Говоря о фильмах для детей, нынешние родители с удовольствием перечислят волшебные сказки своего детства – «Про Красную шапочку», «Приключения Электроника», «Гостью из будущего» и многие другие. А вот на вопрос, снимается ли сейчас в России детское кино, большинство ответит отрицательно. А между тем, семейные картины, хоть их и немного, появляются регулярно, только вот до проката они так и не доходят, не находя продюсеров, которые возьмутся тратить огромные деньги и силы, дабы пробиться между очередным «Мадагаскаром» и «Железным человеком». К счастью, увидеть их все-таки можно – на отдельных фестивалях, в частности «Московской премьере». Только что завершившийся киносмотр включал в себя отдельную программу – «Наше новое детское кино». Юные зрители вместе с папами и мамами посмотрели 23 игровые и анимационные картины в 6 кинотеатрах столицы.
Кто скажет, что современные отечественные сказки или комедии не востребованы? Уж точно не ребята. Давно я не слышала такого дружного детского хохота, как на фильмах детской программы. Взять хотя бы ленту 2011 года «Кастинг для злодея» Наталии Макаровой. Шутки простые, сюжет незамысловатый – подростки курортного городка решили снять кино и нечаянно попали в криминальные разборки взрослых – но ребячьему народу понравился. Ни один гэг вроде ведра, в котором застряла голова бандита, не прошел мимо их внимания. Разумеется, как и положено в комедии, все закончилось хорошо: преступников с помощью ребят обезвредили, флешку с украденной информацией (да, реалии нынешней жизни проникают и в детское кино!) вернули. И хотя уровень сценария и режиссуры, как говорится, оставляет желать, напоминая Гайдая времен «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-бич опять идут дожди», моральная расстановка сил радует. Главным положительным героем, точнее, героиней оказывается капитан милиции Марина Климова, прекрасный сыщик, мама двух детей и просто красивая женщина. Ну а бандиты, несмотря на численный и оружейный перевес, выходят олухами, над которыми можно только смеяться (в комедии, как прекрасно понимают дети, это оправданно). Взрослые актеры вволю подурачились, играя местных аль-капоне – взять хотя бы уморительные ужимки серьезного актера Александра Пескова, что отсылают родителей к героям анекдотов начала 90-х, с их пальцами веером. Картина пришлась по душе не только юным москвичам, но и их сверстникам со всей страны, получив диплом за лучшую комедию и лучший саундтрек на XVI Всероссийском фестивале визуальных искусств «Орленок» в этом году.
Если дети испытывают настоящую жажду в современных отечественных семейных фильмах, то взрослые – явную ностальгию. Я имею в виду не недосягаемый уровень отечественной детской киноклассики – современные игровые ленты, увы, сильно им уступают по многим причинам. Это отдельная тема для разговора, пока важно, что они вообще есть. Тоскуя по прекрасным временам и шедевральным детским фильмам, в которых считали за честь сниматься лучшие советские актеры, нынешние артисты и просто известные люди тоже пошли в кино для юных. Так, в «Кастинге для злодея» снялся интеллектуал и телеведущий Александр Гордон (иронично сыгравший современного банкира, не брезгующего криминальными способами добычи информации), в «Старинных часах» – боксер Николай Валуев и кумир многих российских подростков Дима Билан, в «Реальной сказке» – Сергей Безруков (он же в авторах сценария и продюсерах), в «Золотой рыбке в городе N» – Екатерина Гусева, Армен Джигарханян, Елена Санаева и еще много прекрасных актеров. И это обнадеживает. Глядишь, в детское кино потянутся и талантливые сценаристы и режиссеры.
Впрочем, замечание о качестве касается в основном игровых фильмов, отечественная анимация и сейчас не сдает своих позиций. Особенно это относится к короткометражкам, которые по-прежнему обеспечивают России призы международных кинофестивалей (приз зрительских симпатий на «Московской премьере» в этот раз получил «Ягодный пирог» Елены Черновой). Впрочем, у зрителей, а не критиков, востребованы мультсериалы. Странно называть так цикл «Сказки старого пианино», каждая серия которого посвящена одному великому композитору – Бетховену, Вивальди, Баху, Прокофьеву, Россини – это как раз цикл короткометражек высокого уровня. Неслучайно роли в них озвучивают прекрасные драматические актеры – Евгений Миронов, Игорь Костолевский, Борис Плотников. А вот «Тайны Сухаревой башни», представленные на фестивале как специальное событие, – самый настоящий сериал. Авторы пошли по пути западных мультфильмов, сделав исторического персонажа мистической фигурой (хотя в случае со сподвижником Петра Первого Якобом Брюсом это, в общем, оправданно) и осовременив-вульгаризировав его. В помощниках у Брюса – Петя, Марго и Кубик. Не могу сказать, что мне по душе такая недорогая мистика.
Зато «Белка и Стрелка. Озорная семейка» и «Маша и медведь» уже зарекомендовали себя и давно знакомы юным зрителям, в том числе благодаря показу в передаче «Спокойной ночи, малыши». Именно популярность (хотя и уровень картинки, сценария и юмора у них вполне приличный), мне кажется, и обеспечила им первое и второе место соответственно в рейтинге зрительских симпатий. «Белка и стрелка» даже обошла игровые ленты.
Теперь разрешите мне, как взрослому человеку, немного нудной информации и ее осмысления. «Наше новое детское кино» – традиционная фестивальная программа, в этом году она включала полнометражные игровые и анимационные фильмы, а также мультики-короткометражки, 2010–2011 года производства, не имевшие широкого проката. При этом большинство лент – призеры и победители престижных кинофестивалей – к примеру, Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале, киносмотров в «Артеке» и «Орленке». Многие из них сняты при поддержке Министерства культуры, однако ведомство и государство в целом, посчитав необходимым выделить деньги на их производство, почему-то практически не вкладывается в их продвижение. Конечно, «Московская премьера», как и некоторые другие кинофестивали, – тоже детища Минкульта, однако аудитория их, надо признать, довольно ограничена. Залы большинства кинотеатров для детей – маленькие и вмещают от силы 200 человек. У каждого фильма в среднем по 3 сеанса, значит, посмотреть его могут максимум 600 человек – на многомиллионную Москву, согласитесь, крошечная капля. В провинции резонанс не намного больше. Словом, фестивали, даже самые прекрасные, – это не более чем элегантная, эффектная галочка в чиновничьей графе «поддержка детского кино». Я не призываю отменить фестивали – напротив, хорошо бы сделать их более массовыми, с большим охватом регионов, с активной информационной поддержкой. Об их существовании должны знать все жители тех городов, где посчастливилось идти кинофоруму. А еще фестивали ценны тем, что можно хотя бы узнать названия детских фильмов. Часть из них можно найти в Интернете.
P.S. О самых интересных лентах и итогах «Московской премьеры» читайте в одном из ближайших номеров «УГ».
Фото с сайта www.freetorr.com
Фото с сайта wwwfreetorrcom
Комментарии