Дефицит специалистов в области информационных технологий сегодня весьма высок, однако школьники до сих пор, скорее, мечтают стать экономистами или чиновниками… Как преодолеть эту проблему профориентации, что сделать, чтобы школьные уроки информатики перестали быть скучными и как вести себя самому учителю, чтобы цифровизация не прошла мимо, а помогала развиваться? Обо всем этом «Учительская газета» поговорила с Андреем Сельским, директором направления «Кадры и образование» АНО «Цифровая экономика».
– «Цифра» активно входит в нашу жизнь, если не сказать, что уже вошла и прочно там обосновалась. Андрей Константинович, этот факт как-то изменил российское образование?
– На мой взгляд, цифровые технологии пока еще не изменили систему формального образования, но уже создали замену самой этой системе. Рынок онлайн-обучения и обучения «цифре» в России испытывает самый настоящий бум. Он был сформирован стартапами и поддержан сегодня крупнейшими компаниями, такими как Сбербанк, Яндекс, Mail.ru и другие. В значительной степени это неформальное образование, однако при этом востребованное рынком труда: выпускники курсов GeekBrains от Mail.ru Group или «Школы 21» от Сбербанка не получают «корочек», но трудоустраиваются без проблем.
Целый ряд подобных «цифровых» проектов адресован школьникам. Сегодняшние онлайн-платформы позволяют не только приобрести знания по школьным предметам, но и, по сути, полностью поддержать ребенка, чьи родители выбрали семейную форму обучения. Активно развивается такой сегмент, как обучение детей программированию. Компании в этой сфере постепенно выходят на федеральный уровень, кооперируются со школами. И сегодня те 7-8-летние ребята, которые прошли это обучение, разбираются в алгоритмах и могут написать простую компьютерную игру.
Государство и «классическая» система образования пока в догоняющих, хотя интерес к этой теме огромен, как и готовность вкладывать ресурсы. Реализация национального проекта «Образование» и федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» позволят сделать «цифру» нормой жизни и в общем, и в профессиональном образовании.
– Как это влияет на тот список профессий, о которых мечтают дети? В 90-е и до тех пор, пока не заговорили о перенасыщении рынка юристами и экономистами, это были профессии мечты. Сейчас есть такие профессии, но уже связанные с «цифрой»?
– Потенциальный дефицит профессионалов в сфере ИТ в России оценивается сейчас в 1 миллион человек. Потребности компаний-работодателей устойчиво растут: нужны и рядовые программисты, и руководители проектов, и аналитики данных, и специалисты по нейросетям. При этом возможности системы профессионального образования от этих потребностей отстают. Контрольные цифры приема на ИТ-направления в вузы – ключевой ограничитель. В рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» планируется эти цифры увеличить с нынешних 47 тысяч до 120 тысяч в 2024 году.
Если рынок труда ждет ИТ-профессионалов, то будущие абитуриенты пока не так уж сильно стремятся ими стать. Один из опросов показал, что заметно больший процент школьников хочет стать госчиновниками, чем программистами. Но в последнее время много внимания уделяется информированию детей об этой новой профессиональной области… В этом году на ЕГЭ по информатике заявились 100 тысяч одиннадцатиклассников – это абсолютный рекорд, в прошлом году было 80 тысяч. Но даже с учетом этих цифр перенасыщение рынку труда ИТ-специалистов в среднесрочной перспективе вряд ли грозит.
– Андрей Константинович, а успевает ли за этими изменениями подготовка кадров, то есть, тех, кто будет учить этим профессиям? Или пока научить этому могут только практики?
– Дефицит квалифицированных преподавателей в «прорывных» областях, таких как искусственный интеллект, огромен. Но нехватка специалистов в профильных областях среди преподавательского состава не единственная проблема. В дефиците те, кто на достойном уровне погружен в «цифру» в «нецифровых» специальностях. Например, много ли у нас преподавателей, способных передать базовые знания по аналитике данных будущим юристам? Несомненно, педагогическое образование нужно двигать вперед. И делают это пока практики – представители бизнеса.
– Хорошо это или плохо? И как вообще привлечь таких практиков в среднее и высшее образование?
– Хорошо, что есть люди, способные передавать свою экспертизу системе образования. Плохо, что их мало, а система образования инерционна и не слишком склонна воспринимать информацию практиков от бизнеса.
Чтобы привлечь таких людей в профессиональное образование, нужно минимизировать регуляторные барьеры, связанные с трудоустройством, популяризовать преподавательскую деятельность в бизнес-среде, найти мотиваторы для них. Не бояться ставить практиков во главе образовательных организаций, в конце концов.
– Зачем и как вообще тогда учить, например, ИТ, где все устаревает в течение короткого времени? Может быть, нужны особые программы, которые не укладываются в традиционную образовательную парадигму?
– Технологии меняются и устаревают очень быстро, однако база для их создания относительно постоянна. Информационные технологии базируются на алгоритмах. Умение строить алгоритмы в огромной степени опирается на математическую подготовку. На одном из мероприятий недавно задали вопрос: что важнее всего для работодателя в сфере ИТ? Представители компаний сошлись на том, что не знание языков программирования и не soft skills, а фундаментальная математическая подготовка и умение мыслить алгоритмами.
Что касается особых программ, то они, конечно, уже развиваются и будут развиваться. Например, на площадке «Школы 21», созданной Сбербанком, нет ни одного преподавателя: обучение строится на реализации совместных проектов обучающимися. Такой подход позволяет заодно преодолеть дефицит преподавательского состава.
– Что на этом фоне происходит в школе? Как сделать так, чтобы на обычных уроках информатики тоже стало интересно и полезно?
– Школы сегодня очень разные: есть много и продвинутых, и ретроградных примеров. Школа пока тяготеет к восприятию информационных технологий как угрозы. Стремление оградить от этой угрозы школьников ведет к тому, что учебный процесс все больше отрывается от технологических реалий – в сторону устаревания, конечно. И даже ЕГЭ по информатике до сих пор сдается в бумажной форме.
Поправить ситуацию призваны инициативы нацпроектов «Образование» и «Цифровая экономика». Например, к ним относится создание цифровых учебно-методических комплексов по ряду предметов. Их применение будет возможно в любой школе, они будут адаптироваться к уровню ученика, интересными с точки зрения контента и его представления.
– Может быть, есть какие-то проекты, которые могут помочь исправить ситуацию и показать детям ИТ во всем его интересном многообразии?
– Одна из ключевых подобных инициатив в стране – «Урок Цифры». Ее организаторы – Минпросвещения России, Минкомсвязи России и мы – АНО «Цифровая экономика». Компании-партнеры: «1С», «Яндекс», «Лаборатория Касперского», «Кодвардс», Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее», Mail.Ru Group и Университет НТИ «20.35». С помощью своей экспертизы они создают необычные уроки информатики, посвященные темам сквозных технологий цифровой экономики. Благодаря использованию видеолекций и онлайн-тренажеров урок доступен для любой школы и может быть проведен любым, даже непрофильным, преподавателем. Стартовый «Урок Цифры» в прошлом декабре привлек аудиторию в 5 миллионов школьников. В конце февраля – начале марта в российских школах прошел второй «Урок Цифры», посвященный искусственному интеллекту, подготовленный экспертами Сбербанка. Он пользуется не меньшей популярностью.
– Самая большая мечта продвинутых педагогов и директоров школ – позволить каждому ребенку построить свою предельно индивидуализированную образовательную траекторию. Как вы считаете, можно ли это сделать с помощью информационных технологий?
– Я уверен, что индивидуализация траектории развития в огромной степени опирается на человеческий фактор – тех самых продвинутых или непродвинутых педагогов и директоров школ – а еще давайте не будем забывать самих учеников и их родителей. Информационные технологии – это инструмент. Они позволяют недорого масштабировать этот процесс, то есть сделать образование индивидуальным без необходимости наличия персонального тьютора для каждого ребенка.
– В ходе нескольких опросов «Учительская газета» обнаружила любопытную тенденцию: несмотря на то, что о цифровизации образования так много и повсеместно говорят, по собственному признанию ряда педагогов, все эти процессы как будто прошли мимо них… Почему это могло произойти? Как учителя могли не заметить перемен?
– Педагоги в значительной своей доле – люди консервативные. Они действуют в соответствии со стандартами, такими как, например, ФГОС. Но и эти стандарты тоже довольно консервативны, цифровизация их пока не коснулась. Мне кажется, что педагогу не меньше, чем ученику, важно уметь формировать свою индивидуальную образовательную траекторию. И я хочу пожелать им этого навыка. А еще хотелось бы пожелать им горящих глаз и искреннего интереса к их работе, роль которой сложно переоценить. Тогда и цифровизация мимо не пройдет.
Фото пресс-службы АНО «Цифровая экономика»
Комментарии