Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

​Светлана МЕРЗЛЯКОВА, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО, заслуженный учитель РФ: Не только умиляться, но и поддерживать

УГ - Москва, №35 от 31 августа 2010. Читать номер
Автор:

Творческое начало в ребенке заложено природой с самых ранних лет. Мы, взрослые, умиляемся, когда малыш на наших глазах «сочиняет» в игре свои напевы, ритмы, истории.  Вот девочка трех лет, играя с куклой, напевает ей колыбельную, свою, ни на какую другую не похожую, затем ведет с ней диалог, рассказывает ей сказку, и тоже «собственного сочинения».  Мальчик двух лет играет с воображаемыми предметами: что-то берет, относит, высыпает, заколачивает… Он же, после колыбельной Моцарта, которую ему напевала мама, начинает запевать: «и машины спят, и краны спят, и бульдозеры спят, и бетономешалки спят… все спят… и Коля будет спать…» Другой мальчик, постарше, лет четырех,  гуляя с родителями в лесу,  огорчался, что никак сам не найдет гриб. И вдруг… радостный возглас, призыв к родителям. Когда они к нему подошли, он приплясывал и напевал: «Наш Кирюша шел и грибок нашел!» Подобные примеры могли бы привести многие наблюдательные родители. Важно, чтобы это стремление ребенка к творческому процессу поощрялось.

Как отмечал Л.Стоковский: «Дети бессознательно во время игры создают ритмы, мелодии, слова. Это творческий процесс, зарождающийся где-то в глубине детского сознания. Поощряя их к непроизвольному творчеству, приучая их делать свои песенки постоянной частью своего быта, своих игр, мы сумеем найти путь к развитию их творческих сил, переводя эти силы из сферы бессознательного в сознательную…»Развитие творческого потенциала в ребенке – одна из фундаментальных задач педагогов.  Поэтому с раннего детства необходимо создавать максимальные условия для развития инициативы детей, предоставляя им возможность быть самостоятельными и активными.Детское творчество проявляется в разных видах детской деятельности. Если говорить о музыкальном творчестве, то это песенное творчество, когда ребенок самостоятельно находит простейшие певческие интонации, напевает свои мелодии или даже незатейливые песенки со словами; танцевальное творчество, когда он комбинирует из знакомых танцевальных элементов свою композицию или  под влиянием яркой эмоциональной музыки приплясывает ритмично, энергично, выразительно, так, как потом никогда не повторит, – это сиюминутный порыв, это способ самовыражения под влиянием определенных эмоций; музыкально-игровое творчество, когда ребенок самостоятельно находит способы воплощения музыкального образа, по-своему, с фантазией изображает различных персонажей. Формирование музыкального творчества проходит по определенным этапам.  Детей необходимо вести от первой простейшей ориентировки в творческих заданиях к более сложным импровизациям и сочинениям. При этом  главные действия педагогов должны быть направлены на формирование воображения. Впереди разучивание игры-спектакля про котов. Как подойти? Попробуйте вначале предложить детям без музыки изобразить кота сердитого: «черный кот у ворот серых мышек стережет», затем ленивого: «белый кот у ворот лениво песенки поет»  и наконец игривого,  озорного: «рыжий кот у ворот и танцует, и поет». Можно придумать историю про кота, который жил в старом доме, сторожил мышей, был хитрым и охотился только ночью… Предложить детям по одному,  по желанию, показать такого кота, одобряя интересные варианты и подбадривая робких ребят.Следующий этап – музыкальные характеристики котов: котята спят, пугаются, озорничают. Музыку можно использовать из того спектакля, который  предстоит разучивать, обращая внимание детей на особенности характера каждого музыкального фрагмента.Приведу  в качестве примера опыт работы Центра развития ребенка – детского сада №2452  «Алые паруса».  Это учреждение стало Ресурсным центром по теме «В таланты – с малых лет» совместного пилотного проекта ЮНЕСКО и  Департамента образования Москвы «Московское образование от младенчества  до школы».  Положительно, что наряду с использованием традиционных средств  развития творческой активности детей научный руководитель по экспериментальной работе к. п. н., зав. кафедрой  педагогики и методики дошкольного образования МИОО О.Мельникова,    заведующая ДОУ почетный работник общего образования РФ Н.Кузнецова, старшие  воспитатели Н.Грачева, Е.Акимова, Е.Филатова, музыкальные руководители О.Краева и Э.Кудринская, педагоги этого учреждения ищут новые современные подходы.В прошедшем учебном году музыкальные руководители А.Краева и Э.Кудринская предложили вниманию детей историю про непослушных котят по мотивам сказки И.Бодраченко. Музыку к игре-спектаклю написал С.Потапов. Педагоги дали детям возможность прочувствовать, эмоционально пережить услышанное. Вначале это был рассказ, сопровождаемый музыкой, затем педагоги  активизировали  детей, задавая им вопросы о характере котят, их поведении в той или иной ситуации. Уже в ответах детей прослеживались творческий подход, самостоятельность суждений, оценка. Такое взаимодействие педагогов и детей на музыкальных занятиях способствовало творческому развитию каждого ребенка.    Спектакль «Непослушные котята» был поставлен (со всей предварительной  работой) за месяц. То, что интересно детям, что наполняет их положительными эмоциями и творческой энергией, запоминается быстро. Это был спектакль в современном жанре мюзикла. Джазовые интонации, яркие выразительные костюмы, оригинальная декорация, грамотная режиссура сделали его увлекательным и запоминающимся как для детей, так и для взрослых. Действия детей носили созидательный характер, активно сопереживая музыке, игровому сюжету, опираясь на свою фантазию, воображение, они проявляли самостоятельность и творческое решение в передаче образа.        Педагоги в своей работе придерживались принципа творческого сотрудничества, взаимодействия детей и взрослых. Они выступали в качестве равноправных партнеров, не ограничиваясь ролью  ведущего, а перевоплощаясь  в того или иного персонажа. Это помогало им лучше узнать детей, их характер, интересы, желания, а детям – более естественно и непринужденно включаться в действие, перенимая богатейший опыт взрослых. Анастасия Олеговна и Элеонора  Геннадиевна создали все условия для  самовыражения каждого ребенка. В этом и есть творческое начало.  «Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию,  живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или хотя бы то, что до тебя уже существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке – это всегда стремление вперед,  к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно,  к прекрасному в самом высоком и широком смысле  этого понятия.  …Без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности» (Д.Кабалевский).Развитие творческих способностей детей  способствовало усилению их эмоциональной отзывчивости. Полученные ими навыки творчества непременно скажутся положительно на формировании их характера, мировоззрения, интеллекта. По-настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой нормально развиты эмоциональные и интеллектуальные начала. Педагоги  ДОУ стремятся развивать в ребенке и то и другое.    Л.С.Выготский отмечает, что оба фактора – интеллектуальный и эмоциональный – необходимы для акта творчества. Чувство, как и мысль, движет творчеством человека. В дошкольные годы закладывается фундамент творческого начала в человеке.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту