search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн Профессии будущего: куда пойти в ИТ, если ребенок гуманитарий В Минпросвещения рассказали о единой модели профориентации школьников Быстро и эффективно готовим четвероклассников к выполнению заданий ВПР НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Год счастливого детства стартовал в Чувашии
0

​Константин Сорокин, Москва: Классно-урочной системе быть. Менять надо не систему, а ее внутреннее наполнение.

Надо понять, что не классно-урочная система виновник регресса образования, а сам учитель, который привык считать себя почти всезнающим Богом. С получением информации сейчас проблем нет. Открывай книгу, заходи в Интернет – и читай!

Еще в студенческие годы, слушая лекции преподавателя по педагогике, рассказывавшего о великом открытии Яном Коменским  классно-урочной системы (к слову, известной еще в Древней Греции) как единственно возможной системы организации учебного процесса в школе, я задумывался об альтернативах. О них же я думал в первые годы своей работы в школе, о них думаю и сейчас, получив 20-летний опыт работы. Но уже меньше и реже, понимая, что не классно-урочная система не дает развиваться образованию и не она мешает развитию общества…Оформить свои мысли в виде этого опуса меня заставила одна из последних статей Евгения Вирячева \”Конец уроков. Что придет на смену классно-урочной системе?\”, опубликованная на сайте \”УГ\”. Он пишет: \”Более трехсот лет прошло, как Ян Коменский создал (теоретически обосновал) классно-урочную систему. «Золотой век» этого изобретения уже в прошлом. В развитых странах оно свою задачу выполнило. Дальше эта система будет только тормозить развитие общества. Вчера у меня на уроке семиклассник с помощью своего айфона под партой залез в Интернет и объявил, что я ошибался, рассуждая минуту назад о природе образования смерча\”.Я же считаю, что классно-урочная система единственно возможная, и сегодня, и в будущем. Эта система прогнозируема, планируема, она легко ложится в систему любого финансирования, готова подстроиться под любое изменение содержания учебного процесса. Общество в своем многовековом поиске альтернативных решений сумело создать разные педагогические технологии: от педагогики Монтессори до программируемого обучения, от метода проектов до опережающего обучения, но альтернатив организации учебного процесса так и не было найдено. Система дополнительного образования – это тот же вариант классно-урочной системы, только за пределами обязательных уроков, основанный исключительно на интересе ученика и на его добровольном выборе своего Учителя.Так вот, уважаемые коллеги, выход здесь я вижу только один, и он не в отказе от привычной всем классно-урочной системы. Выход в изменении сознания учителя. Да, нас, коллеги! Пора уходить от вещания у доски, считая себя почти пророком, несущим свет и знания. Увы! Изменить сознание учителя – вот он, путь развития. Надо понять, что не классно-урочная система виновник регресса образования, а сам учитель, который привык считать себя почти всезнающим Богом. Но сейчас нет проблем с получением информации, так я считаю сам, так я постоянно говорю своим ученикам: \”Открывай книгу, заходи в Интернет – и читай!\”Современный учитель должен уйти от информационного подхода и перейти к единственно возможному, деятельностному. Только погружение детей в учебную деятельность, связанную с поиском решения, – прогрессивный путь развития образования. Научитесь работать не со всем классом сразу, а с подгруппами. Пробуйте индивидуальный подход так, чтобы каждый ученик каждую минуту своего учебного времени был погружен в деятельность, в поиск решения, в познание.Нет нужды сейчас нам, живущим у истоков информационного общества, рассказывать \”о природе образования смерча\”,  все это можно прочитать в открытых источниках да в учебнике наконец-то. Предложите ученикам вам рассказать, как образуются смерчи, предложите их классифицировать – и вы получите интересный и живой урок, возможно, и для себя откроете что-то новое, а кто-то из ваших подопечных после такого урока вдруг заинтересуется метеорологией и станет знаменитым ученым.Много лет назад я преподавал математику и всегда \”завидовал\” своим коллегам, учителям гуманитарного и естественно-научного цикла: они могли строить урок так, чтобы им дети все рассказывали, так, чтобы дискутировать и чтобы  молнии сверкали, а потом рождалось открытие, открытие для всех. Мне же, на математике, было сложно дискутировать, мне нужно было научить всех решать задачи. И никакие энциклопедии, никакой Интернет с его открытыми источниками не заменили бы уже здесь учителя. Но ведь и задачи можно научить решать, погрузив школьника в деятельность, только надо заранее знать, чему вы хотите научить вашего ученика и как он должен этому научиться.Признайтесь, коллеги, а кто из вас постоянно читает (и может, даже обсуждает с учениками) новости той науки, которую вы преподаете школьникам? Несколько лет назад я расспрашивал об этом коллег, учителей того же естественно-научного цикла. И получил достойный ответ учителя прошлого: \”Да зачем? Учебник бы они усвоили хотя бы\”.А ведь чего проще, имея тот же доступ в Интернет, хотя бы раз в неделю прочитывать новостные ленты сайтов, публикующих новости науки. А еще литературы и искусства, ведь учитель – это не только предметник. И, поверьте, вы сможете найти своих учеников, сможете вести их за собой, независимо от еще той классно-урочной системы, на которой основана наша школа. Новый учитель – это учитель, ведущий за собой, способный погрузить учеников в познавательную деятельность. И не важно, где это произойдет и кто будет вашим учеником. Не важно, будет ли это урок с детьми в школе с традиционно расставленными партами, доской и мелом или компьютером и интерактивной доской. Не важно, это может быть урок с детьми в рамках экскурсии или похода. Это вообще могут быть не дети, а студенты или взрослые слушатели в зале ожидания аэропорта. Важно другое: отойдите от доски, подойдите к ученикам, сядьте за парту рядом со школьником и начните вместе учиться!…С этого года по всей нашей огромной стране вводится новый стандарт образования в начальной школе. И именно он был предназначен изменить систему информационного подхода на деятельностный: включить нового ученика в естественную для него познавательную деятельность. Но стремление нашего общества все формализовать уже даже на начальном этапе сводит хорошую идею на нет, навязывая формы работы и вводя никому не нужные элементы отчетности. И не классно-урочная система тому виной…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте