Победитель конкурса «Учитель года России-2010» Гульнара Сабитова превращает обычный, казалось бы, урок русского языка на будничную тему «Рассуждение как тип речи» в увлекательное исследование, а ребята, как по мановению волшебной палочки, оборачиваются учеными-лингвистами, раскрывающими секреты слов.
Цели урока:
I. Формирование языковой компетенции.
1) Познавательные:
– дать представление о рассуждении как типе речи, познакомить со структурой текста рассуждения;
– повторить типы речи, вспомнить понятие речь;
– повторить состав слов;
– повторить этимологию слов, познакомить с происхождением некоторых новых слов;
– расширить лексический запас слов.
2) Практические:
– учить детей отличать текст-рассуждение от текстов других типов речи;
– учить видеть структуру текста рассуждения;
– учить создавать текст-рассуждение по предложенному образцу.
II. Формирование надпредметных компетенций.
1) Деятельностные компетенции (развивающие цели):
– развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять и делать вывод, творческие умения;
– учить самостоятельно открывать знания, разрешать нестандартные проблемы;
– учить работать с учебным текстом, составлять опорные схемы.
2) Социальные компетенции: работать в коллективе, прогнозировать свою работу, слушать и слышать учителя, адекватно реагировать на ошибки, принимать решения.
III. Воспитательные цели:
– вызвать интерес к урокам русского языка.
– воспитывать умение самостоятельно работать.
Оборудование
1. Раздаточный материал:
– тексты для определения типов текста,
– материал из справочника,
– тексты для закрепления.
2. Мультимедийный проектор.
Ход урока
Учитель: Давайте поприветствуем друг друга и гостей на нашем уроке. Сегодня я предлагаю вам забыть о том, что вы ученики, и представить, что мы с вами группа серьезных, маститых, всемирно известных ученых, работающих над очень важными проблемами современной лингвистики. Представили? Ребята, а какое качество является самым важным для ученых? (Ответы детей). Все эти качества вам сейчас и понадобятся.
Фронтальный опрос
Учитель: Чтобы настроиться на работу, давайте вспомним:
– Что такое речь?
– Для чего нужна людям речь? Почему мы не можем без нее обойтись?
Нас окружает огромный мир, созданный природой, сделанный человеком. Вокруг бесчисленное множество предметов и явлений, они имеют разные признаки, совершают разные действия. Мы все это видим и говорим об этом. Мы отражаем в нашей речи окружающую действительность. Но мы говорим не только о том, что нас окружает. Воспринимая действительность, мы говорим и о возникших у нас мыслях и чувствах. Оцениваем действительность, объясняем происходящее. Помогают нам различные типы речи.
– Какие типы речи вы знаете?
– По каким особенностям мы можем отличить описание?
– По каким особенностям мы можем отличить повествование?
– По каким особенностям мы можем отличить рассуждение?
Прием фотографирования
Работа с текстами
Учитель: Давайте проверим наши знания. Перед вами три текста. Прочитайте эти высказывания, сравните их.
1. На черной воде плавала громадная птица. Оперение ее переливалось лимонным и розовым цветом. Заросшая курчавым пухом голова была маленькая, величиною с яйцо. Огромный клюв с кожаным красным мешком как будто был приклеен к ней. (По К. Паустовскому).
Какая эта птица?
2. Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, разинул клюв, щёлкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно бить крыльями и притопывать утиной лапой. (По К. Паустовскому).
Что делал пеликан?
3. Пеликаны не могут нырять. Это связано с особым строением костей и с наличием воздушных мешков.
Почему пеликаны не могут нырять?
Что общего в содержании текстов? Чем они различаются?
Представьте, что вам нужно рассказать о пеликанах не словами, а с помощью фотоаппарата. Содержание какого текста вы смогли бы отразить на одном снимке? В каком случае вам придется сделать несколько снимков? Какой текст не удастся сфотографировать?
Формулировка темы. Задачи.
Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить о рассуждении.
– Какова тема нашего урока?
– Чему мы должны научиться?
Наша задача – выяснить, что такое рассуждение, познакомиться с его структурой, научиться выстраивать текст рассуждения.
Итак, что же такое рассуждение? Чтобы ответить на этот вопрос, мы, как настоящие ученые, должны найти самое главное в слове.
– Какая часть слова является самой главной? (корень) Что нужно сделать, чтобы его найти в слове? (подобрать однокоренные слова)
Подбираем однокоренные слова: рассуждать, рассудительный, судить, суждение, суд.
РАССУЖДЕНИЕ
Рассуждение – это ряд мыслей, суждений, изложенных в определенном порядке.
– Какие слова непонятны в определении?
Обратите внимание на последнее словосочетание. Что значит «в определенном порядке»? Есть свой план, композиция. Чтобы узнать ее, предлагаю обратиться к словарю-справочнику.
Работа со статьей из справочника
РАССУЖДЕНИЕ КАК ТИП РЕЧИ
В рассуждении дается объяснение какому-либо явлению, событию, факту и т.д. Почему это есть? Почему это произошло? Почему так? – вот основные вопросы, на которые отвечает рассуждение. В написании рассуждения используются слова: во-первых, во-вторых, так как, поэтому, ведь, значит, кроме того, следовательно, итак.
Построение рассуждения чаще всего бывает таким: высказывается какая-либо мысль, потом идут аргументы, то есть доказательства этой мысли (это различные примеры из жизни, факты, мнения авторитетных людей), а затем дается итог, то есть вывод в результате приведенных доказательств.
Учитель: Большой и сложный текст? Но мы ведь ученые и нам учить такое большое правило совсем не обязательно. Мы должны взять из текста самое главное.
Составление схемы (метапредметные связи)
Вопрос: почему?
Тезис ———————- аргументы —————вывод
(основная (доказательства)
мысль, которую а) во-первых, примеры
нужно доказать) б) во-вторых, факты
в) в-третьих, мнения
– Что мы сейчас составили? (схему)
– Что такое схема? (изображение в главных чертах)
– Для чего нам нужны схемы? (чтобы было проще запомнить, видеть логику, взаимосвязь всех частей)
– Чем удобнее пользоваться – текстом-правилом или правилом-схемой?
Ребята отвечают.
Закрепление
1) Игра.
Учитель: Еще раз внимательно посмотрите на схему. Запомнили? Давайте проверим. Закройте тетради. Я вам сейчас буду называть слова, которые связывают тезис и аргументы. Если говорю правильно – хлопаем в ладоши, если ошибаюсь – нет. Приготовились?
Тогда
Который
Потому что
Так что
Так как
Ведь.
Молодцы!
2) Учитель: Ну вот, господа ученые, мы сформулировали теоретические постулаты, а теперь приступаем к серьезному практическому эксперименту. Перед вами текст-рассуждение. Необходимо прочитать его и найти все части рассуждения: тезис, аргументы, вывод.
1. Я однажды побывал на соревнованиях по фехтованию. Мне эти соревнования не понравились. Во-первых, не видно лиц. Сражаются два манекена в сетчатых масках. А во-вторых, это какой-то несовременный вид спорта. Ну, кому сейчас придет в голову защищать себя при помощи шпаги! Поэтому, уж если бы я занимался спортом, я изучал бы бокс или ещё лучше – самбо.
2. Некоторые сказки называют волшебными, так как в них рассказывается о необыкновенных приключениях и подвигах героев – смелых, находчивых и добрых людей. Они поднимаются выше туч, попадают в подземное царство, достают мёртвую и живую воду. Им помогают ковры-самолёты, скатерти-самобранки, говорящие животные и растения.
3. …- Рифма – это когда два слова оканчиваются одинаково, – объяснил Цветик. – Например, утка – шутка, коржик – моржик. Понял?
– Понял.
– Ну, скажи рифму на слово «палка».
– Селёдка, – ответил Незнайка.
– Какая же это рифма: палка – селёдка? Никакой рифмы нет в этих слова.
– Почему нет? Они ведь оканчиваются одинаково.
3)Учитель: Отлично справились с этой работой!
А теперь ещё более трудный эксперимент. Нам предстоит научиться самостоятельно составлять текст-рассуждение.
Перед вами слово «подушка». Если внимательно всмотреться в корень, определить его значение, то можно разгадать «секрет названия» этого слова.
Подушку назвали так потому, что она лежит под ухом. Где тезис? Где аргумент? Сколько их?
Теперь вы самостоятельно работаете с этими примерами:
Слова 1: подушка, костяника, гвоздика, былина, сыроежка, воевода, соратник.
Слова 2: капюшон, баскетбол, перчатка, терраса, фонетика, черепаха.
Справились с заданием? Какая проблема возникла? Что такое проблема? Для чего мы ставим проблемы на уроках русского языка и не только? Что нужно, чтобы решить проблему? (дополнительное знание).
Капюшон – капитан – капот
– Выделите современный корень.
– Какая часть корня одинакова во всех словах? (кап-)
– Это неслучайно, потому что все эти слова произошли от одного латинского слова cappa – голова.
– Составляем рассуждение: Слово капюшон так назвали потому, что….
Домашнее задание
Прочитайте внимательно слова, выделите в них корень, выберите одно слово (или несколько), напишите небольшой текст-рассуждение, в котором раскройте «секрет названия» этого слова (этих слов).
Медведь, зяблик, смородина, подорожник, шиповник.
Гульнара Сабитова, учитель русского языка и литературы гимназии №10 города Челябинска, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2010»
Фото Алексея Ветчинкина
Комментарии