Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Африканский блюз для Великого Новгорода. Джазовый фестиваль как новое слово в провинции

Дата: 09 сентября 2013, 12:50
Автор:

«JUST JAZZ OPEN AIR» — «Только джаз – на открытом воздухе» – приблизительно так можно перевести название третьего международного джазового фестиваля, состоявшегося в Великом Новгороде. «Изюминкой» этого однодневного фестиваля стало то, что организаторы выбрали местом его проведения необычную площадку – под стенами древнего новгородского кремля в историческом центре города. Кремлевская башня Кокуй стала своеобразной декорацией для шоу.

Эти стены еще и не такое видели… Именно от башни Кокуй ведет на высоте более десятка метров боевой ход к другим кремлевским башням. Когда-то почти по ее верхушке пробегали по боевому ходу вооруженные воины, защищавшие Новгород от внезапно нагрянувших врагов. А теперь туристы могут неспешно пройти по деревянному настилу, огороженному перилами и решеткой, заглянуть, любопытничая,  в узкие окошки бойниц… Сейчас же боевой ход попытались оккупировать самые бесстрашные журналисты – чтобы сверху заснять выступление джазменов – но их оттуда согнали организаторы, мало ли, упадут еще.

Обстановка вокруг сценической площадки, устроенной под навесом, располагала к ощущению вольности – необходимой составной черте настоящего джаза. В результате тщательных сборов на концерт пришли как одетые «по-джазовому» новгородцы – в шортах, бейсболках, смешных очках, с «фенечками» на запястьях (вариации в зависимости от возраста), так и модные дамы на высоченных каблуках и в облегающих платьях. Те, кто учел джазовый дресс-код, с комфортом расположились на трибунах или с заблаговременно прихваченными из дому пледами прямо на зеленой траве. Дамы же на высоких каблуках и в коктейльных платьях, оказались в щекотливом положении. Так что джазовый дресс-код оказался предметом вполне практическим, учтите наши ошибки, новички! Заодно, кстати, прихватите солнечные очки и зонтики.

Первыми на фестивале выступил коллектив со скромным названием «Квинтет четырех» из Санкт-Петербурга. «Не стремитесь понять «Квинтет четырех» умом», – предупредил публику ведущий шоу. – «Полагайтесь на ощущения, переживайте, будьте внимательны, потому что философия ансамбля заключает в себе одну важную черту – долю абсурда и импровизации».

Публика добросовестно постаралась прислушаться к ощущениям. Но ум, вопреки просьбе ведущего, отключаться не хотел. Для большинства наших сограждан эпитет «петербургский» означает «высокоинтеллектуальный», «интеллигентный», и для петербуржцев подсознательно заранее ставят высокую планку…  «Квинтет четырех», которому выпала трудная миссия выступать на фестивале первыми, наши ожидания оправдал. Перечислю имена музыкантов: Георгий Долгов (флейта), Георгий Нефедов (балалайка», Евгений Петров (баян), Андрей Долгов (балалайка, контрабас). Как следует из перечня инструментов, музыка, исполняемая петербуржцами, обращена к нашим национальным корням, но в то же время следует  вненациональным джазовым традициям. Советую всем побывать на концерте этих отличных профессионалов, если доведется.

Нежным и томным, как у сказочной сирены, голосом, объявила о выступлении коллектива «Barrens Tone» петербурженка Юлия Михайловская. Юлия вообще много разговаривала с публикой, объясняла, какую песенку собирается петь и в каком стиле – многие произведения из ее репертуара оказались знакомыми на слух даже тем, кто с джазом не на короткой ноге.  Юлия с квинтетом «Barens Tone» преподнесла публике романтическую программу из произведений англоязычного джаза. Была представлена классика эпохи свинга: Harold Arlen, Richard Rodgers, George Gershwin, Cole Porter – мелодичные вещи из известных мюзиклов и музыкальных фильмов.

Если до сих пор выступали гости фестиваля, то теперь инициативу перехватили хозяева. У новгородского джаза оказалось лицо обаятельного солиста Даниэля Люпоти (Камерун). Чернокожему музыканту в коллективе «New city band» составляли компанию Оскарин Мамс (Конго), Ванель Жортин (Конго), Элоуш Акифева (Бенин), Михаил Шилов (Санкт-Петербург) и Зоя Егорова (Великий Новгород). Заслуга этой энергичной команды, безусловно, в том, что именно их выступление расшевелило публику. Под мелодии «New city band» с африканским акцентом усидеть на местах было невозможно. Но танцевать решились немногие – под защитой… детей. Оказывается, легче пуститься в пляс, держа за руки собственного ребенка. Так и поступили некоторые папы и мамы.

«Джазовой», наконец, сделал новгородскую публику Phil «Big Daddy Blues» Speat из США. Это не название группы, это один человек. «Блюз большого папочки» Фила Спита заставил подняться с насиженных мест и подойти поближе к сцене добрую треть зрителей – а еще по-настоящему расслабиться, душой и телом отдаться волнам музыки. Афроамериканец покорил всех непринужденным поведением, темпераментом, открытой улыбкой и органичностью исполнения – этот человек не просто поет, он проживает жизнь на сцене. Для информации: Phillip Karl Speat родился в 1961 году в США. Посетил с концертами более десятка стран. В 2002 году выпустил свой диск «Crackers In My Soup».

Завершило фестиваль выступление группы CHIEF BAND из Минска. Белорусские музыканты называют себя бульба-фанк оркестром. Этим оригинальным коллективом, работающим в стиле авторского джаз-фанка руководит Александр Мышкевич. Экспрессивное выступление этой команды было слышно далеко за стенами Кремля.

После фестиваля мне удалось поговорить о проблемах и задачах новгородского джаза с некоторыми участниками и организаторами.

Екатерина Гончарова, директор ООО «Открытое креативное бюро» – главный организатор фестиваля. Екатерина отметила:

– Наш фестиваль проводится третий год подряд. В прежние годы на него приглашались музыканты из Великого Новгорода, Ярославля, Москвы, Санкт-Петербурга, Кубы, Финляндии, Израиля. Для таких небольших городов, как Великий Новгород, подобные события очень важны в плане культурного просвещения публики, предоставления возможности людям открыть для себя нечто новое и интересное. Фестиваль растет, к нему проявляют все больший интерес коммерческие организации, увеличивается его бюджет. Соответственно у нас появляются возможности приглашать более именитых музыкантов, расширять составы, организовывать площадки и навесы – то, что мы раньше не могли себе позволить. Но хотелось бы, чтобы нам помогали местные власти, например, в отношении строительства большой городской крытой площадки для публики. Если бы во время фестиваля пошел дождь, то аппаратура и музыканты от непогоды бы не пострадали, так как у нас устроена для них хорошая площадка с навесом, но для части публики, не взявшей с собой зонты, вечер мог бы быть испорчен.

Зоя Егорова, руководитель коллектива «New city band» из Великого Новгорода, считает так:

– Интерес к джазу у новгородцев раньше был невелик, но сейчас он набирает силу. Я надеюсь, что и джазовых коллективов у нас будет больше. Очень важная новость: в областном колледже искусств имени С.В.Рахманинова, расположенном в Великом Новгороде, открыли эстрадно-джазовое отделение. Есть идеи о том, что необходимо и школьников знакомить ближе с джазом. Пока обычные школьные программы этого, увы, не предусматривают…

Фото автора


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt