Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Образовательные технологии

Верные ориентиры

Учительская газета, №30 от 28 июля 2020. Читать номер
Автор:

От предметности к метапредметности

Расскажу о том, о чем размышляю, чему учу, что проектирую, чем делюсь, чем дышу. Хочу, чтобы не пропали мои выстраданные мысли, реализованные проекты, наработанные идеи. Ради одной цели – помочь! Помочь себе найти верные ориентиры в профессии. Помочь педагогам профессионально обучать. Помочь родителям правильно воспитывать своих детей.

Самое главное – помочь детям заинтересованно учиться.

Кто, если не я? Кого, если не меня, учителя сложного для понимания детей предмета «Химия», заботит мотивация школьников? Кому, если не мне, заместителю директора школы, знакомы не понаслышке проблемы современных детей?

Современные дети. Какие они?

Эрудированные, любознательные, подвижные, всезнающие, амбициозные. Но такими они были всегда! Чем же они отличаются от предыдущих поколений?

Сегодня, как никогда, дети нуждаются в том, чтобы их поняли. Лучший способ узнать детей – общаться с ними! Хороша идея о том, что надо не воспитывать детей, а сотрудничать с ними. Результаты такого сотрудничества превзойдут все ожидания.

Итак, понимание, сотрудничество, общение, помощь. На первый взгляд просто.

Однако не следует забывать и о требованиях стандартов, об отчетно-бумажной рутине, об администрации, о родителях учеников.

Как в таких условиях сделать школу привлекательной для школьников?

В условиях информационного общества, в котором стремительно устаревают знания о мире, важно не только передавать ученикам сумму тех или иных знаний, но и научить приобретать эти знания самостоятельно, уметь пользоваться ими для решения различных жизненных задач. Однако в погоне исключительно за сверхзнаниями не растерять бы в ребенке человека, не просмотреть его природные задатки, не подавить его индивидуальность.

В свое время при переходе на ФГОС нового поколения у меня возник вопрос: как достигать новых образовательных результатов (предметных, личностных, метапредметных), обозначенных в стандартах второго поколения? И если с предметными и личностными результатами все более или менее было ясно, то пресловутые метапредметные УУД пугали своей неизвестностью и кажущейся недостижимостью.

Во-первых, каждый учитель знает, каким предметным умениям и навыкам он должен обучать детей. На этом мы, предметники, как говорится, собаку съели. Да и в вузе этому пять лет обучали.

Во-вторых, с формированием и развитием личностных результатов (УУД) учащихся мне повезло. В первые годы работы в школе сразу окунулась в атмосферу научного эксперимента, организованного под руководством ученых Волгоградского государственного социально-педагогического университета (тогда ВГПИ имени А.С.Серафимовича). В эпоху экономического кризиса в стране, в лихие 90‑е, в моей школе витали свободолюбивые настроения – «свобода выбора детей», «личностная свобода индивида», «субъект-субъектные отношения», новые слова «рефлексия», «толерантность», «эмпатия». Мы с коллегами проводили рефлексивные круги, организовывали свободную самостоятельную деятельность, делали своими руками дидактический материал, ломали привычную классно-урочную систему. И все ради развития индивидуальности каждого ребенка и его самореализации! Тема городской экспериментальной педагогической площадки (ГЭПП) так и звучала – «Разработка модели и технологий учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие индивидуальности ребенка и создание условий для его личностной самореализации». Еще в те времена мы проводили диагностику развития личностных умений обучающихся.

Уникальность инновационного поиска состояла в том, что на основе использования идей гуманистической педагогики, концепции личностно развивающего обучения, идей итальянского педагога Марии Монтессори о свободном развитии детей в школе были созданы условия, обеспечивающие развитие личностной свободы ребенка на всех этапах общего образования. Одним из приоритетов в своей деятельности мы считали содействие самостоятельности, инициативе школьников, развитию свободного выбора, формированию опыта социального взаимодействия, самореализации обучающихся.

В практике работы школы разрабатывались и апробировались образовательные технологии, направленные на успешную самореализацию школьников. Так, в образовательный процесс в то время были введены:
– свободная самостоятельная деятельность;
– рефлексивные круги;
– уроки социальной жизни;
– подготовленная образовательная среда.

Результаты экспериментальной деятельности позволяли нам, учителям, делать вывод об успешной социализации и адаптации к жизни в современном обществе учащихся школы. На занятиях свободной самостоятельной деятельности детям было предоставлено право свободно выбирать объект изучения, меру помощи, место и продолжительность деятельности, партнера по совместной работе. В созданной для этого специально подготовленной образовательной среде ребенок чувствует комфорт от осознания собственной значимости. На рефлексивных кругах дети анализировали свою работу, учились ставить цели, планировать деятельность, самостоятельно решать проблемы. Уроки социальной жизни максимально приближали детей к окружающей действительности, помогали адаптироваться к жизненным ситуациям, учили взаимодействию с социумом, были направлены на становление позитивного социального поведения.

