search
main
0

5‑й класс, не страшно?

Взгляд психолога

«Школа ступеней» в школе №2033 была реализована сравнительно недавно, но мы уже можем поделиться своим опытом и даже некоторыми лайфхаками.

Пятиклассники в школе №2033 при переходе в среднее звено встречают несколько новаций на своем пути: новое здание, новый класс (новый коллектив), новые учителя, новый классный руководитель, новые задачи. Рассмотрим каждый из этих аспектов подробнее.

Новый класс и новый коллектив. На уровне основного общего образования в нашей школе организованы предпрофильные классы. Перед поступлением в 5‑й класс родители имеют возможность выбрать профиль, по которому будет обучаться ребенок, соизмеряя, безусловно, свой выбор с возможностями самого ученика. Таким образом, в 5‑х классах мы имеем абсолютно новые детские коллективы, в которых непривычным образом собираются бывшие выпускники начальной школы.

Новое здание. Это одно из условий «Школы ступеней», но оно таит в себе и некоторые нюансы. В новом здании обучающимся легче проходить новый этап взросления и личностного становления, но при этом большинство ребят испытывают состояние стресса. Представьте себе взрослого человека, который едет по новому маршруту в незнакомое место, – он испытывает примерно те же чувства, что и наши пятиклассники: волнение, тревога, интерес…

Новые учителя. Это естественно, так как именно в средней школе существует такое понятие, как «предметник». В среднем на 14 предметов в 5‑м классе приходится 12 педагогов. Много? Конечно! А еще желательно знать имена и отчества педагогов, понимать их требования и границы допустимого поведения на их уроках, уметь эффективно выстраивать с ними коммуникацию… И есть дети, которым нужен целый учебный год, чтобы этому научиться.

Новый классный руководитель. Для пятиклассников это уже не сопровождающий везде и всюду учитель и «вторая мама», а в большей степени идейный вдохновитель, организатор, наставник, директор класса. В пятом классе педагоги стараются выстраивать такие отношения с обучающимися, которые можно назвать деловыми, партнерскими, авторитетными.

Все чаще в пятом классе в адрес детей звучат рефреном слова «ответственность», «мотивация», «самоконтроль», «обязанности». Несмотря на то что проводятся педагогические советы по преемственности начальной и средней школ, где учителя начальной школы рассказывают об индивидуальных особенностях детей своим коллегам, привыкание друг к другу характерно для трех сторон образовательного процесса: учителей, обучающихся и их родителей.

Я работаю школьным психологом с 2007 года и могу сказать, что во всех школах пятые классы во многом похожи между собой: шумные, чрезмерно активные на уроках и переменах, это классы со слабой дисциплиной, низкой учебной мотивацией и большим количеством межличностных конфликтов.

В школе №2033 мы пришли к выводу, что пятиклассникам нужна мощная регулярная помощь психологической службы – так родилась идея с классными часами с психологом. Программа классных часов с психологом рассчитана на 9 учебных занятий, и затронуты в ней самые насущные для пятого класса темы: трудности с домашним заданием, школьные предметы, дружба, знакомство с учителями, школьная тревожность, класс как коллектив, законы и правила, личные особенности каждого.

Основная задача таких занятий – помощь в адаптации и сплочение учебных коллективов. Но для меня как психолога очевидна другая важная сторона наших занятий: ребята с радостью и облегчением осознают, что в своих проблемах они не одиноки, что у многих одноклассников такие же проблемы: объем домашних заданий кажется неподъемным, новые школьные предметы вызывают трудности, требования учителей не всегда понятны…

Наша реальность такова, что не все дети могут поделиться своими переживаниями в семье и с друзьями, не найдя для этого возможности и времени, боясь осуждения и непонимания. Для примера: после классного часа «Школьные предметы», где весь класс участвует в ранжировании предметов по степени трудности, заметно вырастает степень доверия между ребятами и единения. Этот процесс явно отражается и в психолого-педагогической диагностике «Социомониторинг».

Во многих психокоррекционных программах для пятиклас­сников рекомендуется проведение опросника Филлипса на выявление школьной тревожности. Коллеги знают, какой он емкий и непростой в обработке. Я предпочитаю опросник Филлипса применять на индивидуальных встречах с обучающимися.

В массовой диагностике меня лично очень выручает программно-методический комплекс «Социомониторинг Сервис». Если рассказать об этом методе очень кратко, то это улучшенная модель социометрии, в этой модели мы можем не только изучить групповые процессы и выявить социальные статусы учащихся, но и определть индивидуальные особенности членов коллектива, сделать вывод об особенностях протекания адаптации, работоспособности класса, характере воздействия классного руководителя.

Я провожу диагностику на первом и последнем классных часах, и у меня появляется объем информации, более чем достаточный для проведения групповых занятий, консультаций с родителями и индивидуальных занятий с обучающимися.

Наши классные часы интерактивны: дети участвуют в опросах, голосуют, отвечают все разом на поставленные вопросы (с помощью системы жестов), проходят анкетирование (обратная связь о проведенных классных часах). Изучение анкет обучающихся – одно из любимых моих занятий. Особенно приятно, когда в вопросе анкеты «Какие темы тебе запомнились?» ребята описывают занятия прошлых недель: значит, помнят; значит, не прошло занятие бесследно, а засело в детских душах.

Сообщать на девятом занятии о том, что оно последнее из цикла классных часов с психологом, всегда нелегко: на лицах детей разочарование и страх, что больше не увидимся, что не будет больше разговоров по душам и само понятие «классный час» уйдет в небытие.

После завершения классных часов с психологом в традициях классов появляются подобные уроки с классным руководителем, где ребята общаются с педагогом в комфортной доверительной обстановке, с высокой степенью искренности и открытости.

Я тоже мама будущего пятиклассника. Переход из начальной школы в среднее звено – это стресс и для самого ребенка, и для его семьи. Но, я уверена, уровень этого стресса может быть гораздо ниже, если школьные психологи будут практиковать классные часы, подобные нашим, а родители будут заранее осведомлены о таких мероприятиях.

Светлана ДИАНОВА, педагог-психолог школы №2033

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте