search
main
0

Бакалавр – значит недоучка? Педагогические вузы получили вид на будущее

На недавно прошедшей коллегии Федерального агентства по образованию обсуждался весьма острый и актуальный вопрос о будущем двухуровневой подготовки в отечественных вузах. Естественно, зашел разговор и о будущем педагогических вузов.

Комментарий «УГ»Виктор МАТРОСОВ, ректор МПГУ, академик РАН и РАО:- 2010 год должен стать для всех педагогических вузов годом перехода на уровневое образование.Задача перед нами стоит сложная, особенно если учесть, что педагогов готовят более 200 вузов и их филиалов, причем педагогических в этом количестве – 67. Кроме того, хорошо известно, что большинство наших вузов вело 5-летнюю подготовку учителей по специальностям педагогического образования. Но в то же время многие педвузы уже имеют очень серьезный опыт работы по подготовке бакалавров и магистров. Правда, как показывает статистика, до сих пор чаще всего это была подготовка преимущественно по одному из семи направлений – «Педагогика». Теперь же предстоит обеспечить переход всей системы педагогического образования на обучение студентов по новым направлениям: «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование» и «Специальное (дефектологическое) образование».Система педагогического образования не просто готовится к этому сложному этапу, уже немало сделано по обеспечению перехода педагогических вузов к массовой подготовке бакалавров и магистров в области образования. Например, наш университет одним из первых в стране еще в 1993 году начал обучение магистров науки и образования, а ныне широко ведет подготовку бакалавров наряду с подготовкой специалистов. Это позволило значительно усовершенствовать научную и нормативно-правовую базу уровневой подготовки педагогов. Как инновационный вуз, мы в течение двух лет реализации программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (2007 и 2008 годы) целенаправленно работали над созданием современной системы подготовки специалистов, бакалавров и магистров с учетом новых задач, стоящих перед педагогическим образованием. Прежде всего мы совершенствовали фундаментальную научную составляющую подготовки педагогов; обеспечивали их оснащенность современными педагогическими технологиями, нацеленными на развитие личности школьников, формирование их готовности учиться и жить в быстро меняющемся современном мире.Актуальность этих задач была еще раз подчеркнута Президентом РФ Дмитрием Медведевым на Педагогической ассамблее, посвященной открытию Года учителя в России. Президент объявил о том, что утвердил национальную инициативу «Наша новая школа». При этом Дмитрий Анатольевич подчеркнул, что ключевая роль в ее реализации принадлежит учителям, и высказался о направлениях деятельности по поддержке и развитию педагогического корпуса страны.С учетом всего этого комплекса проблем и задач мы подходим к новому этапу развития системы образования, каким, без сомнения, станет этап перехода на подготовку бакалавров и магистров. К настоящему времени в основном создана необходимая нормативная база уровневого образования. В этой связи я не могу не выделить особо для нас важное постановление Правительства РФ №1136, подписанное премьер-министром страны Владимиром Владимировичем Путиным 30 декабря 2009 года. Этот документ имеет важнейшее значение для ускорения перехода педагогического образования на уровневую подготовку. Постановлением правительства разрешена подготовка бакалавров педагогического образования одновременно по двум профилям (например, математике и физике, географии и биологии, двум иностранным языкам и др.) «с иным сроком обучения» (5 лет). Вузы оценивают это как судьбоносное решение. Мы в кратчайший срок передадим на утверждение уже подготовленный проект федерального государственного образовательного стандарта 5-летней подготовки бакалавров педагогического образования одновременно по двум профилям. Эти вопросы очень важны, мы хорошо понимаем их роль для социальной защиты и закрепления учителей в городских школах, поскольку по таким предметам, как информатика, химия, география, музыка, обществознание, трудно обеспечить полную занятость учителя. Мы знаем проблемы сельской малокомплектной школы, для которой необходима многопрофильная подготовка учителей.Сейчас мы активно работаем над новыми примерными образовательными программами. Проводится серьезная работа по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава МПГУ и вузов России, ведущих подготовку педагогических кадров.Накопленный нами опыт позволяет обозначить ряд проблем, возникших в этот переходный период. Так, в соответствии с новыми федеральными стандартами вузы имеют до 70 процентов свободы в определении содержания подготовки на базовом уровне – в бакалавриате. При этом они полностью самостоятельно формируют содержание профильной (специальной) подготовки. Да и сам перечень профилей исключен из основного нормативного документа – Федерального государственного образовательного стандарта, что создает неопределенность при формировании основных образовательных программ. Безусловно, вариативность программ и расширение академических свобод вузов – явление позитивное, но если речь идет о подготовке учителей, то очень важно, на наш взгляд, договориться, во-первых, о наличии профилей, соответствующих школьным областям знаний; а во-вторых, о некой общей инвариантной части таких профилей. Это связано со спецификой отрасли: ведь будущие бакалавры педагогического образования, став учителями, будут обеспечивать базовое образование всех граждан страны. О каком общем среднем образовании или едином государственном экзамене можно говорить, если не обеспечить общую часть профессиональной подготовки, к примеру, будущих учителей математики, русского языка? Используя аналогию с новыми стандартами школьного образования, в которых выделено «фундаментальное ядро», можно сказать о необходимости выделить такое ядро в педагогическом образовании. Решение этой задачи, на наш взгляд, могут и должны взять на себя ведущие педагогические университеты, прежде всего базовые вузы учебно-методических объединений.Для перехода к уровневой системе важно иметь полную ясность на нормативно-правовом уровне: где, на каких должностях будут работать бакалавры и магистры, чем будут отличаться их должностные характеристики, уровень заработной платы. И конечно же, предстоит большая работа среди школьников и абитуриентов, родителей и педагогов, кадровых служб, в целом общественности по разъяснению изменений, происходящих при переходе к уровневому образованию.

Дело в том, что большинство педвузов по замыслу реформаторов должны в самом недалеком будущем ограничиться выпуском исключительно бакалавров, что фактически означало бы низведение их до уровня педагогических колледжей. Ко всему прочему, как всем хорошо известно, педагоги-бакалавры до настоящего времени – фигуры, работодателями не опознанные. А уж родители вообще не понимают, кто должен дать их детям высококачественное общее образование, если вместо специалистов, обучавшихся в педвузах пять лет, придут неведомые бакалавры и магистры. Причем если с магистрами дело более или менее ясно (кроме того, что их будут выпускать значительно меньше, чем бакалавров, и вопрос, хватит ли магистров в будущем, скажем, для преподавания в старших классах, тоже актуален), то с бакалаврами, что называется, «труба». Работодатели считают их недоучками и на работу брать не хотят. К тому же возникают проблемы с оплатой их труда, квалификацией и многим другим.

Казалось бы, ситуация зашла в тупик, но 30 декабря 2009 года Председатель Правительства РФ Владимир Путин подписал очень важное постановление, важное для педвузов и отечественной школы, особенно для сельской, «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, по которым установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры) и перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист».

В соответствии с этим постановлением теперь разрешена подготовка бакалавров педагогического образования одновременно по двум профилям с «иным нормативным сроком» обучения (то есть 5 лет, как будет указано в тексте ФГОС ВПО).

Это постановление – ответ на вопрос, как готовить учителя в новой структуре уровневого образования. Нормативный срок обучения бакалавров – 4 года – позволяет готовить выпускников только по одному профилю. Но, как известно, недельная нагрузка в школе по многим предметам (например, химии, географии, музыке) не очень высока, и возможность подготовки по двум предметам позволит обеспечить полную нагрузку учителя и тем самым закрепить кадры в школе.

Возможность многопрофильной подготовки – это еще и важное средство социальной защиты выпускников на рынке труда, гарантия их трудоустройства в отсутствие обязательного распределения. Но особое значение имеет такая подготовка для обеспечения кадрами сельской малокомплектной школы, которая нуждается в учителях двух-трех предметов. Совмещение профилей позволяет готовить учителей на стыке научных областей, а 5-летний срок обучения бакалавров педагогического образования позволит уделить больше времени формированию профессиональных компетенций педагогов и тем самым повысить качество их подготовки.

Обоснование необходимости двухпрофильного бакалавриата с 5-летним сроком обучения прозвучало на заседании коллегии Федерального агентства по образованию в октябре 2008 года в докладе ректора Московского педагогического государственного университета, академика РАН и РАО Виктора Матросова. Предложение было поддержано руководителем Федерального агентства по образованию Николаем Булаевым и министром образования и науки РФ Андреем Фурсенко, что и позволило подготовить проект постановления правительства.

Теперь практически решен вопрос о судьбе педагогических вузов, которые продолжат качественную подготовку учителей для отечественной школы. Об этом было сказано на коллегии в январе 2010 года.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте