Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

​Ваш адвокат

Учительская газета, №25 от 21 июня 2016. Читать номер
Автор:

– Могу ли я потребовать компенсацию морального вреда от пенсионного органа или его должностных лиц за отказ в назначении досрочной пенсии, если судом принято решение о признании их решения незаконным?

– Пленум Верховного суда РФ принял постановление от 11 декабря 2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».В п. 31 постановления прямо отмечено, что, поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности не имеется.Пленум Верховного суда РФ также обратил внимание судов на необходимость четкого и ясного изложения резолютивной части решения, с тем чтобы оно не вызывало вопросов при его исполнении. С этой целью в резолютивной части решения, которым требования истца удовлетворены, должно быть, в частности, указано, какие требования подлежат удовлетворению и какая обязанность возлагается на ответчика для восстановления нарушенного права истца (например, о возложении обязанности на ответчика включить определенный период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение истцу пенсии по старости, о взыскании с ответчика недоплаченной суммы пенсии), а также указано, с какого времени ответчик обязан назначить истцу пенсию, если суд придет к выводу, что орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, необоснованно отказал истцу в назначении пенсии.Необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока.При отмене в суде апелляционной, кассационной или надзорной инстанции решения суда по делу о взыскании трудовой пенсии судам следует учитывать, что поворот исполнения решения суда не допускается, за исключением случаев недобросовестности со стороны гражданина и счетной ошибки, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса РФ.В постановлении Пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» есть и другие очень важные решения, затрагивающие права педагогов на досрочную пенсию.- Должен ли учитель обязательно присутствовать на рабочем месте в дни, когда по расписанию у него нет занятий? Слышала несколько вариантов принципиально противоположных ответов на этот вопрос. Регулируется ли этот вопрос нормативно?- Приказом Минобрнауки РФ от 11 мая 2016 г. №536 утверждены «Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее – приказ №536). Прекратил свое действие приказ Минобрнауки России от 27.03.2006 г. №69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (далее – приказ №69).Общественное обсуждение проекта приказа №536 велось более двух лет. Рассматривались все поступающие замечания и предложения. Поднимался и вопрос об отзыве приказа как ухудшающего положение работников. Однако после долгих разъяснений многие вопросы к приказу сняты. Минюст России 1 июня 2016 года зарегистрировал приказ.Приказ был подготовлен на основе действующего до его принятия приказа №69. Подготовка нового нормативного правового акта была вызвана необходимостью приведения его в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами, а также внесения в этот приказ уточнений в отдельные его положения с учетом правоприменительной практики, устраняющими неоднозначное толкование отдельных его норм.К примеру, по итогам правоприменительной практики разработчиками принято решение учесть справедливые нарекания со стороны педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, по поводу суммирования неустановленных перерывов при проведении спаренных занятий, составляющих от 10 до 30 минут, которые должны использоваться для выполнения другой педагогической работы. Применение суммирования неустановленных перерывов к учителям, преподавателям и другим педагогическим работникам, ведущим преподавательскую работу, у которых и так имеется другая часть педагогической работы, не конкретизированная по количеству часов, признано абсолютно бессмысленным.Также в новом документе в п. 2.4. теперь четко прописано положение о том, что не требуется обязательное присутствие в организации педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, в дни недели (периоды времени, в течение которых образовательное учреждение осуществляет свою деятельность), свободные:- от проведения учебных занятий по расписанию;- от выполнения непосредственно в организации иных обязанностей, установленных трудовыми договорами, регулируемых графиками и планами работ;- от выполнения дополнительных возложенных обязанностей за дополнительную оплату труда.В результате окончательно ставится точка на недопустимости применения к учителям и другим педагогическим работникам, ведущим преподавательскую работу, так называемой 36-часовой «отсидки» непосредственно в образовательной организации (хотя и ранее действующий приказ №69 этого не требовал, но не всегда соблюдался работодателями).Более того, впервые тем же п. 2.4 в нормативном правовом акте прямо рекомендовано при составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором предусматривать для работников, ведущих преподавательскую работу, свободный день с целью использования его для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.Рекомендательная норма предусмотрена в связи с тем, что установление такого свободного дня может зависеть от режима работы организации в течение 5-6-дневной рабочей недели, обеспеченности кадрами, объема учебной нагрузки учителей, соблюдения гигиенических требований к режиму образовательной деятельности для обучающихся в соответствии с нормами СанПиН, сменности занятий и других особенностей.Обращаем внимание, что приказ №536 урегулировал и еще ряд вопросов.Так, например, для учителей 1-х классов в п. 2.5. приказа №536 уточнены основания для использования «ступенчатого» режима обучения. Согласно изменениям в СанПиН вместо первых двух месяцев такой режим используется в первом полугодии (в сентябре – октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре – декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; в январе – мае – по 4 урока по 45 минут каждый). Уточнено также понятие «динамическая пауза», которое относится к «большой перемене», устанавливаемой в середине учебного дня большей продолжительностью, составляющей не менее 40 минут.Сохранено положение о том, что «ступенчатый» режим обучения на порядке определения учебной нагрузки и оплате труда учителей не отражается, поскольку объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (т.е. один раз в год), устанавливается локальным нормативным актом организации, отражается в трудовом договоре учителя.Пункт 3.1 приказа №536 как и прежде предусматривает, что при составлении графиков работы педагогических и иных работников перерывы в рабочем времени, составляющие более двух часов подряд, не связанные с их отдыхом и приемом пищи, не допускаются.При составлении расписаний занятий организация обязана исключить нерациональные затраты времени работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы между каждым занятием, которые для них рабочим временем не являются в отличие от коротких перерывов (перемен), установленных для обучающихся (согласно статьи 108 Трудового кодекса РФ к рабочему времени не относится перерыв, составляющий более двух часов).Но появилась и новая редакция этого вопроса. Дополнительно определено, что длительные перерывы между занятиями при составлении расписаний возможны, но допускаются только по письменному заявлению педагогических работников.Уточнены правила определения рабочего времени педагогических работников в каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников.Так п. 4.2. приказа №536 теперь предусматривает следующее.В каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, уточняется режим их рабочего времени. Педагогические работники в каникулярное время выполняют педагогическую (в том числе методическую и организационную) работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их педагогической работы (установленного объема учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникулярного времени, а также времени, необходимого для выполнения другой части педагогической работы, определяемой с учетом их должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную плату (при условии, что выполнение таких работ планируется в каникулярное время).Режим рабочего времени учителей, осуществляющих обучение на дому детей в соответствии с медицинским заключением, в каникулярное время определяется с учетом количества часов указанного обучения таких детей, установленного им до начала каникул.Каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, используется также для их дополнительного профессионального образования в установленном трудовым законодательством порядке.Таким образом, в данной части более четко, чем ранее, оговорено, что в каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, которое является их рабочим временем, режим их рабочего времени подлежит уточнению.Установлено, что педагогические работники в этот период выполняют педагогическую работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах установленного им до начала каникулярного времени объема учебной нагрузки.Рабочее время в этот период может увеличиваться за счет времени, необходимого для выполнения другой части педагогической работы, если такая работа планируется в каникулярное время.В каникулярный период, не совпадающий с отпуском, педагогический работник может быть направлен для получения дополнительного профессионального образования.При этом должны быть соблюдены все гарантии, связанные с получением такого образования.- Находясь в отпуске по уходу за ребенком, в 1997 году я работала на условиях неполного рабочего времени (10 часов в неделю) учителем в школе. Будет ли включен этот период в стаж для досрочной педагогической пенсии?- Период отпуска по уходу за ребенком, предоставлявшийся после 6 октября 1992 года, не включается в стаж для досрочной педагогической пенсии. Однако надо учесть следующее.Статья 167 КЗоТ РФ (действовал в 1997 году) предусматривала, что по желанию женщин им предоставляется частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию.При этом по желанию женщин в период нахождения их в отпуске по уходу за ребенком они могли работать на условиях неполного рабочего времени с сохранением права на получение пособия в период частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком.Такое же право сохранено для женщин и в ныне действующем Трудовом кодексе РФ.В пункте 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781), установлено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).Если все документы оформлены правильно, то в пенсионных органах не должно будет возникнуть проблем с зачетом указанного периода в стаж для досрочной пенсии. Если же соответствующих документов не сохранилось или они не были оформлены, то свое право на досрочную пенсию, возможно, придется отстаивать в судебном порядке.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту