Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Александр Кобринский, Санкт-Петербург: Деньги следуют за учеником. Этот технократический подход решает только одну проблему – сократить расходы бюджета и сэкономить на образовании.

Дата: 25 июня 2012, 18:01
Автор:

Почему стандарт для старшей школы был подписан до принятия закона «Об образовании в РФ»? Ведь это системная вещь. Что за странность – принять подзаконный акт, который регулирует жизнь всех школьников, а потом принимать закон?

Проблемы в образовании были всегда. Не могу согласиться с тем, что советское образование являлось образцовым. Будучи студентом, а потом молодым специалистом, я занимался проверкой сочинений в разных тогда еще ленинградских школах. Как учителя проверяли сочинения? Запасались ручками разных цветов, чтобы ставить запятые и исправлять ошибки в сочинениях, потому что если бы они этого не делали, то пришлось бы ставить 75% двоек. Наши школьники грамотными не были. Одаренные дети тоже не могли получить в школе достаточного внимания. Тот же Иосиф Бродский вынужден был покинуть школу и пойти на завод, где, собственно, и доучивался. Я уже не говорю о нашем медицинском образовании, которое нигде в мире не признавалось как образование.

С 1 сентября 2011 года все российские первоклассники начали учиться по ФГОС начального общего образования. Разработан и ФГОС старшей школы. Но решают ли новые стандарты проблемы, существующие в образовании? Нет. Более того, ухудшают ситуацию. Потому что не дают возможности ребенку выбрать нормальную образовательную траекторию. Они его, извините за сленг, обязывают подписаться на что-то, когда ребенок находится в 14-15-летнем возрасте, и что-либо изменить он уже не может. На мой взгляд, ученик должен себе выбрать либо профильное образование, либо идти по тому маршруту, который позволит ему сделать выбор позже. Каждый ребенок должен иметь право выбрать, когда у него будет специализация. Новый стандарт лишает его этого права.

И потом, где возможность школьнику развиваться? Необходимо ведь не только загружать его определенными механическими знаниями, но и дать некую совокупную модель мира, представлений о мире и научить самостоятельно работать. Новый стандарт самостоятельной работе не учит. К слову, в американских университетах в сессию библиотеки работают до двенадцати часов ночи, а то и круглосуточно, у нас же, к сожалению, студенты, а это следствие школьного образования, не могут оторваться от Интернета, в библиотеку пойти не хотят. Почему? Потому что не умеют работать самостоятельно, их этому не научили в школе.

Увы, государство относится к образованию, как к коммерческой платной услуге. Помните, как нам говорили в начале 1990-х годов, – что медицина будет бесплатной, а вот в свободное от работы время врачи будут оказывать платные услуги? К чему это привело? Какой врач, получающий грошовую зарплату, упустил такую возможность? Естественно, все медучреждения стали переходить на платные услуги, причем включили в них то, что по закону обязаны были бы предоставлять бесплатно. То же самое будет с образованием, потому что закон может быть один, а реальность его ждет совершенно иная. Идея госзаказа для школ не может и не должна трактоваться исключительно в коммерческом духе. То есть не должна ставиться задача любой ценой уменьшить количество изучаемых дисциплин и, как следствие, финансирование школ. Между тем прекрасно видно, что запланированное сокращение предметов вызвано вовсе не заботой о здоровье детей, а исключительно снижением требований государственного стандарта, уменьшением количества изучаемых дисциплин и сокращением финансирования среднего образования в целом. Когда у нас говорят: деньги следуют за больным, деньги следуют за учеником, это технократический подход, который призван решить только одну проблему – бюджета. Сократить расходы бюджета – сэкономить на образовании.

Непонятно, почему стандарт для старшей школы был подписан до принятия закона «Об образовании в РФ» в новой редакции? Ведь это системная вещь. Допустим, этот закон примут в другой редакции, и что будет со стандартом? Что за странная система – принять подзаконный акт, который регулирует жизнь всех школьников, а потом принимать закон? Мы что, собираемся экспериментировать на детях и смотреть, что из этого получится?

Об авторе

Александр Кобринский, филолог, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга

Фото Натальи Алексютиной


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt