search
main
0

Анна Ахматова – современное прочтение

25 ноября на сцене московского Дома музыки состоится долгожданное событие – увидит свет литературно-музыкальный спектакль «Память о солнце», посвященный творчеству Анны Андреевны Ахматовой. Главный герой спектакля – поэзия Ахматовой, а исполнительницы – две красивые, талантливые, блестящие женщины, актриса Ольга Кабо и певица Нина Шацкая.

Почему эта премьера столь долгожданна для искушенного зрителя? Уже существует цикл баллад под названием «Колдунья», которые исполняет Нина Шацкая, одноименный диск… А творческий тандем певицы на «ахматовской» почве с Ольгой Кабо возник в прошлом году, когда произошла первая попытка соединить в одном действе исполнение ранней поэмы Анны Ахматовой «У самого моря», и баллад на стихи «Заболеть бы как следует», «Милому», «В ту ночь», «Память о солнце», «Слово ангел», «Сад», «Разрыв», музыку к которым написала композитор Злата Раздолина. Пробный спектакль вызвал восторг у зрителей. «На первый показ к нам пришли друзья поддержать нас. И их лица по окончании второго действия менялись. Это очень настоящее. У нас нет занудного менторства, есть настоящее искусство», – признается Нина.

Нина Шацкая и Ольга Кабо решили, что работу надо довести до совершенства и преподнести зрителям.

Однако мало кому известно, что спектакль начал вызревать намного раньше, еще в ту пору, когда Нина Шацкая закончила Гуманитарный университет в Санкт-Петербурге по специальности «управление в сфере культуре». Да, трудно поверить, но любимая многими исполнительница романсов и джаза защищала диплом по теме «Планирование как функция управления»… По специальности работать не пошла. Параллельно Нина училась в Школе-студии мюзик-холла, там же, в Питере, занималась вокалом. Судьба: в классе педагога, у которого занималась Шацкая, концертмейстером оказалась молодая композитор Злата Раздолина. У Златы был целый цикл произведений на стихи поэтов Серебряного века. А еще был «Реквием». Именно тогда, в начале 90-х годов, Нина Шацкая «заболела» ахматовской темой. Шли годы, Злата Раздолина уехала из России, Шацкая перебралась в Москву, а идея никак не желала принимать четкие очертания. Наконец, проект начал воплощаться. Получено «добро» от композитора, найден аранжировщик, записан диск из десяти баллад. Но как их объединить с поэмой «Реквием»?

Единое целое сложилось во многом благодаря творческому сотрудничеству Нины с актрисой Ольгой Кабо и режиссером Юлией Жженовой. И Ольга, и Юлия – поклонницы Серебряного века. В истории создания этого спектакля случайностей нет… Юлия предложила Ольге Кабо читать поэму Ахматовой «У самого моря», написанную белым стихом. И актриса читает ее – наизусть, без подсказок, без текста на пюпитре.

А что касается самой программы, она получилась удивительно цельной. Нина Шацкая рассказывает о спектакле так: «У самого моря» – это ранняя биографическая поэма Ахматовой о ее юности, о том, как она росла в Херсонесе, о ее грезах. Как потом она встретила цыганку, которая ей нагадала встречу с царевичем. Героиня поэму стала думать, как же ей поскорее его вызвать? Решила – надо спеть песню. У Ахматовой линии музыки и царевича идут рядом. Она понимает, что в этих краях ей негде взять песню, только самой сочинить, она ее придумывает, приходит на берег, поет и засыпает. Открывает глаза и видит, что старик выносит мертвого царевича, он погиб на ее глазах… Она понимает, что это единственный суженый и что его больше не будет. Тогда ради чего жить? Второе отделение, где я исполняю «Реквием», – это своеобразный ответ: жить ради того, чтобы рассказать об этом».

Кого ожидают увидеть в зале исполнители действа? Самую разную публику, начиная с подростков. Не только потому, что стихи Анны Ахматовой входят в школьную программу по литературе.  А в первую очередь потому что литературно-музыкальный спектакль «Память о солнце» – очень современная вещь. И современная и вечная, как вечны сами темы любви, жизни и смерти, разлуки и встречи.

Кстати, спектакль получилось совершенно случайно «опробовать» на детях. Нину Шацкую и Ольгу Кабо пригласили на фестиваль искусств в детский лагерь «Орленок», где «звезды» дают мастер-классы по режиссуре, актерскому мастерству… Нина объясняет: «Наш проект должен был быть для актеров, для взрослых участников фестиваля. Но выяснилось, что инструмент – рояль – есть только в самом лагере, в 600-местном зале. Публика, получается, дети, 14-16 лет. Я говорю: «Может, мы снимем «Реквием»? Первое отделение про любовь, дети выслушают. А «Реквием» как?». Оля говорит: «Нет, будем все давать». Директор «Орленка», педагог с большой буквы, вышел, лекцию прочитал, что  когда-то стихи Ахматовой можно было только в рукописях прочитать, рассказал детали биографии поэтессы, о страшном периоде 30-х годов прошлого века. И предложил детям: если будет очень скучно, можно заниматься своими IPad, но без звука. Если станет совсем невмоготу, они могут покинуть зал, но совсем тихо. Первые десять минут было шуршание, а потом наступила тишина… После «Реквиема» аплодировали. И сейчас мне приходят письма детей, спустя полгода они пишут, что до сих пор этими эмоциями живут. Это счастье бесконечное».

Исполнители необычного спектакля затрудняются в определении его жанра. Это фьюжн – немного романса, немного джаза, рока… Современный микс. Такое смешение жанров близко Нине Шацкой: «Я в совершенно разных жанрах работаю, мне это очень нравится. Иногда меня метры нашего шоу-бизнеса обвиняют в том, что я не определилась с одним жанром, что моя, на их взгляд, всеядность не смогла мне создать генеральную линию. Мне было бы, я думаю, очень скучно. А сейчас я счастлива – я делаю то, что мне очень нравится. И родился этот жанр совершенно непонятный, бесконечно эмоциональный. Спектакль предполагает катарсис, взрыв. Мы можем говорить о трагедии, но эмоции очищают человека. Когда наша душа потрудилась и заплакала, она поднимается выше, к свету…»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте