search
main
0

Внимание к деталям

Как эффективно нарастить критическую массу знаний по русскому языку к ОГЭ-2021

Казалось, что летом 2020 года время стало идти чуть медленнее: один похожий день сменял другой, отпуск начался еще в июне, и даже привычная экзаменационная проверка выпускных работ обошлась в этом году без сочинений и изложений девятиклассников. Все немного расслабились. Меня же такое положение вещей, напротив, смутило. Как эксперт, несколько лет подряд проверяющий развернутые ответы ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, могу сказать, что только постоянная, слаженная работа учителя и ученика может способствовать достойному результату.


Мы с моими старшеклассниками в начале учебного года всегда знакомимся с содержанием контрольных измерительных материалов для выполнения экзаменационных работ, чтобы правильно выстроить совместную работу, не пропустив ни одной детали. И, конечно же, нам известно о том, что структура выпускной работы для 9‑го класса претерпела значительные изменения: иначе стали звучать задания в тестовой части, количество заданий сократилось с 15 до 9, первая часть работы – изложение – теперь не связана со второй и третьей…
Выбирая пособия для подготовки к экзамену, мы руководствовались собственными четкими требованиями: 1) сборник должен быть составлен разработчиками вариантов ОГЭ; 2) варианты заданий должны соответствовать демонстрационной версии ОГЭ-2021; 3) формулировки должны быть корректными, а текстовый материал качественным и, если позволите, эксклюзивным. Этим критериям полностью соответствует учебное пособие издательства «Экзамен» под редакцией И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостевой «Русский язык. Основной государственный экзамен. Типовые варианты экзаменационных заданий». Обращает на себя внимание и объем сборника, в который включено 50 вариантов заданий. В альтернативных изданиях, как правило, количество вариантов не превышает 36. Очень ценным дополнением к основному содержанию, причем не только для учителей, но и для учеников и их родителей, являются инструкция по выполнению работы, подробные критерии оценивания, разборы заданий, тексты для изложения и ответы.
Любой урок русского языка, независимо от того, в 5‑м или в 9‑м классе он проводится, включает в себя разбор хотя бы небольшого художественного или публицистического текста. Анализируя лексические средства, художественные особенности, синтаксический строй, школьник приобретает навык комплексного анализа, позволяющего отрабатывать теоретический материал, изученный на уроках, и развивать читательскую грамотность, способность понимать авторский замысел и находить смыслы.
В сборнике издательства «Экзамен» для выполнения задания 2 «Синтаксический анализ» предлагается фрагмент текста. Всем известно, что для правильного ответа необходимо лишь верно определить грамматическую основу. Но, дорогие коллеги, давайте посмотрим, какие замечательные текстовые миниатюры авторы отобрали для тренировочных заданий. Это и описание картины А.И.Куинджи «Лунная ночь на Днепре» (вариант 14), и воспоминания о встрече А.С.Пушкина с И.С.Тургеневым (вариант 37), и история дымковской игрушки (вариант 10). Приведу один пример, в котором повествуется о создании басни «Обоз» И.А.Крылова (вариант 1): «(1)Басня «Обоз», сюжет которой связан с событиями Отечественной войны, впервые была опубликована в журнале «Сын Отечества» в ноябре 1812 года. (2)Уже была оставлена неприятелю и разорена Москва, и русские люди негодовали, роптали на осторожность главнокомандующего, жаждали решительного боя. (3)Иван Андреевич Крылов, понимая замысел Кутузова, ожидавшего удобного момента для решительных действий и спокойно и настойчиво приводящего свой план уничтожения армии Наполеона в исполнение, басней «Обоз» пытался воздействовать на общественное мнение. (4)Он сравнил полководца со старым добрым конем, который принял на себя всю тяжесть обоза и не дал ему скатиться под гору. (5)Баснописец сумел показать, чем обязана Россия мудрой медлительности Кутузова, а прочитав басню семье вельможи Оленина, он сказал: «Кутузов – конь старый, опытный, воз везет и горшков зря не перебьет».
Согласитесь, что данный фрагмент можно использовать как на уроке русского языка, так и на уроках литературы или истории. Текст позволяет отработать не только навык выделения грамматической основы (здесь и составные сказуемые; и основа, в которой подлежащее и сказуемое выражены одной и той же частью речи), но и синтаксический анализ сложных предложений. На примере этого текста можно рассказать ребятам о том, что такое стилистическая окраска слова («негодовали», «роптали», «жаждали»), эпитет («мудрая медлительность»), метафора («Кутузов – конь старый, опытный, воз везет и горшков зря не перебьет»).
Интересные, качественные тексты составлены авторами сборника и для заданий 3 «Пунктуационный анализ», и для заданий 6-9 «Комплексный анализ текста».
Полагаю, это методическое пособие займет достойное место в арсенале учителя-словесника, причем независимо от класса, в котором ведутся уроки. Убеждена, что систематическая отработка шаг за шагом всех 50 вариантов принесет ребятам и удовольствие от работы, и уверенность в своих знаниях, и отличный результат на экзамене.

Анастасия МИНГАЧЁВА, заместитель директора по научно-методической работе, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, эксперт по проверке развернутых ответов ОГЭ, ЕГЭ по русскому языку, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2017

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте