search
main
0

​ Евгений Вирячев, Вологда: Так ли уж надо «развивать патриотизм»? Может, всего лишь уважать свой народ, и он ответит тем же?.

Те, кто не испытывает наших эмоций, не враги, а просто другие. Они не приемлют современную Россию, возможно, из-за своего обострённого чувства то ли честолюбия, то ли достоинства – наш уровень жизни, культуры, развития не успевает за европейским…

После статьи о Депардье (http://www.ug.ru/insight/322) никак не думал возвращаться к теме патриотизма. Но на днях оказался на областном круглом столе по теме «О мерах по совершенствованию духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодёжи», на котором присутствовали чуть ли не все первые лица Вологодской области.

Докладчики довольно эмоционально начали рассказ о том, что подрастающее поколение – это будущее России, и за него надо бороться. Как всегда был убедителен архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, напомнив, что без уважения к своей истории «потомки повторяют ошибки предков». Далее начались прения, где участники дискуссии продолжили окрашивать в разные цвета вопрос повестки дня. «Доколь мы будем преклоняться перед Западом?» – взывал один из депутатов областного парламента (с американским айпадом в руках). «Вы посмотрите на СМИ, что там творится! – разводил руками другой. – Мне хочется спросить…» «А вот мы сейчас и спросим», – среагировал председатель Законодательного собрания области Георгий Шевцов, жестом пригласив начальника местного телевидения, суть ответа которого свелась к тривиальной формуле: телеканалы борются за рейтинги, поэтому показывают то, что нравится зрителям. В моей грубой интерпретации это прозвучало бы так: мы-то с вами, коллеги, умные, интеллигентные, цивилизованные, но большинство нашего народа – тупое полудурье, и им подавай разборки, стрелялки, «висяки» и прочие «глухари». Не знаю, как вы, уважаемые читатели, но я постоянно слышу жалобы на телевещание, некоторые из моего окружения просто перестали включать телеприёмник. Так, может, большинство страны, наоборот, цивилизованная часть, а меньшинство недоумки? (Последних не видно, потому что они окопались на телеканалах.) Некоторые реплики представителей вологодской элиты были неординарны. «Нам нужна кадровая политика… Придёшь в детский сад – нет нормальных воспитателей, придёшь в школу – не сыщешь приличных учителей!» Ну что сказать? Даже если эта оценка отчасти правда, патриотична ли она? Это Мюнхгаузен сам себя вытащил за волосы из болота. Вы хотите предложить его опыт детскому саду? «Нам надо в школе и вузе не агронома готовить, не учителя, не инженера, а в первую очередь гражданина!» Стильно сказано. Вот только как его готовить? Заменить математику и физику дополнительными историей и обществознанием? Или как предлагали на этом же столе: «Каждое утро в школе начинать с исполнения гимна Российской Федерации, поднятия флага, зарядки… Да-да! Вы знаете, как в Америке слушают свой гимн? Со слезами на глазах!» Не удержавшись, я поинтересовался: «А почему сегодня на таком представительном форуме не прозвучала музыка Александрова?» «Это не было включено в регламент», – ответили мне. Кто-то справа от меня пробормотал себе под нос: «Смешно было бы, если бы мы сейчас встали и начали петь: «Россия – священная наша…» Вот и детям смешно, ответил я мысленно, они же не американцы и очень похожи на нас – взрослых россиян. «Необходима областная программа патриотического воспитания молодёжи», – призыв следующего выступающего. «Программа уже есть!» – возражает представитель молодёжной организации «Содружество». Лёгкое замешательство, перемолвки – так есть программа или нет? Если есть, зачем нужна ещё одна? В моей голове вопрос ставится по другому: если есть, но о ней никто не слышал, так ли она нужна? Возможно, у вас сложилось мнение, что я только ехидничал втихаря на этом собрании. Отнюдь. Я старался внимательно следить за мыслями весьма не глупых, образованных и опытных людей, собравшихся вместе для обсуждения непростого вопроса. И всё-таки меня не покидало ощущение чего-то иррационального. Взрослые люди с высокими должностями битых два часа обсуждали как «развивать патриотизм у молодёжи», забыв, что любовь, в том числе любовь к Родине, – это чувство. Разве наши чувства подвластны решениям комиссии по патриотическому воспитанию? Если мы любим человека, разве кто-то может уговорить нас его разлюбить? То же – наоборот. Мы любим Отечество, наш общий дом, потому что считаем его своим, а своё всегда дороже. Те, кто не испытывает наших эмоций, не враги, а просто другие. Они не приемлют современную Россию, возможно, из-за своего обострённого чувства то ли честолюбия, то ли достоинства, наш уровень жизни, культуры, развития не успевает за европейским. Не все легко могут с этим смириться. Особенно с коррупцией. Так ли уж надо «развивать патриотизм»? Может, всего лишь уважать свой народ, и он ответит тем же? Что касается списка мероприятий «патриотической направленности», который ежегодно утверждается чиновниками, то он нужен (иначе не будет финансирования), но требует переосмысления, на мой взгляд. Встречи с ветеранами, рассказы о подвигах, военно-патриотические акции и прочее не дают сегодня той же отдачи, что 20-30 лет назад. Наши дети гордятся, что они потомки победителей в великой войне, они любят рассказы о Победе, но хотят ли повторить подвиг Матросова лично? Закрыть своим телом вражеский пулемёт, утонуть в подводной лодке, вернуться без ног с Кавказских гор в 20 лет? В фильме «До 16 и старше» главный герой возвращается к бывшей возлюбленной со словами покаяния и просит начать всё сначала. \”Я люблю тебя\”, – говорит он. \”Ты не умеешь любить, – бесстрастно обрывает она. – Для тебя любовь – это страдание, а надо просто заботиться о тех, кто рядом\”. Забота о Родине – это не только самопожертвование. Патриоты не только солдаты, идущие в атаку. Мир меняется быстро. Крым, весь облитый русской кровью не раз, – уже зарубежье. В Америке – у главного идеологического врага – живут миллионы русскоговорящих. Маленькие Швейцария, Бельгия или Финляндия больше гордятся не победами в исторических битвах, а пенсиями и зарплатами современников да неподкупностью своих чиновников. Будто прочитав мои мысли, главный редактор областной газеты «Красный Север» Надежда Кузьминская предложила прямо здесь назвать несколько инициатив, которые принесут конкретную пользу городу, области и которые надо поддержать властям. А ведь и правда! В Вологде работает немало волонтёрских организаций (без всякой программы воспитания молодёжи!). Например общество «Велес», которое занимается брошенными домашними животными. Про него я узнал от своих школьников – учеников 7-й школы, которые в собственные выходные убирают вольеры, привозят старую одежду для подстилок, покупают корм. Эта забота о младших братьях, о родном городе не может называться патриотизмом? Другой пример. В моём подъезде кто-то постоянно оставлял мусорный пакет у дверей – далеко же до контейнера! Мы с женой потратили время, но определили, кто это делает. Неприятно было, прямо скажем, но мы решили быть «патриотами своего подъезда». Наряду с военно-патриотическими клубами, деятельностью ветеранов, рассказами о доблести наших солдат, нужна и другая работа по воспитанию молодёжи – маленькие шаги к той стране, о которой все мы мечтаем: забота о своём доме, улице, школе, городе… А задача властных структур – разглядеть, поддержать полезные инициативы (а вредные отсеять). Воспитание детской любви к Родине – работа тонкая, многотрудная, небыстрая, и, самое главное, творческая. Кстати, предложение о конкретных делах быстренько заболтали. В отместку редактор «Красного Севера» напомнила, что круглый стол по этой тематике уже собирался три года назад почти в том же составе и принимал почти те же решения. Уверен, ещё через три года всё повторится. Потому что наша власть может многое, кроме одного – научить любить.

Об авторе

Евгений Вирячев, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007», преподаватель-организатор ОБЖ школы №7, Вологда

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте