Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

​Грани сотрудничества,. или Наука помогает практике

УГ - Москва, №42 от 21 октября 2014. Читать номер
Автор:

Для повышения эффективности управления, развития образовательных организаций в 2014 году Управление образования Северного округа совместно со специалистами Московского института развития образования приступило к реализации пилотного проекта «Разработка технологий и управленческих проектов реализации новых форм и направлений модернизации образования в целях повышения качества образования в САО города Москвы».

Отличительная особенность проекта – то, что в его основе лежит принципиально новый взгляд на организационное управление в столичной системе образования. В проекте планируется реализовать модель социально  ответственного управления развитием системы образования на базе Северного округа. Основным принципом такой модели будет принцип баланса интересов всех сторон, заинтересованных в устойчивом социально-экономическом развитии региона.Проект нацелен на разрешение множества противоречий современной практики в сфере образования. В основе этих противоречий находятся:    дисбаланс между количеством и динамикой факторов развития экономики и возможностями современных технологий управления всеми формами взаимодействия адекватно реагировать на нарастающие вызовы внешнего окружения;    инерционность процесса выработки управленческих решений;     несовершенство инструментария целеполагания, обоснования и выбора направлений развития новых форм взаимодействия образовательных организаций и системы образования в целом и как следствие их бессознательное координирование в условиях размытости контуров перспектив своего развития.Отличительная особенность модели социально ответственного управления – принципиальная возможность сформировать такое представление о механизме социально ответственного управления, в котором центр тяжести смещается от управления процессами к управлению противоречиями и условиями протекания этих процессов для обеспечения динамического равновесия социально-экономического развития системы образования. Новая организация управления существенно изменяет функции коллегиальных органов управления образовательными организациями (общее собрание работников образовательной организации, педагогический совет и общественный совет).Внедрение таких механизмов – принципиально новая задача. В связи с этим в проекте особое внимание уделено развитию образовательных практик в условиях обновленного законодательства (сетевые формы реализации образовательных программ; частно-государственное партнерство; развитие учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в системе общего образования; вариативность моделей профильного обучения, в том числе  предуниверсарии); использованию IT-сред; конвертации образовательных результатов; интеграции общего и дополнительного образования; реализации инновационных образовательных проектов и др.).В рамках совместной работы были проведены:- start-up проекта, на котором руководитель Центра анализа научных исследований и инноваций в образовании МИРО О.Фиофанова рассказала о механизмах и формах институционального взаимодействия МИРО и образовательных организаций САО;- семинар-совещание, на котором первый заместитель директора МИРО  Мария Лазутова рассказала о целях, стратегии и форматах реализации проекта в образовательных организациях САО. В семинаре-совещании  приняли участие представители более 80 образовательных организаций округа, которые высказали свои пожелания относительно запросов и ожиданий образовательных организаций по таким направлениям, как:      Исследование и типологизация многоуровневых образовательных организаций в Северном округе,  описание их моделей управления, включая государственно-общественное управление.     Развитие образовательных практик в условиях обновленного законодательства.     Определение перечня и иерархии задач образовательных организаций в округе по реализации программных целей в области эффективного использования финансовых средств и имущественных комплексов, ответственность и права конкретных подразделений и руководителей за их достижение.    Сопровождение профессионального развития управленческих и педагогических команд САО.  С 29 по 30 сентября 2014 г. в Центре дополнительного образования «Поведники» – подразделении Московского городского Дома учителя –  состоялась проектно-аналитическая сессия «Эффективность деятельности как инструмент управления развитием образовательных систем». Участники мероприятия рассматривали проблемы создания условий перехода образовательных организаций САО на новую модель управления, основанную на эффективности всех видов деятельности. В выездной сессии приняли участие руководители более сорока образовательных организаций. Ключевыми вопросами, рассматриваемыми на семинаре, стали:    эффективный контракт как средство активизации деятельности работников образовательной организации;    эффективный учебный план как средство повышения качества образовательной деятельности;    эффективное учебное занятие как средство повышения качества урока;    эффективная воспитательная работа.Сегодня во многих школах уже заключили или пытаются заключить с педагогами эффективный контракт. Сторонники этого нововведения доказывают, что оно реально работает и помогает повысить качество образования. Некоторые управленцы утверждают, что эффективный контракт – чистая формальность, которая лишь затрудняет жизнь учителя. В ходе коллективной работы участники уточнили сущность эффективного контракта, его связь с эффективным учебным планом, эффективным уроком и эффективной воспитательной работой. Руководители образовательных организаций разработали «дорожную карту» по введению эффективного контракта в образовательные организации. Участники семинара определили, что в эффективном контракте в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы: трудовая функция; показатели и критерии оценки эффективности деятельности; размер и условия стимулирующих выплат, определенные с учетом рекомендуемых показателей, а также какие стимулы реально используются в эффективном контракте.Руководители образовательных организаций участвовали в обсуждении таких  тем:    проектный подход в управлении как средство развития образовательных организаций;    эффективность деятельности как инструмент управления современной образовательной организацией.Специалисты  МИРО провели экспертную оценку результатов работы групп, в  итоге  сами руководители образовательных организаций разработали согласованный перечень показателей эффективности  деятельности образовательных организаций и алгоритм перехода на новую систему организационного управления, основанную на эффективности всех видов деятельности по направлениям проектно-аналитической сессии.Семинар показал, что руководители образовательных организаций округа обладают большим интеллектуальным ресурсом, который должен быть максимально эффективно использован в такой организационной форме, как партнерство, в условиях многофункциональных образовательных комплексов.Жанна САДОВНИКОВА, заместитель начальника Северного окружного управления образования


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту