search
main
0

Без духовности нет личности

Прошло более десяти лет, как наша школа гуманитарного развития при магнитогорском Центре творчества детей и юношества распахнула свои двери.
Смысл, сущность основных целей нашей школы заключаются в том, чтобы всеми образовательными и воспитательными средствами способствовать становлению и развитию духовности, творческих сил и способностей учащихся, а также воспитанию чувства причастности к своему народу, его истории и культуре. Воспитанию свободной личности.

Программу школы составляют три блока: гуманитарный – этика, русская культура; художественно-эстетический – музыка, танец, ритмика, народное творчество, театральная деятельность; прикладной – информатика, прикладное творчество, плавание и т.д. Принимаются дети с 7-летнего возраста, без экзаменов.
Занимаются с ребятами 15 педагогов городского Центра творчества и общеобразовательных школ N55, 56, 58. В основе деятельности каждого педагога лежит идея воспитания духовности, бескорыстного стремления к добру, истине, подлинной красоте.
Дети, которые к нам приходят, обычно мало знают о традициях, обычаях русского народа. Поэтому с самого начала начинаем знакомить каждого с народным творчеством, с обрядовыми праздниками. Ребята посещают кружки по интересам (народной песни, фольклорный ансамбль, народного танца). Есть у нас интегрированные курсы и программы по риторике и изобразительному искусству, народному творчеству, хореографии и театру, русской культуре и др.
Народное творчество – это синтез искусств. Это и песня, и хореография, и драматизация и т.д. Оно пронизывает все занятия и объединяет все программы в единое культурно-образовательное пространство.
Ребенок учится бережно относиться к традициям семьи, к старшим, учится осознавать себя преемником русской национальной культуры.
Каждую тему ведут разные герои: с народными играми знакомит Бабушка-Забавушка, с колыбельными песнями – Угомон, с потешками – Веселенок и т.д. Вести занятия помогают куклы-герои, в создании которых участвуют сами же дети.
Вот фрагмент занятия по народному творчеству.
Классный кабинет оформлен под терем. Сам педагог – в роли Звездочета. Да и математические задачи – сказочные. Учит родной речи Сказочница, вышивать – Марья Искусница. И все это перекликается с народными песнями, играми, плясками, инструментальными мелодиями. Ребята как бы не играют, а живут в этом мире, вместе борются со злом, отстаивают справедливость, вместе переживают и, конечно же, побеждают: добро сильнее зла.
Первый год – это приобщение к истокам народного искусства. Большое место в работе с детьми второго и третьего года обучения занимает сказка. Сказка доступна детям,она будит детское любопытство, воображение, стимулирует творческое начало. Она богата не только пестрым миром действующих лиц, но и словарным запасом, разнообразием эмоций, нравственной окрашенностью. Народные сказки требуют перевоплощения в образ, умения вживаться в него, а значит, дети должны овладеть элементами мастерства актера. И в этом им помогают занятия по театру, музыке, хореографии, где развиваются пластичность, координация, творческая фантазия, воображение и др.
Весь курс программы по народному творчеству группируется вокруг календарных праздников: “Осенины”, “Кузьминки”, “Святки”, “Прощай, Масленица”, “Семик”, “Иван да Марья” и др. Праздники – это радость, а без радости не может быть творчества, не может быть развития. Они своего рода интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся.Праздники – это и возможность оценить сделанное, подвести итоги, пережить радость совместного творчества.
Традиционными стали в школе гуманитарного развития праздники, проводимые в форме семейных гостиных. Родители играют с детьми в “Дударь”, “Золотые ворота”, импровизируют диалоги с колядующими, гадают на капустных кочерыжках, продают блины за частушку, поговорку, водят хороводы, участвуют в конкурсе. Дети и взрослые учатся общаться, вместе организовывать свой досуг. Ярким, незабываемым для ребят бывает проведение “Дня русской культуры” в школе. Заранее идет большая подготовительная работа по всем классам. Начинается праздник вместе с занятиями в школе с 8 часов утра и длится весь учебный день. Ребята пишут сочинения по сказкам, инсценируют их. А на переменах на всех этажах школы ребят ждут сказочные герои. Василиса Премудрая проводит испытания по народной мудрости. Змей Горыныч соревнуется в силе да смекалке. Баба Яга чинит препятствия, которые нужно преодолеть. Яблонька отдает свои яблочки тем, кто сложные загадки отгадает.
После уроков ребята начальных классов собираются в актовом зале, чтобы помочь Руслану и Людмиле из пушкинской сказки преодолеть злые чары Черномора и подвести итоги пути, по которому они прошли в этот день.
В 3-5-х классах на занятиях по русской культуре закладываются основы нравственности, духовности, эстетические ориентиры.
Знакомство ребят с родной культурой начинается с путешествия в Древнюю Русь. Древняя Русь предстает перед детьми разными своими сторонами: не только героической, но и драматической, обыденной, комической. Важным представляется здесь и обращение к православию, играющему решающую роль в миросозерцании русского человека. Достаточно обширен материал, который представляет Русь в ее разнообразии и многоголосии. Здесь и подвижники земли Русской, их жизнь, деяния, которые необыкновенно поучительны и являются прекрасными образцами служения высшей цели. Величественной и прекрасной предстает Русь, когда заходит речь о ее храмах, о творениях художников, воспевших красоту Руси, ее щедрую душу. Музыкальные образы Руси – в колокольных звонах, церковном песнопении, народных песнях.
Истоки народного сценического искусства ребята могут проследить от представлений бродячих актеров до кукольного театра с его главным героем Петрушкой. Это ли не праздник? Праздник души, мыслей и чувств.
К концу третьего года обучения дети школы гуманитарного развития приобретают определенный запас знаний по русской культуре, ее истокам, традициям, обычаям, учатся мыслить самостоятельно, нестандартно, высказывать свободно свои мнения, суждения. Они более раскрепощены, отзывчивы, добры, чутки, вежливы, тактичны.
Главный метод работы с детьми – игра. Она стимулирует познавательную деятельность. Учитель здесь и помощник, и участник.
Школа гуманитарного развития приобщает детей к национальному своеобразию, художественным традициям народного искусства, что позволяет им ощутить себя наследниками глубокого прошлого.
Понятно, что без памяти исторической нет традиции, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа.

Зинаида СТЕПАНОВА,
педагог Центра
творчества детей
Челябинская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте