search
main
0

Арслан Хасавов, Москва: Думать, сопоставлять, анализировать трудно. Легче просто поверить тому, что говорят по телевизору….

Как СМИ влияют на наших детей? Информация создает в детском сознании по-настоящему гремучую смесь из фактов и вымысла. Причем к этому добавляется воображение и свойственное многим подросткам черно-белое мировосприятие.

В одном из столичных образовательных комплексов я провожу занятия студии дополнительного образования по журналистике и литературному творчеству. Это исключительная школа – здесь кроме привычных продленки и спортивных секций есть и английский с носителем – самым что ни на есть настоящим американцем, и курс китайского языка, и даже уроки игры на арфе.

Так как этот курс необязателен к посещению – каких-либо дополнительных баллов в системе оценок ребятам он не дает – приходят в основном те, кто хорошо успевает по основным предметам. Часто это финалисты и победители различных олимпиад и конкурсов, старосты своих классов – собранные, аккуратные, веселые.

Так вот, в ходе одного из теоретических занятий я рассказал ребятам о различных подходах к роли журналиста в современном мире. Обсудив российские реалии с нашумевшими заявлениями Алексея Волина с одной стороны и «Кодексом профессиональной этики российского журналиста» с другой, я  рассказал о «Декларации о свободе политической дискуссии в СМИ», принятой в Европе в 2004 году и отдельно остановился на тезисе о свободе сатирических выступлений.

«Юмор и сатира, – процитировал я соответствующий пункт документа, – допускают высокую степень преувеличения, даже провокации, при условии, что общество не вводится в заблуждение относительно фактической стороны дела».

И как тут было не проиллюстрировать этот тезис недавней трагедией в редакции парижского журнала «Шарли Эбдо», о которой ребята не могли не слышать.

Конечно слышали, но диалог, состоявшийся вслед за этим с одной из постоянных участниц наших занятий, меня по-настоящему потряс.

– Исламисты, – сказала двенадцатилетняя всегда аккуратная и внимательная условная Виолетта, – это те люди, которые хотят убивать. В исламе даже детей с раннего возраста приучают убивать.

– Кто тебе это рассказал? – поинтересовался я.

– В новостях показывали, – ответила она, будто бы подтверждая достоверность источника информации.

Дальше она стала рассказывать будоражащую кровь историю, также, по ее словам, увиденную в новостях. Два брата-мусульманина, обучавшиеся в украинской школе в какой-то момент пропали, а спустя два месяца нашлись в Египте, где замучили прямо перед камерой местного жителя.

– А как же они туда перебрались? – с недоверием уточнила у нее условная Лена.

– Они поехали на свою родину, а там людей пытают и убивают, а еще там за малейший наезд на Мухаммеда могут убить и даже расправиться с твоей семьей.

– И как с этим теперь жить? – только и смог выдавить я из себя.

– Плохо! Плохо жить, – с грустной улыбкой ответила Виолетта.

И вроде бы нужно обсудить это здесь и сейчас – разъяснить, что сознание девочки соединило в одну картину разрозненные эпизоды увиденных в интернете и по телевизору фрагментов. Рассказать, что ислам одна из традиционных российских конфессий, что мусульмане на протяжении многих веков мирно сосуществуют с другими, что есть огромная разница между различными течениями внутри каждой религии, со своей спецификой и в части, касающейся радикальных течений. Следом я мог бы рассказать и о том, как на протяжении десятилетий страны запада финансировали террористические организации для дестабилизации неугодных режимов и про так называемое Исламское Государство, раскинувшееся на территориях Сирии, Ирака, Ливии и ставшее порождением этой безответственной политики.

Но то был дополнительный курс по журналистике и литературному творчеству – я не должен был отступать от программы, да и не уверен, что подобный экспромт, да еще и в детском пересказе, был бы правильно понят не только родителями, но и даже педагогическим коллективом.

Это, конечно, удивительное совпадение, но именно Виолетта за пару недель до этого предложила к публикации в нашей газете небольшой материал о том, как ей довелось посетить Дарвиновский музей. Справедливости ради скажу, что ничего о происхождении человека она там не написала, сосредоточив свое внимание исключительно на развлекательных возможностях музея вроде «космического корабля со спецэффектами» и «полого человека, в которого нужно было правильно разложить его магнитные кости».

Выходит, что на текущем этапе даже самые талантливые ученики самых лучших столичных школ, окруженные любовью и вниманием родителей, имеющие все условия и возможности для развития своих талантов, словно не знающие дороги путники, блуждают в мире сыплющейся на них со всех сторон информации.

Возможности родительского контроля доступа к интернету, пароли на «взрослый» контент на телевизионных приставках и другие меры не всегда могут решить комплекс этих вопросов. И основы религии, наряду с некоторыми другими «болевыми точками» сферы образования именно та область, в которой они не могут разобраться самостоятельно.

А без понимания этого контекста человеческой истории сложно научиться отделять зерна от плевел, уметь понимать и анализировать происходящие в мире процессы.

В общем, нужно как-то помочь Виолетте…

Об авторе

Арслан Хасавов – преподаватель студии дополнительного образования по журналистике и литературному творчеству московской школы №2086. Лауреат Всероссийского конкурса молодых журналистов-международников (2013), независимой литературной премии «Дебют» (2014).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте