Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

​Юный исследователь: Кто он? И какой?

Учительская газета, №40 от 5 октября 2016. Читать номер
Автор:

Общение с юными исследователями в условиях МАН показывает: «Дети эти не такие, как все!»; «Какие-то особенные, необычные!» Одним из источников этого феномена является то, что они ДЕТИ, и ничто детское им не чуждо. Дети не такие, как мы. Тоньше, чище, искреннее. Поэтому нельзя подходить к ним с нашими мерками. Дети живут в другом измерении. Им трудно понять и принять наш мир. Значит, надо помочь, заняв правильную позицию. И суть ее – не «над», не «возле», не «перед», а «вместе». То есть занять позицию взаимодействия.

Итак, основные особенности детства: 1. Дети маленькие, слабые, неумелые, многого не знающие. Их подстерегают опасности, ошибки, непреодолимые трудности. Они многого не умеют: решать трудные задачи, плавать, мастерить что-то полезное, строить отношения со сверстниками и взрослыми, ставить цели и их добиваться…2. Дети – исследователи, «открыватели» большого мира вокруг, «почемучки».  Запас знаний мал, жизненного опыта не хватает, а хочется познать мир, вступить с ним во взаимодействие немедленно, а не когда «вырастешь и станешь взрослым».  3. Дети любят себя: свое тело, свою душу, свой внутренний мир. Оберегают его, противятся грубому вторжению в него. И это потенциальное развитие чувства собственного достоинства, потребности в самоутверждении  и самовыражении. Нередко юные исследователи из-за своей самобытности и неординарности имеют затяжные конфликты с педагогами.4. Рядом с высокой оценкой своего «я» у детей отмечаются общительность, коллективизм, тяга к сверстникам, потребность в содружестве других детей. У подростков вообще отношения с друзьями предпочтительнее отношений с любимыми родителями и уважаемыми педагогами.5.  Дети эмоциональны. Не притворно, не избирательно, не ситуативно.  А искренне, открыто, «всеми частичками души». Они любят, ненавидят, понимают, сочувствуют, содействуют, поддерживают. В юности вообще   «половодье чувств»: дружбы, любви, восторга жизни, переживание неудач и побед, неприятие одиночества или, наоборот, любовь к уединению…6. Дети великодушны. Они умеют прощать и забывать причиненную им обиду и боль. У А. Экзюпери читаем: «…Уж такой народ эти взрослые. Не стоит на них сердиться. Дети должны быть очень снисходительны к взрослым». 7.  Дети искренни, всё принимают всерьез, доверяют взрослым. И нередко ошибаются, больно переживают травмы и обиды. И взрослеют на этом опыте.8. Дети – мечтатели, фантазеры, оптимисты… О чем только не мечтают! Какие фантазии не сочиняют и не проигрывают! И верят в них. Они устремлены в лучшее и счастливое будущее. И худо, если вокруг  хмурые лица взрослых, приземленные разговоры, тусклая обыденная жизнь. 9. Дети больно переживают несовершенство окружающего мира. Они страдают от его противоречивости. Каждый по-своему решает эти проблемы. «Я вспоминаю, как горько плакал от двух открытий. Первое – смертность. Второе – бескрылость…» – рассказал девятиклассник Денис С.10. И как следствие  «ребенок всегда организует свой Жизненный Мир, в котором живет. Ребенок организует свой уникальный «МИР ДЛЯ ЖИЗНИ». Этот Мир организован работой его над своим ростом, перспективами воображения и значениями конкретных действий, людей и вещей…» (из книги М. и Р.Снайдер «Ребенок как личность»).Людмила Маленкова, профессор, кандидат педагогических наук


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту