search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Год счастливого детства стартовал в Чувашии НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Быстро и эффективно готовим четвероклассников к выполнению заданий ВПР В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета
0

Александр Беликов, Москва: Что важнее – учить детей или считать компьютеры?.

Со всех трибун нам декларируют о достигнутых результатах снижения отчетной нагрузки на школу и непосредственно на учителя, но директора и педагоги по всей стране говорят о том, что времени на образовательный процесс остается все меньше и меньше.

В ходе исследования, проведенного НИУ ВШЭ в 2016 году, практически каждый второй учитель на вопрос «Что Вам не нравится в данной школе?» ответил: «Высокая внеучебная нагрузка (много отчетов, документации)».

В среднем в неделю у педагогов на заполнение отчетности уходит более 4 часов, в то время как на внеклассную работу с учащимися – только 3 часа. Существует даже ироничный афоризм о том, что школа – это учреждение, где дети мешают учителям заполнять статистическую отчетность. И в этом смысле очень велико желание школ кардинально сократить ее объемы.

Причины подобной ситуации в целом понятны: для проведения грамотной и обоснованной политики в сфере образования необходима информация. Принимаемые решения не могут строиться на умозрительных заключениях; если мы говорим о том, что школа не обеспечена хорошими педагогами или современными компьютерами, мы должны подтвердить это цифрами: надежными и объективными, цифрами, которые можно будет сравнить с мировыми стандартами и на основании которых можно будет построить анализ и стратегию развития системы образования или отдельной школы. И с этой точки зрения возникает иная проблема – проблема нехватки информации о качестве образовательного процесса, о тех результатах, которые получают обучающиеся в этой школе.

Поэтому проблема чрезмерной статистической нагрузки на образовательные организации не так проста, как кажется…

Так из чего же складывается эта нагрузка и что в таких непосильных объемах заполняют образовательные организации?

Во-первых, разумеется, складывается она из официальной статистической отчетности. Существующая в российской системе образования система статистического наблюдения включает в себя целый ряд отчетных форм, состоящих из очень внушительного количества показателей. Одна лишь форма ОО-1, которую с прошлого года школам предписано заполнять ежегодно, содержит около 8 тысяч ячеек. И это далеко не единственная форма отчетности, которую необходимо заполнить организации.

Но можем ли мы утверждать, что информация хотя бы в этой форме избыточная? Форму разрабатывали эксперты, в том числе представители органов управления разного уровня. Они исходили из своих управленческих и аналитических потребностей. Как в этой ситуации определить, от чего можно отказаться? Видимо, только опытным путем через 3-4 года. Но все это время организациям придется заполнять такие огромные формы…

При этом важно отметить, что при кажущейся избыточности форм, они порой не содержат сведений, представляющих первостепенную важность для управления системой образования. Так, например, данные о качестве образования в открытом доступе практически отсутствуют. Мы знаем, сколько учится детей. Мы знаем, сколько на них приходится компьютеров и квадратных метров площади. Но чему и насколько качественно их научили, мы узнать не можем.

Второй составляющей отчетной нагрузки организаций являются постоянные текущие запросы местной администрации, чаще всего – учредителя и контрольно-надзорных органов. По наблюдениям директоров, число таких запросов в некоторых регионах достигает 200 в год. Примерно по одному запросу каждый рабочий день! Конечно, в данном случае речь идет не о 8 тысячах показателей, но, чтобы указать пусть даже 15 единиц запрашиваемых данных, необходимо время. А это время, которое руководство организации и педагоги могли бы потратить на свои непосредственные обязанности. И в большинстве случаев эти запросы дублируют сведения, которые организация и так сдает в рамках официального статистического наблюдения.

В то же время региональные и местные органы управления образованием, от которых и поступает основная часть внеплановых запросов, можно понять. Для решения текущих задач и принятия оперативных управленческих решений им требуется иметь под рукой всю необходимую информацию. А формы статистического наблюдения, которые заполняют организации, как правило, уходят в федеральный центр (будь то Росстат или Министерство образования и науки РФ) и… там и остаются. Разумеется, местные управленцы в этой ситуации будут стремиться иметь свою систему сбора и хранения статистики, позволяющую при первой же необходимости быстро получить все нужные сведения. Таким образом, формируется параллельная система сбора отчетности, нередко отличающаяся по значениям тех или иных показателей от официальной статистики. Парадокс ситуации заключается в том, что порой эти собственноручно собранные сведения регион вынужден использовать для ответа на текущие запросы федерального центра.

Как же с учетом всего вышесказанного снизить отчетную нагрузку на образовательные организации и педагогов? Стоит ли пойти по пути сокращения официальных статистических форм или же по пути снижения числа текущих запросов учредителя? Ответ вовсе не очевиден.

Вероятно, возможное решение скрывается в технологии сбора этих данных. Например, в создании общероссийской информационной системы, из которой заинтересованные органы и ведомства могли бы получать всю необходимую им информацию. Школе же оставалось бы лишь внести все эти данные. Да, много данных. Да, на это потребуется время. Но внести их, по крайней мере, надо будет один раз и в заранее установленные сроки.

И, безусловно, необходимо искать механизмы безопасного и полезного для всех раскрытия информации о качестве обучения, о тех образовательных результатах, которые получают школьники. Без этих сведений крайне сложно выстраивать «умную аналитику», позволяющую увидеть, какие усилия приводят к повышению качества образования, а какие так и остаются пустыми неэффективными затратами.

Об авторе

Александр Беликов – исследователь Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте