Министерство образования и науки РФ предлагает всем педагогам и управленцам высказать свое мнение по поводу проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Глава 11. Дошкольное образование
Статья 97. Дошкольное образование
1. Дошкольное образование направлено на разностороннее развитие детей, формирование у них нравственных норм, приобретение ими социального опыта в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, до их приема в образовательную организацию для получения общего образования.
2. Основная образовательная программа дошкольного образования обеспечивает познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое развития детей, укрепление и сохранение их физического и психического здоровья, а также осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
3. Основная образовательная программа дошкольного образования реализуется дошкольными образовательными организациями.
Основная образовательная программа дошкольного образования может реализовываться в общеобразовательных организациях (их структурных подразделениях), в организациях дополнительного образования детей (в группах кратковременного пребывания), а также в организациях, осуществляющих содержание, воспитание и (или) оздоровление детей, в том числе в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Требования настоящей главы распространяются на такие образовательные организации при реализации ими основных образовательных программ дошкольного образования.
4. Реализация основной образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации сопровождается осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня.
5. Услуги по реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а также услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста могут оказываться в рамках индивидуальной педагогической деятельности.
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а также по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста, должны иметь среднее профессиональное или высшее образование в области образования и педагогики.
6. Органы местного самоуправления организуют предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории соответствующего муниципального района или городского округа, в том числе обеспечивают получение дошкольного образования всеми детьми предшкольного возраста, проживающими на указанной территории, а также организуют и координируют методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста в семье.
Статья 98. Дошкольная образовательная организация
1. Дошкольная образовательная организация – это тип образовательной организации, создаваемой в целях ведения образовательной деятельности по реализации основных образовательных программ дошкольного образования, а также осуществления присмотра и ухода за детьми.
Дошкольная образовательная организация вправе также реализовывать дополнительные общеразвивающие программы для детей.
2. Для реализации основных образовательных программ дошкольного образования создаются дошкольные образовательные организации следующих видов:
– детский сад – дошкольная образовательная организация, которая реализует основную образовательную программу дошкольного образования общеразвивающей направленности, в том числе с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
– детский сад компенсирующего вида (коррекционный детский сад) – дошкольная образовательная организация, которая реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования компенсирующей (коррекционной) направленности, обеспечивающую приоритетное осуществление деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Дошкольная образовательная организация в соответствии с уставом и при наличии необходимых условий может проводить санитарно-гигиенические, профилактические, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для детей.
4. Дошкольная образовательная организация несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за реализацию не в полном объеме основной образовательной программы дошкольного образования.
Статья 99. Организация приема в дошкольную образовательную организацию
1. В дошкольные образовательные организации для получения дошкольного образования принимаются на общедоступной основе дети в возрасте от двух месяцев до семи лет по заявлению родителей (законных представителей) на основании медицинского заключения.
2. Порядок приема детей в дошкольную образовательную организацию в части, не противоречащей законодательству об образовании, определяется учредителем дошкольной образовательной организации и закрепляется в уставе образовательной организации.
Порядок приема детей в государственные и муниципальные дошкольные образовательные учреждения и частные дошкольные образовательные организации, в которых финансовое обеспечение основной образовательной программы дошкольного образования осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, для обучения по основной образовательной программе дошкольного образования должен обеспечивать зачисление всех детей, имеющих право на получение дошкольного образования и проживающих на определенной учредителем соответствующей образовательной организация территории.
В приеме в дошкольную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.
В случае отказа в предоставлении места в дошкольной образовательной организации родители (законные представители) для решения вопроса об устройстве ребенка в другую дошкольную образовательную организацию обращаются непосредственно в орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
3. Отношения между дошкольной образовательной организацией и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные настоящим федеральным законом права сторон.
Статья 100. Реализация основной образовательной программы дошкольного образования
1. Осуществление образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях регламентируется основной образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой такими организациями самостоятельно.
Основная образовательная программа дошкольного образования должна быть направлена на всестороннее развитие детей, охрану и укрепление их здоровья, а также на обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач образования детей дошкольного возраста.
В государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, а также в частных дошкольных образовательных организациях, в которых финансовое обеспечение основной образовательной программы дошкольного образования осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основная образовательная программа дошкольного образования разрабатывается в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а также примерной основной образовательной программой дошкольного образования, которая определяет содержание обязательной части основной образовательной программы дошкольного образования.
Дошкольная образовательная организация для разработки своей основной образовательной программы дошкольного образования выбирает примерную основную образовательную программу дошкольного образования из перечня соответствующих примерных программ, утверждаемого по результатам экспертизы таких примерных программ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
2. Основная образовательная программа дошкольного образования реализуется в очной форме.
3. Режим работы дошкольной образовательной организации и время пребывания в ней воспитанников определяются с учетом потребностей участников образовательного процесса и закрепляются е ее уставе.
4. Продолжительность пребывания воспитанников в дошкольной образовательной организации определяется родителями (законными представителями) воспитанников и может составлять от 3 до 5 часов (кратковременное пребывание), 8-10-часовое пребывание (режим сокращенного дня), 11-12-часовое пребывание (режим полного дня), 14-часовое пребывание (режим продленного дня).
По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы дошкольной образовательной организации круглосуточно (на условиях интерната), а также в выходные и праздничные дни.
5. Режим дня в дошкольной образовательной организации определяется уставом дошкольной образовательной организации и должен соответствовать возрастным особенностям воспитанников и способствовать их гармоничному развитию.
6. Образовательный процесс при реализации основной образовательной программы дошкольного образования осуществляется в группах или индивидуально.
Основными формами организации образовательного процесса являются различные виды детской деятельности (игра, чтение (восприятие), общение, продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская деятельность, труд и т. д.).
7. В дошкольной образовательной организации при реализации основной образовательной программы дошкольного образования устанавливаются каникулы, во время которых проводят занятия только физкультурно-оздоровительной и художественно-эстетической направленности.
Общая продолжительность каникул составляет 110 дней: летние – 90 дней, зимние – 10 дней, весенние – 10 дней.
8. Количество групп в дошкольной образовательной организации определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости, установленной федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования исходя из направленности основной образовательной программы дошкольного образования, а также необходимости проведения с воспитанниками профилактических, реабилитационных и оздоровительных мероприятий.
Статья 101. Особенности предоставления дошкольного образования детям с ограниченными возможностями здоровья
1. Дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, принимаются в дошкольную образовательную организацию для освоения основной образовательной программы дошкольного образования компенсирующей (коррекционной) направленности только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, в дошкольные образовательные организации любого вида дошкольная образовательная организация обязана обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы.
2. Штатное расписание, а также материально-технические условия организации и обеспечения образовательного процесса детских садов компенсирующего вида (коррекционных детских садов), а также детских садов, в которых создаются комбинированные группы, должны обеспечивать реализацию основной образовательной программой дошкольного образования компенсирующей направленности, а также проведение необходимых реабилитационных и оздоровительных мероприятий с воспитанниками (в зависимости от категории детей с ограниченными возможностями здоровья).
Статья 102. Родительская плата за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях
1. За присмотр и уход за ребенком в дошкольных образовательных организациях с родителей (законных представителей) может взиматься плата, если иное не установлено настоящим федеральным законом и иными федеральными законами.
2. Размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях не может превышать 20 процентов затрат, предусмотренных нормативом финансирования основной образовательной программы дошкольного образования и присмотра и ухода за воспитанниками, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, – 10 процентов указанных затрат.
За присмотр и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья, а также детьми с туберкулезной интоксикацией, находящихся в указанных образовательных организациях, родительская плата не взимается.
Статья 103. Компенсация части родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях
1. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих дошкольные образовательные организации, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не меньшем чем 20 процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, находящихся на территории того же субъекта Российской Федерации, что и соответствующие образовательные организации, – на первого ребенка; 50 процентов – на второго ребенка; 70 процентов – на третьего ребенка и последующих детей.
Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных, муниципальных дошкольных образовательных учреждениях определяется органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.
2. Порядок обращения за компенсацией, а также порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации, является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Ваши замечания, предложения, дополнения ждут в Департаменте образования, Министерстве образования и науки РФ, Комитете Государственной Думы по образованию.
Комментарии