search
main
Топ 10
Стирка вещей после покупки: от каких болезней она может спасти Алису Теплякову не зачислили на бюджет в университет «Синергия» Продукты для хорошего зрения: что нужно есть, чтобы сохранить здоровье глаз Штраф в 40 тысяч рублей заплатит завуч екатеринбургского лицея из-за скандального танца выпускников Польза и вред кабачков: стоит ли включать этот овощ в свой рацион В новом учебном году комплекты тем для итогового сочинения будут формироваться иначе Минобрнауки: зачисление в вузы в одну волну исключает преимущества для высокобалльников Российские вузы начали проводить дополнительный набор первокурсников В Волгограде школьница по неосторожности подожгла школу Не все то золото, что блестит: как выпускники не досчитались медалей Дополнительный набор в вузы продлится до 16 сентября В Минпросвещения России утвердили состав Совета учителей-блогеров Минпросвещения России: «Профессия учителя становится с каждым годом все престижнее» Живых лабораторных мышей ученые предложили заменить на 3D-модели В Омской области выявили рост заболеваемости энтеровирусом среди детей Евгений Ямбург: успех инклюзивного образования зависит от настроя учителей Танго с Иосифом Бродским, или Песни перелетных людей Региональные вузы притягивают абитуриентов

​Он создал образ Учителя, которым хочется быть. Для многих Сергей Юрский в первую очередь был Викниксором из «Республики Шкид». Требовательный и деликатный, подтянутый и начитанный, умный, порядочный, явно дворянских кровей…

Он и был дворянских кровей. Из рода Жихаревых. Юрский – псевдоним его отца, который был цирковым актером, а дед – священником и богословом. И в Юрском эти две линии переплелись самым удивительным образом. Он артист и мыслитель. Драматург, поэт, писатель. Режиссер. В последние годы жизни Юрский поставил уникальные спектакли. Они шли в театре Моссовета, он приезжал играть спектакль прямо из больницы, и только накануне смерти его спектакли были отменены «по болезни артиста».

Нежнейший, пронзительнейший «Шагал. Полеты с ангелом», который он отыграл сто один раз. Его партнершей была супруга, Наталья Тенякова, пьеса была о жизни Шагала, великого еврейского художника. И шире – вообще о жизни художника. В его «Шагале» столько вопросов без ответа, столько печали, столь боли и утраты, что все время хочется плакать, когда его смотришь. В финале переживший смерть любимой, голод, эмиграцию, нищету и славу, две мировые войны старик Шагал (Юрский) по лестнице поднимается в небо. Старый человек карабкается туда, где ждет его та, которую он любил всю жизнь… Прорастает в любовь.

«Полонез» – еще одно предчувствие смерти, еще один спектакль «на пороге». Его герой – мыслитель Исидор Николаевич – постоянно затыкал себе рот кляпом, чтобы не заразиться ложью и не начать врать, как все вокруг – жена, ученики, семья. И его единственным собеседником становится Ангел. В разговорах с Ангелом и проходило его сценическое время в этом спектакле. Он сидел на каталке и разговаривал с Ангелом. А зал ловил каждое слово. Автором пьесы Юрский указал И. Ванцетиса, но все театралы знали, что это – псевдоним артиста.

А до этого был «Предбанник» – политическая сатира на сегодняшний день, в котором блистал Александр Филиппенко и в котором запомнился образ энергичной полуграмотной молодой стервы, время которой сегодня наступило.

Юрский был человек с яркой гражданской позицией. Он всегда был на стороне тех, кого бьют, а не тех, кто бьет.

Он четко называл язвы сегодняшнего времени – тотальную ложь (ответом этому и был «Полонез», борьбу с неугодными (его последний спектакль – «Ужин с товарищем Сталиным»), «мухоморную», как он ее называл, культуру. Когда крик о содеянном громче, чем само содеянное. А содеянное – просто пшик. И главный нарыв общества –отсутствие милосердия.

Смерть как художественный материал для сценического действия использовал он и на вечерах в ЦДХ, которые называл «Жестом памяти». Он выбирал у Бабеля и Булгакова эту тему, она волновала его. Потому что чувствовал, что смерть близко. Он читал отрывки из «Господина де Мольера», с которого когда-то и начал свою театральную жизнь. «Мольер» был второй пьесой, написанной им на материале Булгакова для театра и поставленной им в БДТ.

На вечер в ЦДХ и на спектакли он приезжал прямо из больницы. Годы и болезни брали свое. Последние его спектакли в театре Моссовета, в котором он прослужил 40 лет, были по болезни отменены.

Накануне смерти я звонила ему домой справиться о здоровье, и его супруга спокойно сказала: «Лечимся».

Но я думаю, он все равно победил смерть. Потому что он играл до последнего. То есть до последнего делал то, что хотел и считал должным делать.

«Небо не кончается, потому что оно везде. А жизнь кончается смертью… Печаль и трагедия финала обрамляют земной путь ушедших, он становится видимым во всей полноте и потому так трогает и наполняет сердца живущих», – так заканчивается его книга «Кого люблю, того здесь нет». Воспоминания о тех, кто ушел.

Пусть это будет ее эпилогом.

Фото Весты Боровиковой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте