На площадке КВЦ “Экспофорум” в рамках XI международного форума “Экология” одно из секционных заседаний посвятили тенденциям экологического молодежного развития в России. По словам советника руководителя Федерального агентства по делам молодежи Антона Тицкого, экологическое волонтерство – направление правильное и чистое, но приходится констатировать, что вовлеченность в него молодежи – небольшая.
Ежегодно Росмолодежь осуществляет грантовую поддержку в сумме порядка 50 миллионов рублей на реализацию проектов в сфере экологии, однако подобных проектов предлагается не так много. Специалисты полагают, что проблема кроется в недостаточном экологическом просвещении.
По мнению участников панельной дискуссии, давно назрела необходимость в создании концептуального документа, где говорилось бы об универсальных методиках экопросвещения. Нужно оформлять правовое поле, где определялись бы понятия “экологическое просвещение” и “экологическое воспитание”. Сегодня в отсутствии системного подхода каждый орган власти каждого региона трактует эти понятия, как хочет. Отсюда невозможность оценки эффективности работы той или иной программы экопросвещения.
Вообще, в деле экологического просвещения, проблемы начинаются со школы, считает и.о. председателя центрального совета Общероссийской общественной организации “Всероссийское общество охраны природы” Элмурод Расулмухамедов. Существующими санитарными нормами задушена концепция экологического воспитания. В школах и в детских садах давно нет живых уголков, нет зимних садов. Несколько лет в образовательных организациях собирали батарейки, но теперь оказалось, что делать этого нельзя. Сейчас в школах, где стояли экобоксы, проходят проверки. Но дети, которые не соприкасаются с живой природой, не могут выступать ее защитниками.
По мнению Элмурода Расулмухамедова, к делу экопросвещения важно подключать заинтересованную молодежь, которая могла бы через видеоролики призывать заботиться о природе. Кроме того, важно поощрять и награждать тех подростков и молодежь, кто, например, спас лес, реку, луг и т.д.
Как заметила руководитель экологических проектов Общероссийской общественной организации “Всероссийское общество охраны природы” Елена Шулепова, проблема также заключается в том, что в Минпросвещения РФ видят экологию только, как отдельный предмет и только в рамках дополнительного образования. Но экологической составляющей должны быть пронизаны все предметные области, если мы хотим сберечь свою планету. Также важно включать экологический аспект в вузовские программы обучения, чтобы студенты-выпускники понимали, как будет влиять на окружающую среду то, чем они будут заниматься на своем рабочем месте.
И все же, несмотря на некоторый скептицизм в отношении сегодняшних позиций экопросвещения и эковоспитания, участники дискуссионной площадки отметили, что запрос у молодежи на “зеленую” школу, вуз, улицу, город, страну есть. Ребята ищут события и сами становятся инициаторами многих экологических акций. Государству этот интерес нужно поддерживать, в том числе и с точки зрения финансового обеспечения.
Санкт-Петербург
Фото автора
Комментарии