На заседании Общественно-консультативного совета Управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обсудили проблемы детей-мигрантов. Как выяснилось, их предостаточно. В частности, получение гражданства РФ, регистрация по месту пребывания, зачисление детей-мигрантов в учебные заведения, межнациональные конфликты в отдельных классах и школах и т.д.
Известно, что ребенок-мигрант, не имеющий регистрации, может посещать учебное заведение, реализуя право на образование, однако директора образовательных учреждений не обязаны сообщать о нём в соответствующие инстанции. Трудности у такого школьника начинаются с 14-летнего возраста, поскольку паспорт ему не вручают, а без него ребёнок не может сдать ЕГЭ и, значит, получить аттестат.
«Мигрантские» проблемы возникают и в сфере социальной защиты. К примеру, нигде не прописаны инструкции, как именно должны действовать Центры помощи семье и детям в случае обращения к ним за помощью семей-мигрантов, проживающих нелегально. Лишь в двух районах города предусмотрены Отделения социального обслуживания семей-мигрантов – в Кировском и Выборгском. Как заметила начальник УФМС РФ по Санкт-Петербургу Елена Дунаева, выявление семей нелегальных мигрантов влечет за собой либо их легализацию, либо депортацию, но проблемы эти надо решать как можно раньше, а не тогда, когда семья окажется в трудной жизненной ситуации.
Кроме того, серьезной проблемой оказывается и предоставление медицинской помощи. Как рассказала директор ГУ «Социальный приют для детей «Транзит» Марина Рябко, в организацию поступают дети без документов по направлению милиции и органов опеки, однако у них нет возможности поставить их на медицинский учет. Проблем со здоровьем у таких детей предостаточно, ведь многие из них жили на улицах, ночевали в подъездах, подвалах. При обследовании, например, выявляется, что у 54% детей – туберкулез, который требует длительного лечения. Кто должен его оплачивать?
Итоговым на заседании стало выступление уполномоченного по правам ребёнка в Санкт-Петербурге Светланы Агапитовой. По её мнению, первоочередной вопрос, на который предстоит ответить, это сколько вообще детей-мигрантов в городе? Можно посчитать только тех, кто проживает легально и тех, кто обращался в государственные учреждения, но это лишь верхушка айсберга. Истинных масштабов не представляет никто.
Еще одна немаловажная проблема – восприятие детей-мигрантов окружающими. Не все горожане могут относиться к ним, как к равным. И здесь, безусловно, ведущую роль играет нетерпимость со стороны взрослых: можно сколько угодно беседовать о толерантности в школе, но, если дома говорят обратное, эффекта не будет.
Сейчас в городе активно разрабатываются программы для так называемых «классов с полиэтническим составом учащихся». Преподавание в таких классах – довольно трудоемкий процесс и требует особой подготовки учителя: каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Помимо этого, необходимо создать позитивную атмосферу в классе – чтобы дети правильно воспринимали приезжих одноклассников.
Фото с сайта www.newz.nnm.ru
Комментарии