search
main
0

Будут гении в Боровском районе Если образованию дать приоритет

Первого сентября Ермолинской средней школе исполнилось 110 лет. Юбилейный возраст и у ее директора Александра Михайловича Зарха – он родился в 40-м. Закончив 11 классов в Ангарске Иркутской области, мечтал о карьере юриста. Но жизнь сложилась иначе. После окончания Красноярского пединститута работал в Норильске в различных школах системы гороно. Оттуда в 1988-м перевелся в Ермолино. Жена, Мария Алексеевна, – педагог начальных классов. Дочь Елена живет и работает в Норильске…

С директором школы-юбиляра мы и беседуем о проблемах образования.

Балабанове школы решили скооперироваться вокруг сильных учителей. Например, в 4-й сильный преподаватель химии. Здесь решили проводить углубленное изучение химии. А в 1-й балабановской – сильный математик. Дети могут ходить на факультативные занятия необязательно в свою школу, а в другую. Наши будущие выпускники к первому октября уже должны определиться, куда будут поступать. Мы им составляем индивидуальное расписание и даем многим из них свободное посещение уроков, если они представят справку, что учатся, например, на курсах в Обнинске или факультативах другой школы. Да, отпускаем с уроков, а они потом сдают пропущенный материал зачетами.

– Значит, главное для школы – подготовка в вуз?

– Не главное. Но каждый директор гордится выпускниками, поступившими в вуз. Значит, качество и объем знаний, полученных в школе, достаточные. Хотя и тут есть проблемы. Например, при равном количестве баллов в местные институты примут жителей Обнинска или Калуги. А иногородние вынуждены поступать на то же отделение на коммерческой основе! Это обидно. Но ребята должны быть к этому готовы. И я им внушаю, что в последние два года учебы в школе надо просто “пахать”!

– В Ермолинской школе до вашего прихода в течение шестнадцати лет не было медалистов. Теперь по этому показателю школа – в числе первых в районе. Что было сделано?

– Первый год, когда я приехал сюда, школа занимала последние места на олимпиадах. Стало быть, работе с одаренными детьми уделялось очень мало внимания. Тогда мы начали формировать классы одаренных детей по интересам и классы по реальным учебным возможностям учеников. Вскоре наши ребята стали выходить в призеры районных конкурсов и олимпиад. В школе создали программу “Стимул” – поощряем работу учителей, работающих творчески, в виде надбавок, премий.

– А доплаты со стороны родителей?

– С родителей мы принципиально никаких доплат не берем! В нашей школе утвержден принцип бесплатности образования.

С 1991 года у нас работает школа раннего развития детей шести-семи лет. Мы учли, что малыши приходят с разным уровнем подготовки, а те, кто не посещает детский сад, и вовсе без нее. Их стали готовить в течение года те учителя, которые выпускают третий класс и набирают первый. Во главе – завуч Татьяна Владимировна Малинина. Обучение в школе бесплатное. В Боровске и Балабанове тоже есть такие классы, но за деньги! А мы учим бесплатно уже восемь лет! Наш опыт изучили и обобщили в Калужском институте усовершенствования учителей и предложили к распространению. Готовим к изданию брошюру по методике этой работы.

– Ваше отношение к 12-летке?

– Я против! Это трата времени. Если кто-то считает, что программы и учебники перегружены, создавайте новые, убирайте второстепенный материал. Сейчас изданы настолько противоречивые учебники, что даже мы, учителя, заблудились: какие выбирать? А зачастую у нас просто нет выбора, и приходится заниматься по тем, которые поступают в библиотеку. Если же мы хотим заниматься по другим – их должны покупать родители. А если надо купить их пять-шесть? Каково это для бюджета семьи?

Надо разгрузить учебники, оставить самое необходимое – базовый материал. А высвободившиеся финансы от печатания новых учебников, которых будет очень и очень много, лучше потратить на увеличение зарплаты учителям, работникам образования и науки. Одиннадцатилетка уже была, она совершенно ничего нового не дала и качество обучения не повысила.

– В поселке действует филиал российского заочного института легкой текстильной промышленности. Как пришла эта идея?

– Лет шесть назад мы провели диагностику нашего населения на предмет его образованности и выявили такую картину: из 10750 человек взрослых только два с половиной процента имеют высшее образование. Тогда и решили создать филиал института и таким образом дать возможность ребятам учиться тут же, в Ермолино. Ведь отпускать сейчас детей куда-то очень непросто. Два года мы вместе с Е.С.Силаевым, бывшим генеральным директором АО “Ермолино”, вели переговоры с ректором института. Результат – уже пятый год существует заочный филиал института на базе нашей школы. Факультеты – экономический и электромеханический. На будущий год будет первый выпуск специалистов. Популярность филиала растет. У нас учатся дети из Обнинска, Малоярославца, Наро-Фоминска, Апрелевки. В этом году приняли 102 человека. Из них треть – ермолинцы. Обучение платное: пять тысяч рублей за год. Плату можно вносить частями. А так как институт занимается на нашей базе, то он помогает школе. Например, его силами создаем компьютерный класс, нам выделяют средства на ремонт школы.

– Еще одна ваша идея – упорядочение социальной работы…

– Уникальное расположение поселка, автономно обособленного от райцентра, натолкнуло на мысль: создать школу-центр, чтобы все учреждения и организации, которые расположены в нем, работали на учителя. Поэтому мы решили создать центр социальной педагогики, чтобы была организация, работающая вместе со школой – на школу. В это время шел поиск новых форм работы в микросоциуме под руководством академика А.П.Бочаровой. Мы подключились к нему вместе с Полиной Дмитриевной Клочиновой (сейчас директор Центра социальной педагогики), ездили на семинары в Калугу, Москву. Нас поддержал глава ермолинской администрации Валерий Сергеевич Ганин. В поселке был создан координационный совет из руководителей различных организаций и предприятий, социальных педагогов – всех, кто причастен к воспитанию детей. Нам выделили двенадцать ставок социальных педагогов в школу и десять социальных педагогов досугового типа. Опыт наш описан и используется не только в области, но и за ее пределами. А в прошлом году издана методическая брошюра “Школа – центр образования, воспитания и социальной педагогики”. За каждым социальным педагогом закреплена группа однотипных классов – пятых, шестых, девятых. Родительские собрания проводятся совместно с социальными педагогами, на них обсуждаются самые острые проблемы воспитания. Так мы узнаем о ребенке все!

– А можно ли сейчас вырастить гения?

– В условиях Боровского района – очень проблематично. Вот если куда-то делегировать способного ученика, где он мог бы получить наиболее полное образование, тогда, да, конечно.

– То есть все упирается в образование, в его качество?

– Да! Поэтому люди, не понимающие роли образования, обедняют свое существование. А вот руководители города и района, осознающие важность школы, с нами сотрудничают. И я благодарен главе районной администрации Ивану Михайловичу Родионову за поддержку наших начинаний и за то, что он в нынешних тяжелейших финансовых условиях практически не задерживает выплату заработной платы учителям, выделяет целевые средства на ремонт школ, внимателен к нуждам школ и учителей. Будем беречь детей, школу, учителей – будет у нас надежда, будущее…

Виктор РЫБАЛКО

Ермолино,

Боровский район,

Калужская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте