Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

​Елена НИЗИЕНКО, директор Департамента общего образования Минобрнауки РФ: Учитель в центре внимания

Учительская газета, №35 от 31 августа 2010. Читать номер
Автор:

Каждый учебный год имеет свои приоритеты и свои особенности. Какие же задачи стоят перед новым 2010-2011 учебным годом? Об этом рассказала директор Департамента общего образования Минобрнауки РФ Елена Леонидовна НИЗИЕНКО.

– Главные темы для нынешнего учебного года, которые, мы, кстати, обсуждали и на августовских совещаниях, – это новые стандарты, новые финансово-экономические механизмы, в том числе в связи с принятием закона о бюджетных учреждениях, новая аттестация, разработка и широкое общественное обсуждение нового закона об образовании. Эти ключевые позиции направлены на создание современной образовательной среды, которая позволила бы формировать успешного выпускника школы, причем не только в профессии, но и в личной жизни. – Елена Леонидовна, несмотря на то что российское образование за последнее время сделало качественный скачок в своем развитии, болевые точки остались. Какие наиболее острые проблемы придется решать в 2010-2011 учебном году? – Первая проблема вызвана демографической ситуацией, которая сейчас постепенно начала стабилизироваться, у нас второй год подряд идет увеличение первоклассников, однако в среднем и старшем звеньях демографический спад сегодня еще достаточно остро ощущается. И потому наша ключевая задача в этих условиях – сохранить и развить существующую инфраструктуру образования так, чтобы через 10 лет не получить в общем образовании тех проблем, которые мы сейчас имеем с местами в детских садах. Сегодня в России сложилась школьная сеть, обеспечивающая образованием абсолютно всех детей. Очень важно в условиях демографического спада сохранить эту сеть на ближайшие несколько лет. Понятно, что региону и муниципалитету экономически невыгодно содержать здание, проектная мощность которого рассчитана на 1000-800 учеников, а учатся реально сейчас в нем 300-400. Мы должны воспользоваться этой ситуацией для развития дополнительного образования в школах, чтобы ребенку не надо было куда-то ездить во Дворец пионеров или Дворец культуры, а чтобы все необходимые кружки он мог найти у себя в школе. Это особенно важно для школьников 5-9-х классов, в этом возрасте хочется попробовать себя в разных видах деятельности. – Елена Леонидовна, сегодня рано говорить, что полностью преодолен экономический кризис, скажутся ли его последствия каким-то образом на финансировании российских школ? – Я думаю, финансовая ситуация в школах даже улучшится в связи с подготовкой к реализации ФЗ №83. Благодаря этому закону у нас появятся разные типы учреждений, которые будут финансироваться различными способами. Экономическая свобода, которую даст этот закон, позволит директорам более эффективно расходовать свои средства, направлять их на развитие учебного заведения. Сейчас, к примеру, если директор сэкономил деньги на коммуналке, то ему говорят: «Молодец, отдавай эти деньги в бюджет, а мы потом вынесем этот вопрос на городскую Думу и решим, вернуть ли тебе твой миллион на починку крыши или, может быть, отдать деньги лишь частично и на другие нужды». Когда заработает в полную силу 83-й ФЗ, я думаю, это позволит увеличить эффективность вложенных ресурсов, причем речь идет не только о материальных ресурсах, но и кадровых, а также о тех, что связаны с энергоэффективностью, а это сегодня немаловажно. – Кто конкретно будет принимать решение, перейти ли учебному заведению в статус автономного, казенного или остаться бюджетным? – Это право учредителя, и потому сегодня одним из важнейших вопросов является определение критериев, на основании которых учредитель и должен будет отнести образовательное учреждение к одному из трех типов. – Как вы считаете, готовы ли наши школы к такой финансовой самостоятельности, которую нам предлагает закон? – Вы знаете, 83-й ФЗ как раз принадлежит к той категории законов, которые принимаются не для того, чтобы потом через некоторое время их начали исполнять. Этот закон фактически фиксирует то, что уже стало возможным, что произошло в системе образования. Откуда появилась идея, что школам необходимо отдавать деньги в виде субсидий? Мы увидели эффективность такой модели во время реализации комплексных проектов образования в ряде регионов. Многие школы показали, что они могут эффективно работать и эффективно расходовать выделенные им средства. Но не было нормативных механизмов, по которым можно было отдавать школам деньги в виде субсидий. И тогда школам приходилось придумывать серые схемы, различные фонды, не потому что они хотели нарушать закон, а потому что существующее на тот момент законодательство не позволяло им эффективно хозяйствовать. Кроме того, в рамках приоритетного нацпроекта «Образование» девять тысяч школ получили федеральную поддержку в один миллион рублей, которым они могли действительно самостоятельно распоряжаться. Эти учебные заведения, с одной стороны, почувствовали вкус самостоятельности, а с другой – ощутили ответственность. Кроме того, 83-й закон дает возможность выбора, учитывая разную степень готовности российских школ к финансовой самостоятельности. Разумеется, сельские малокомплектные школы, где обучение одного ученика на порядок дороже, скорее всего, станут казенными учреждениями. – Будет ли в новом учебном году повышаться зарплата у учителей? – Как известно, мотивационный эффект от повышения зарплаты действует примерно восемь дней. Это заставляет искать более системные решения, то есть не просто повышать зарплату, а вводить механизмы, при которых учитель четко бы понимал, что чем выше результаты его работы, тем выше и его заработная плата. Все это стало возможным с введением новой системы оплаты труда, ее мы тоже, кстати, отработали в рамках комплексных проектов. Новые механизмы оплаты труда показали свою эффективность. Теперь наша задача – распространить этот опыт на всей территории РФ, разумеется, есть и определенные риски, чтобы их избежать, нужно сделать так, чтобы механизм введения новой оплаты труда был воспроизведен точно в соответствии с методикой, разработанной на основе результатов апробации, в противном случае мы не достигнем желаемого результата. – Поэтому возрастает важность критериев оценки труда учителя… – Безусловно, сейчас эти механизмы отрабатывает регион, муниципалитет как учредитель и непосредственно руководство школы в зависимости от того, какая перед ним стоит задача. И самое главное – важно разъяснять учителю, за что он получает деньги. К примеру, педагог работает в коррекционном или интегрированном классе. Такие дети вряд ли смогут участвовать и побеждать в олимпиадах. Поэтому важно оценивать не то, каков ученик по отношению к другим детям, главное – оценивать ребенка по его развитию, динамике. Прогресс ученика и есть результат работы учителя. – Елена Леонидовна, какова ситуация сейчас с внедрением ФГОС? К сожалению, по письмам, которые приходят к нам в редакцию, можно сделать вывод, что не все замечания, внесенные в проект ФГОС для начальной школы, были учтены. Не получится ли так, что не будут учтены важные вещи, высказываемые сейчас в адрес стандартов для средней школы? – А вы представьте ситуацию, что все замечания учтены? Так, только по ФГОС для начальной школы мы получили более трех тысяч замечаний к 30-страничному тексту. К 20-станичному тексту о новом порядке аттестации учителей пришло более восьми тысяч замечаний. Не учтены лишь те замечания, которые попросту невозможно учесть, к примеру, они противоречат действующему законодательству или формату документа. Доработка стандартов для начальной школы шла под жестким контролем группы по мониторингу доработки стандартов, которую возглавлял Григорий Балыхин, председатель Комитета по образованию Госдумы РФ. В эту группу входили представители Минобрнауки РФ, различных конфессий, общественности. Группа по мониторингу кропотливо изучала замечания к стандартам и давала рекомендации разработчикам по каждому из них. Необходимо понимать, что новые ФГОС сформулированы функционально, они имеют принципиальное отличие от прежних – они не диктуют то, что необходимо изучить. В них прописывается, какими должны быть результаты… – В связи с этим, видимо, одна из сложнейших задач – подготовить учителя к работе по новым стандартам. Что принципиально нового появится в связи с ФГОС в системе повышения квалификации? – Нельзя говорить, что подготовка к стандарту началась с момента его утверждения. Ведь ФГОС разрабатывались в течение трех лет при широком обсуждении педагогической общественностью, так что в какой-то степени учителя психологически уже подготовлены к введению ФГОС. Другое дело, когда мы говорим о готовности к введению новых стандартов, неправильно говорить лишь об учителе. Ведь нынешний стандарт адресован помимо педагогов еще и родителям, детям и учредителям. Раньше от учителя требовали результатов и никогда не говорили, что для этого необходимо в первую очередь создать условия. Учредитель, требуя результатов от учителя, никаких обязательств на себя не брал. Сегодня надо говорить о готовности учредителя создать условия для качественной работы, а значит, нужно соблюсти целый комплекс условий, сюда войдут готовность производителей школьного оборудования, сформированность финансово- экономических механизмов, готовность управленческих команд. Весь этот комплекс условий должен быть реализован. – А что конкретно поменялось в повышении квалификации учителей? – Принципиально поменялся порядок прохождения повышения квалификации. Раньше брали группы учителей и отправляли на учебу в Москву или областной центр. Сейчас мы отработали новую схему – мы на федеральном уровне готовим тьюторов. К нам из всех регионов России приезжают представители, для них разработана масштабная программа. С ними общаются представители Минобрнауки РФ, разработчики стандартов, преподаватели вузов, психологи и физиологи. Это дает возможность сформировать одинаковое видение и одинаковые подходы по реализации новых стандартов общего образования. Потом эти люди возвращаются к себе в регионы и становятся организаторами курсов повышения квалификации учителей у себя на местах. Таким образом, мы добиваемся обеспечения единых подходов к реализации стандарта и стопроцентного охвата повышения квалификации учителей. Апробированы в рамках комплексных проектов модернизации образования и новые персонифицированные и модульные модели повышения квалификации. – Елена Леонидовна, в новом учебном году продолжится апробация экспериментального курса «Основы религиозных культур и светской этики» теперь в 5-х классах. Какова дальнейшая судьба этого курса? Возможно нечто подобное в других классах общеобразовательной школы? – Наверное, сегодня рано говорить о каких-то итогах, так как мы прошли лишь половину пути. Одно могу сказать – курс воспринимается однозначно положительно и педагогической общественностью, и родителями. Говорить же о том, как будет он развиваться в дальнейшем, можно лишь когда мы проанализируем весь цикл занятий и в 4-х, и в 5-х классах. Тогда будет ясно, как его дальше развивать – может быть, имеет смысл перенести в начальную школу, а может, наоборот – в классы постарше. – 2010 год – Год учителя. Прошло уже более полугода. Как вы оцениваете те мероприятия, которые прошли за это время, какие из них, на ваш взгляд, были самыми важными? – За последние два года на самом высоком уровне – президента и правительства страны – неоднократно обсуждались вопросы общего образования. Думаю, показателен также факт, что появилась отдельная структура – Департамент общего образования Минобрнауки РФ. Это, между прочим, произошло в Год учителя. Однако в отношении повышения престижа учительской профессии был запущен еще ранее целый ряд процессов – денежные поощрения лучшим учителям, ставка на лидеров, создание сетевых учительских сообществ, введение новой системы оплаты труда, апробация новых механизмов повышения квалификации… Вообще престиж учителя, на мой взгляд, складывается из нескольких вещей: во-первых, из отношения самого учителя к своей профессии, во-вторых, из того, как учитель позиционирует себя в обществе, и, наконец, из внимания общества и государства к профессии учителя и его проблемам. Если учитель будет без конца говорить, что он бедный и несчастный, о каком уважении к нему может идти речь. – И все-таки в чем главная задача Года учителя? – Думаю в том, чтобы на учителя наконец-то обратили внимание и власть, и общество, повернулись к нему лицом. Кроме того, я бы назвала этот год годом повышенной учительской активности. Этот год проходит под флагом масштабного учительского общения. В регионах собираются не просто семинары, не просто ежегодные августовские совещания, а масштабные форумы. Недавно прошли Байкальский образовательный форум в Бурятии, Балтийский форум в Калининграде. А в сентябре планируется проведение такого форума в Астрахани. Благодаря таким форумам у нас родилась идея создания стажировочных площадок в передовых регионах, механизм их работы будет заложен в будущей федеральной целевой программе развития образования. – Елена Леонидовна, я знаю, что именно в этот год принято решение о выделении на конкурсной основе 500 тысяч рублей молодым учителям… – Да, мы в этом году попробовали привлечь лучших молодых учителей в школу. Для этого отобрали во всех регионах России 1000 вакансий, и на конкурсной основе готовы дать 500 тысяч выпускникам этого или прошлого года, которые займут эти вакансии. (Участвовать в конкурсе могут лишь те молодые педагоги, у которых нет троек в приложении к диплому.) Критерии отбора определялись Минобрнауки РФ совместно с рабочей группой, в которую вошли представители всех федеральных округов. Критерии и вакансии размещены у нас на сайте, а вот отбирать учителей будут сами регионы. Можем сказать уже сейчас, что к данному мероприятию проявили высокий интерес как регионы, так и выпускники. Примечательно, что более половины предложенных вакансий обеспечиваются жильем. Поступает много писем и звонков от выпускников, которые выражают готовность поехать работать в школы, в том числе и в отдаленных территориях. Такая поддержка молодых учителей предусмотрена из средств федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры» и рассчитана на 2 года. Мы посмотрим, как она будет реализована, удастся ли привлечь молодых учителей в школы. Возвращаясь к теме Года учителя, хотелось бы отметить, что главное – это не только и не столько дополнительные материальные и финансовые блага для учителей, очень важно то, что общество обратило внимание на учителя, а учитель, система образования раскрылись навстречу обществу… Наверное, это и есть главная наша задача.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту