Надо понять, что не классно-урочная система виновник регресса образования, а сам учитель, который привык считать себя почти всезнающим Богом. С получением информации сейчас проблем нет. Открывай книгу, заходи в Интернет – и читай!
Еще в студенческие годы, слушая лекции преподавателя по педагогике, рассказывавшего о великом открытии Яном Коменским классно-урочной системы (к слову, известной еще в Древней Греции) как единственно возможной системы организации учебного процесса в школе, я задумывался об альтернативах. О них же я думал в первые годы своей работы в школе, о них думаю и сейчас, получив 20-летний опыт работы. Но уже меньше и реже, понимая, что не классно-урочная система не дает развиваться образованию и не она мешает развитию общества…Оформить свои мысли в виде этого опуса меня заставила одна из последних статей Евгения Вирячева \”Конец уроков. Что придет на смену классно-урочной системе?\”, опубликованная на сайте \”УГ\”. Он пишет: \”Более трехсот лет прошло, как Ян Коменский создал (теоретически обосновал) классно-урочную систему. «Золотой век» этого изобретения уже в прошлом. В развитых странах оно свою задачу выполнило. Дальше эта система будет только тормозить развитие общества. Вчера у меня на уроке семиклассник с помощью своего айфона под партой залез в Интернет и объявил, что я ошибался, рассуждая минуту назад о природе образования смерча\”.Я же считаю, что классно-урочная система единственно возможная, и сегодня, и в будущем. Эта система прогнозируема, планируема, она легко ложится в систему любого финансирования, готова подстроиться под любое изменение содержания учебного процесса. Общество в своем многовековом поиске альтернативных решений сумело создать разные педагогические технологии: от педагогики Монтессори до программируемого обучения, от метода проектов до опережающего обучения, но альтернатив организации учебного процесса так и не было найдено. Система дополнительного образования – это тот же вариант классно-урочной системы, только за пределами обязательных уроков, основанный исключительно на интересе ученика и на его добровольном выборе своего Учителя.Так вот, уважаемые коллеги, выход здесь я вижу только один, и он не в отказе от привычной всем классно-урочной системы. Выход в изменении сознания учителя. Да, нас, коллеги! Пора уходить от вещания у доски, считая себя почти пророком, несущим свет и знания. Увы! Изменить сознание учителя – вот он, путь развития. Надо понять, что не классно-урочная система виновник регресса образования, а сам учитель, который привык считать себя почти всезнающим Богом. Но сейчас нет проблем с получением информации, так я считаю сам, так я постоянно говорю своим ученикам: \”Открывай книгу, заходи в Интернет – и читай!\”Современный учитель должен уйти от информационного подхода и перейти к единственно возможному, деятельностному. Только погружение детей в учебную деятельность, связанную с поиском решения, – прогрессивный путь развития образования. Научитесь работать не со всем классом сразу, а с подгруппами. Пробуйте индивидуальный подход так, чтобы каждый ученик каждую минуту своего учебного времени был погружен в деятельность, в поиск решения, в познание.Нет нужды сейчас нам, живущим у истоков информационного общества, рассказывать \”о природе образования смерча\”, все это можно прочитать в открытых источниках да в учебнике наконец-то. Предложите ученикам вам рассказать, как образуются смерчи, предложите их классифицировать – и вы получите интересный и живой урок, возможно, и для себя откроете что-то новое, а кто-то из ваших подопечных после такого урока вдруг заинтересуется метеорологией и станет знаменитым ученым.Много лет назад я преподавал математику и всегда \”завидовал\” своим коллегам, учителям гуманитарного и естественно-научного цикла: они могли строить урок так, чтобы им дети все рассказывали, так, чтобы дискутировать и чтобы молнии сверкали, а потом рождалось открытие, открытие для всех. Мне же, на математике, было сложно дискутировать, мне нужно было научить всех решать задачи. И никакие энциклопедии, никакой Интернет с его открытыми источниками не заменили бы уже здесь учителя. Но ведь и задачи можно научить решать, погрузив школьника в деятельность, только надо заранее знать, чему вы хотите научить вашего ученика и как он должен этому научиться.Признайтесь, коллеги, а кто из вас постоянно читает (и может, даже обсуждает с учениками) новости той науки, которую вы преподаете школьникам? Несколько лет назад я расспрашивал об этом коллег, учителей того же естественно-научного цикла. И получил достойный ответ учителя прошлого: \”Да зачем? Учебник бы они усвоили хотя бы\”.А ведь чего проще, имея тот же доступ в Интернет, хотя бы раз в неделю прочитывать новостные ленты сайтов, публикующих новости науки. А еще литературы и искусства, ведь учитель – это не только предметник. И, поверьте, вы сможете найти своих учеников, сможете вести их за собой, независимо от еще той классно-урочной системы, на которой основана наша школа. Новый учитель – это учитель, ведущий за собой, способный погрузить учеников в познавательную деятельность. И не важно, где это произойдет и кто будет вашим учеником. Не важно, будет ли это урок с детьми в школе с традиционно расставленными партами, доской и мелом или компьютером и интерактивной доской. Не важно, это может быть урок с детьми в рамках экскурсии или похода. Это вообще могут быть не дети, а студенты или взрослые слушатели в зале ожидания аэропорта. Важно другое: отойдите от доски, подойдите к ученикам, сядьте за парту рядом со школьником и начните вместе учиться!…С этого года по всей нашей огромной стране вводится новый стандарт образования в начальной школе. И именно он был предназначен изменить систему информационного подхода на деятельностный: включить нового ученика в естественную для него познавательную деятельность. Но стремление нашего общества все формализовать уже даже на начальном этапе сводит хорошую идею на нет, навязывая формы работы и вводя никому не нужные элементы отчетности. И не классно-урочная система тому виной…
Комментарии