, купив 10 полотен старых голландских мастеров на \”развалах\” у Сухаревой башни. Поставил перед собой цель создать национальную художественную галерею. В собрание Третьяков включал наиболее ценные и примечательные произведения, в первую очередь своих современников, с 1870-х годов – главным образом членов Товарищества передвижных художественных выставок. Приобретения делал на выставках и непосредственно в мастерских художников, иногда покупал целые собрания: в 1874 году приобрёл туркестанскую серию Верещагина (13 картин, 133 рисунка и 81 этюд), в 1880 году – его же индийскую серию (78 этюдов). В собрание Третьякова входило свыше 80 этюдов Иванова.
Наиболее полно у Третьякова были представлены Перов, Крамской, Репин, Суриков, Левитан, Серов. Стремясь показать становление и развитие отечественной художественной школы, Третьяков стал приобретать картины мастеров XVIII – первой половины XIX веков и памятники древнерусской живописи. Он задумал также создание \”Русского пантеона\” – портретной галереи знаменитых соотечественников. Специально для неё заказал портреты деятелей отечественной культуры ведущим мастерам этого жанра – Ге, Крамскому, Невреву, Перову, Репину.
Примечание: Предложите детям самим найти информацию о других меценатах.
Классный час \”История Царского Села\”
\”Как если зданиям прекрасным
Умножить должно звезд число,
Созвездием являться ясным
Достойно Царское Село\”.
М. В. Ломоносов
Более двух веков Царское Село являлось резиденцией российских монархов, одним из самых привлекательных пригородов Санкт-Петербурга. Это, несомненно, «крупнейший бриллиант в ожерелье» городов-спутников Северной Пальмиры.
29 августа 1808 года, по указу Александра I, образовался единый город под названием Царское Село. В связи с решением императора архитектор В.И.Гесте разработал план реконструкции Царского Села.
Ко второй половине ХIХ века это был благоустроенный европейский город с железнодорожным сообщением, качественно устроенными водопроводом и канализацией, телеграфом, телефоном, радиостанцией. В городе было 14 тысяч жителей, имелся госпиталь на 150 мест, была устроена богадельня на 40 человек. В Царском Селе впервые в Европе появилось электричество. После падения монархии город превратился в музей, сохраняющий память о своем былом величии.
В 1717-1724 годах по проекту архитектора И. Браунштейна для Екатерины I был построен самый первый каменный дворец. Назывался он \”Каменные палаты\”. Этот дворец, как и все дворцовые постройки того времени, был двухэтажным небольшим зданием.
После того, как на престол взошла Елизавета Петровна, она сразу же повелела перестроить Екатерининский дворец. Он казался ей маленьким и невероятно старомодным. Первым архитектором, который взялся за перестройку дворца, стал Земцов. И к 1751 году, усилиями всех знаменитых архитекторов, скромные «каменные палаты о 16 светлицах» превратились в огромный 325-метровый красивейший дворец, который потряс своей красотой всю местную знать. Не менее красивой получились церковь и Парадный двор, которым был окружен дворец.
Окончательный облик дворец получил благодаря знаменитому архитектору Б.Ф. Растрелли. Именно в таком виде дворец дожил до наших дней.
Царское Село в дореволюционное время было образцовым городом, в котором внедрялись передовые достижения науки и техники. От Царского Села к Петербургу и Павловску протянулась первая в России железнодорожная линия (построенная для удобства императорской семьи). В городе было проведено электричество, устроен водопровод и канализация. Была построена уменьшенная копия петербургского Гостиного Двора, а также многочисленные виллы. После революции эти виллы были превращены в детские дома, а город получил соответствующее название – Детское Село. В 1937 году город был назван Пушкин в ознаменование столетней годовщины со дня смерти поэта. Сейчас дворцовый комплекс вновь называется Царское Село, и многим улицам возвращены их старые названия. Однако сам город по-прежнему называется Пушкин.
\”Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас не бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село\”.
А. Пушкин
Для нового учебного заведения – Лицея – был отведен четырехэтажный флигель Екатерининского дворца, построенный в конце XVIII века архитектором И.В. Нееловым.
Прообразом Царскосельского Лицея был Лицей греческий. Лицеем, или Ликеем, называлась одна из трех афинских гимназий, основанных в 335 году до нашей эры Аристотелем. Она была расположена неподалеку от храма Аполлона Ликейского в северо-восточном пригороде Афин – Ликее, в красивом живописном месте.
Подобно древней школе, пушкинский Лицей разместился в небольшом городке – Царском Селе, зеленом и нарядном, среди нескольких парков. \”Прекрасные дубравы\” позднее станут источником поэтического вдохновения Александра Пушкина и его друзей, неотъемлемой частью их шестилетней жизни в Лицее.
Создание Лицея было неразрывно связано с широкими планами государственного преобразования России в начале царствования Императора Александра I.
Вновь созданное учебное заведение ставило своей целью \”образование юношества, особенно предназначенного к важнейшим частям службы государственной\”. Во всех \”правах и преимуществах своих Лицей совершенно равнялся с российскими университетами\”; \”император оказывал новому учебному заведению особое покровительство\”.
За шесть лет, определенных для учебы, нужно было овладеть \”предметами учения, важным частям государственной службы приличными и для благовоспитанного юноши необходимо нужными\”.
В Лицей принимали не только по предъявлению свидетельства о дворянском происхождении, но и по предварительному испытанию – вступительным экзаменам.
19 октября 1811 года тридцать мальчишек сели за парты и стали одноклассниками. Впрочем, их величали «первый курс Царскосельского Лицея», так что они могли считать себя и школьниками (им было в среднем лет по двенадцати) и студентами (потому что после окончания Лицея уже не надо было учиться ни в каком другом учебном заведении).
Среди тридцати учеников – те, чьи имена впоследствии войдут в историю России:
поэт и журналист Антон Дельвиг,
дипломат, канцлер Александр Горчаков,
поэт и декабрист Вильгельм Кюхельбекер,
декабрист Иван Пущин,
поэт Александр Пушкин.
Примечание: материалы о жизни и творчестве А.С.Пушкина и его друзей в Царском селе могут найти сами школьники.
Марина Луценко, учитель английского языка средней школы №3 Читы
Комментарии