Таким образом, у меня и у других учителей к моменту внедрения ФГОС нового поколения был накоплен опыт по формированию надпредметных умений и навыков, обозначенных сегодня в стандартах как метапредметные образовательные результаты. Данный опыт был обобщен, технологизирован и распространялся на различных уровнях, мной в том числе.

В-третьих, в соответствии с современными требованиями результат образования – это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. На первый план выходит формирование метапредметных умений.

Одним из эффективных средств решения данной задачи является использование в образовательной деятельности метапредметного подхода, предполагающего интеграцию содержания образования, педагогических усилий, а также достижение практико-ориентированного результата обучения.

Традиционно я как учитель основное внимание обращала на научное содержание и предметные умения.
Но в жизни люди нечасто сталкиваются с задачами, аналогичными предметным. Чаще всего решение реальных проблем требует метапредметных умений.

Возникла необходимость в осмыслении и продумывании путей достижения новых метапредметных образовательных результатов. Как всегда, помогла наука! Давнее и плодотворное сотрудничество с Волгоградской государственной академией повышения образования (ВГАПО) привело нас к созданию на базе школы региональной инновационной площадки (РИП) по проблеме «Использование инновационных образовательных технологий достижения метапредметных результатов как средство реализации ФГОС».

Проводимая мной инновационная деятельность по использованию метапредметных технологий в рамках РИП в 2018 году была плавно продолжена в рамках открытия на базе школы №134 «Дарование» федеральной инновационной площадки (ФИП) по проблеме «Реализация метапредметного подхода в образовании в условиях ФГОС».

Открывая ФИП, я использовала возможности трансляции своего опыта работы и опыта работы коллег через платформы для проведения вебинаров волгоградского образовательного центра «Открытое образование» (ОЦ ОО), с которым тесно сотрудничаю уже несколько лет. Тем более директор ОЦ ОО моя бывшая коллега, которой не чужды проблемы школы. Образовательный центр «Открытое образование» как сетевой партнер предоставляет мне и моим коллегам возможность делиться наработанным с образовательными организациями России.

Мне довелось готовить документы на открытие РИП и ФИП. И вновь вопросы и нерешенные проблемы! Моменты изучения, переосмысления и сомнения…

Как выполнять требования новых стандартов?

Какие инструменты для этого использовать? Средства, технологии, методики, механизмы?

Итак, какие собственные инновационные профессиональные идеи, воплощенные в жизнь, прижившиеся в моей школе, доказавшие эффективность в использовании, мне бы хотелось отметить:
– подготовка, апробация и проведение метапредметных уроков;
– разработка и реализация метапредметных проектов;
– разработка и проведение метапредметных недель.

Метапредметные технологии использую с 2010 года, когда довелось как учителю химии участвовать и победить в областном конкурсе «Учитель года»-2010, стать финалистом конкурса «Учитель года России»-2011. Именно конкурсное движение показало инновационность идей метапредметности в образовании, а также эффективность метапредметных технологий, особенно в связи с введением ФГОС ОО.

За это время активно участвовала в апробации, разработке и популяризации метатехнологий по подготовке, организации и проведению метапредметных уроков, реализации метапредметных проектов, проведению метанедель.

Метапредметный урок – это урок, целью которого является ориентация на тесную связь обучения с непосредственным жизненным опытом учащихся. Вариантов проведения метауроков апробировано мной уже очень много (метаурок в паре с коллегой или с группой учителей, метаурок совместно с психологом, мета­урок совместно с учителем начальной школы, метаурок в младших классах вместе со старшеклассниками, метаурок с родителями и др.).

Ценным является то пространство метаурока, в котором вместе с учителем решением проблем занимаются учащиеся класса, родители, приглашенные гости, старшеклассники. Мотивация детей на таких уроках взлетает на недосягаемую высоту!

Вспоминаются проведенные метауроки…

Урок «Связи в природе» в 8‑м классе. Проводим я и еще три учителя (физик, биолог, географ). Учащиеся сами отмечают метапредметные умения, которые им пригодились для решения проблем на уроке: умение работать с информацией и умение взаимодействовать с окружающими. Не надо контролировать, не надо подгонять… Все делают сами. Спорят, доказывают, убеждают, учат одноклассников.

Урок «Пространство и время» в 11‑м классе. Химия и английский язык (учитель английского языка – молодой специалист) о вечных философских категориях… Учимся контролировать время с помощью химии на английском языке. Трудно? Трудно, но интересно!

Урок «Изменения» во 2‑м классе. Я, учитель химии, пришла в гости в начальную школу на урок окружающего мира. Расширилось пространство урока. Заглянули в микромир, долетели до космических высот. Не заметили, как прозвучал звонок. «А давайте на следующем уроке продолжим!»

Урок «Умная сила России» в 4‑м классе. На уроке родители, специалисты (медик, воспитатель, инженер) и учитель химии. Пришли, чтобы посмотреть урок? А вот и нет, чтобы помочь! Работаем над созданием мини-проектов по направлениям «Дружба народов», «Здоровье нации», «Научные открытия», «Моя семья». В группах с детьми родители, специалисты. Сильна Россия людьми и их делами! Эффект урока во сто крат сильнее, когда у детей наглядный пример заинтересованности взрослых в судьбе Родины.

Метапредметный проект – это проект, решающий одну из жизненных проблем на предметном содержании, например химии. Обучение приближено к жизни! А это в свою очередь повышает интерес учащихся к изучению трудного для их понимания предмета – химии!

По большому счету проектные умения – это не что иное, как метапредметные умения. Проблематизация, целеполагание, планирование, поисковые, исследовательские, коммуникативные, презентационные, рефлексивные умения – группа проектных умений. Над формированием и развитием их у школьников работаю на уроках и во внеурочное время в различных вариантах:
метапроект, запускаемый на уроках разных предметов; например, метапроект «Периодичность в природе» по предметам естественно-научного цикла начинается на метауроке соответствующей темы по химии, а выполняется во внеурочное время;
– метапроект выполняется на проектных уроках по разным предметам; например, метапроект «Наш дом» (химия, физика, биология, экология, изо);
– метапроект реализуется во внеурочное время; например, метапроект «Гармония формул» (химия, математика, физика).

Погружение в проблему метапредметности привело нас к метапредметным неделям. Где и когда в комплексе можно увидеть результат использования метапредметного подхода в образовательной деятельности? Замечательная форма работы – метанеделя! Форум, праздник, калейдоскоп, панорама… Как ни называй, фейерверк метаидей!

Метапредметная неделя – неделя метапредметных мероприятий, объединенных одной темой, метауроки, метавнеклассные мероприятия, метадиагностика, метапроекты. Вход свободный для всех. Учителя, ученики, родители, гости – вместе смотрим, участвуем, помогаем!

Таковы метапредметные технологии, которые мы применяем в своей образовательной практике.

Опыт работы по метапредметным технологиям нашел отражение в моей методической разработке «Организация образовательной деятельности обучающихся по химии: метапредметный подход», которая участвовала в 2018 году во Всероссийском творческом конкурсе учебно-методических разработок «Образовательные технологии», организованном «Учительской газетой». Разработка заняла 2‑е место в номинации «Учебно-методические разработки в предметной области «Естественно-научные предметы (физика, химия, биология)».

Таким образом, соблюдается преемственность основных концептуальных идей по формированию метапредметных результатов учащихся.

Недавние события, связанные с удаленным обучением, подтвердили эти убеждения! В сложившихся условиях дистанционки умение перестроиться и отреагировать на вызовы времени помогло быстрее освоить нужные технологии.

Современная ситуация, сложившаяся в образовании, побуждает меня как учителя искать новые технологии, формы и методы обучения и воспитания, разрабатывать собственную систему преподавания, отбирать необходимые и наиболее эффективные средства достижения новых образовательных результатов учащихся, в том числе метапредметных. Ибо от меня многое зависит!

Светлана ЩЕРБАКОВА, учитель химии средней школы №134 «Дарование» Красноармейского района Волгограда, почетный работник общего образования РФ, финалист конкурса «Учитель года России»-2011


Комментарии

Нужен ли обязательный ЕГЭ по истории?
  • Нет, выпускникам необходимо сконцентрироваться на профильных для них предметах 54%
    142 голоса 54%
    142 голоса - 54% из всех голосов
  • Нет, система образования ещё не готова к обязательному ЕГЭ по истории 26%
    69 голосов 26%
    69 голосов - 26% из всех голосов
  • Да, история формирует мировоззрение 14%
    38 голосов 14%
    38 голосов - 14% из всех голосов
  • Да, это мотивирует школьников активно изучать этот предмет 4%
    10 голосов 4%
    10 голосов - 4% из всех голосов
  • Затрудняюсь ответить 2%
    4 голоса 2%
    4 голоса - 2% из всех голосов
Всего проголосовало: 263
20.10.2020 - 26.10.2020
Опрос закрыт
Архив опросов
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt