Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Текущий номер

Правильный выбор

Любить жизнь во всех ее проявлениях - этому учит настоящий биолог

номер 12, от 19 марта 2019

Опрос

На вашем рабочем компьютере установлены программы...

Результаты

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№13 от 26 марта 2019 года

pШкола опять собирает деньги – на праздник/ремонт/учебники. Недовольные родители обычно слышат в свой адрес: «Не хотите – не сдавайте! Никого не принуждаем. Правда, не ждите, что после этого к вашему ребенку сохранится доброжелательное отношение». Последняя фраза, конечно, не произносится, но обычно подразумевается… Как же тогда бороться со школьными поборами? Удастся ли вообще кому-то выйти победителем из этой борьбы? Ситуацию анализировала Вера Кострова.

p«Москва слезам не верит» – эти слова мы хорошо помним благодаря замечательному советскому фильму… Впрочем, с того времени утекло немало воды, и, возможно, столичные нравы существенно изменились, и уже не так сложно покорять большие города, особенно если ты молод и уверен в своих силах. Стоит ли вообще покидать родные места, сложно ли осваиваться на новом месте и как завоевать авторитет среди однокашников – об этом в рубрике «Студсовет» рассуждают те, кто уехал учиться из глубинки в большие города.

pГосударственные образовательные стандарты с момента их введения в Закон РФ «Об образовании» в 1992 году остаются проблемной зоной, вызывающей наиболее острые споры в педагогической среде. Спорят обо всем – о самой идее стандартов, о необходимости этого педагогического инструмента, о его концептуальных основаниях и правовом статусе… Чему же учат уроки четвертьвековой истории разработки содержания общего образования? На этот вопрос отвечает в своей статье доктор педагогических наук Михаил Богуславский.

Александр Панов

Персональные данные

Александр
Панов
Образование

Комментарии:

к новости Минпросвещения намерено создать 900 тысяч новых мест в системе допобразования к 2021 году

Единое образовательное пространство Полностью согласен с тем, что в России как федеральном государстве "Должна быть единая система образования, единое образовательное пространство, понятная модель управления" (О.Ю. Васильева). Что обеспечивает единство образования в Российской Федерации? 1. Единство педагогического/управленческого языка. «Отсутствие единства в понимании педагогических терминов влечёт за собой известный субъективизм в определении любого педагогического факта, и основная задача каждой науки, в том числе и педагогики, - стремиться к установлению единой терминологии…» (Калашников А.Г. Проблемы политехнического образования: Избранные труды. – М.: Педагогика, 1990. – С.74). При этом При этом «“потери, которые несёт педагогическая деятельность из-за непрофессионального понимания базовых педагогических терминов, трудно посчитать” Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М.: педагогика, 1990.- С.119) Например, в чем тождество и различие понятий «Система образования» и «Образовательное пространство». Если будет единая система образования, может ли быть различным образовательное пространство? А есть ещё «образование»/«образованность» (см. ст. 2 273-ФГОС), «знания, умения, навыки»/«компетентность»/«компетенции», «методика»/«технология», «метод»/«способ»/«средство», «внеурочная деятельность»/«дополнительное образование», «метапредметные учебные действия»/ «общие учебные умения и навыки» и т.д. и т.п. Если вы желаете разрушить единство страны/нации, лишите её государственного языка. Аналогия очевидна. 2. Единство минимального и фундаментального содержания и времени изучения федеральных учебных предметов, единство основных параметров организации образования (продолжительность учебного года, режим недели, продолжительность урока, деление классов на группы при изучении ряда предметов, деление классов на элективные группы и др.), на дидактическом/управленческом уровне при расширении свободы в рамках школьного компонента, методическом уровне. 3. Единство системы повышения квалификации, переподготовки и методической работы. Сегодня ИПКиПРО, центры развития образования (оставшиеся со времен мегапроекта Сороса 2001-02 гг), ФПК педагогических вузов и различных университетов и т.п. учреждения находятся в состоянии конкуренции и ведут рассогласованную политике в области ПКиП работников образования. Необходимо восстанавливать многоуровневую (Федерация – Округа – Субъектв РФ – муниципалитеты), основанную на принципах фрактальности и сбалансированности централизации/децентрализации, разработки и реализации федеральных базовых программ ПКиП, систему ПКиП работников образования. Система педагогического образования вносит существенно меньший парциальны вклад, чем постоянно функционирующая система ПКиП работников образования в единство образования в Российской Федерации. 4. Единство системы управления. Необходимо восстановить принцип фрактальности: тождественность состава структурных подразделений на различных уровнях управления образованием; обеспечить единство понимания и толкования федеральных документов и многое другое.

16 марта 2019
к новости Минпросвещения намерено создать 900 тысяч новых мест в системе допобразования к 2021 году

О дополнительном образовании детей. О.Ю. Васильева отметила, что: «К 2024 году мы планируем увеличить охват детей дополнительным образованием до 80 процентов». Интересно где они будут заниматься? На 1-е сентября 2018 года в России было 15,6 млн школьников. Согласно Паспорта приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 30.11.2016 №11), «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием (в %, на основе данных демографического прогноза), в абсолютных величинах (в млн. человек) составит – базовое значение: 69% (13,8); 2017 70% (14,4); 2018 71% (15,0); 2019 73% (15,9), 2020 73% (16,3); 2021-2025 75% (17,8)», то есть в учреждениях ДОД в 2024 году должно обучаться 17,8 млн из прогнозируемых 23,7 млн школьников. Так как НПО установлено не 75%, а 80%, то количество посещающих учреждения ДОД (при сохранении прогноза) составит в 2024 году 19 млн. детей. В Аналитическом докладе «О состоянии системы дополнительного образования детей в Российской Федерации в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей, 2017 (Государственный контракт № 09.034.11.0014 от 10 июня 2016 г.) отмечается: «По данным формы 1-ДО в 2016 году число организаций дополнительного образования детей составляло 13879. Сравнительно с 2015 годом число организаций сократилось на 295 (2,1%).» Предположим, в 2018 году учреждений ДОД было 14000, то есть на 1 учреждение приходилось в среднем примерно 1000 детей. К 2024 с учётом того, что в рамках НПО будет создано 685 новых «учреждений» ДОД («100 центров… в вузах», «245 детских технопарков «Кванториум» и 340 мобильных технопарков» ) на 1 учреждение будет приходится (19 млн. детей /14685 учреждений) порядка 1300 детей. Учитывая, что к 2025 году будет осуществлен переход на обучение в одну смену в 100% школ (https://tass.ru/obschestvo/5025670) в учреждениях дополнительного образования детей (ДОД) останется одна «вторая» смена. Таким образом «плотность» обучения в учреждениях ДОД взрастёт в 2-2,5 раза. Для достижения показателя охвата в 80% «Министерство поможет регионам в модернизации инфраструктуры системы допобразования, и к 2021 году у нас будет 900 тысяч новых мест дополнительного образования детей». Где будут созданы эти места: в учреждениях ДОД, в школах, при вузах? Что значит «место» в учреждениях ДОД в отличии места при определении расчётной наполняемости в школы? В школе, на одном «месте» может заниматься при трех сменном режиме работы 3 ученика. А в учреждении ДОД при 2-х часовой занятости в неделю – 5-6 в детей день, 30-36 детей в неделю. Таким образом, учреждения ДОД окажутся перегруженными. Какой выход? 1). В организации дополнительного образования детей на базе общеобразовательных школ (по НПО в 7 тыс. школ МТБ для физкультуры и спорта, в 16 тыс. школ МТБ для программ цифрового, естественно-научного, технического, химического и гуманитарного профилей). Но в общеобразовательных школах внеурочная деятельность по ФГОС во второй половине дня до 10 академических часов в неделю. Учитывая, что дополнительное образование и внеурочная деятельность идентична по основанию «свобода выбора» отказаться от внеурочной деятельности. 2). В установлении в НПО норматива охвата ДОД в 60%, иначе существенно увеличится риск снижения физического и психического здоровья детей.

16 марта 2019
к новости Минпросвещения намерено создать 900 тысяч новых мест в системе допобразования к 2021 году

О факторах качества. Названы «…три основных направления, необходимых для вхождения России в топ-10 ведущих стран мира в области образования: инфраструктура, кадры, содержание образования». Согласно ISO 9000 и последующим версиям СМК основными факторами качества являются МТБ, кадры и управление. Инфраструктура – это здания, газо-, электро- и водоснабжение, дороги, транспорт, связь, используемое для предоставления общественно доступных услуг. (см. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — М.: ИНФРА-М, 1999 и др.). МТБ образования кроме инфраструктуры включает важнейший фактор качества обучения (не воспитания) – учебное оборудование. Если экспертно оценить парциальный вклад инфраструктуры и учебного оборудования в уровень обученности учащихся, то в 60-е годы прошлого века (часто деревянные школы, печное отопление и т.п.) было соотношение 1/5, то сегодня с учетом запросов детей и родителей к качеству зданий, помещений, прилегающей территории и пр. – 1/3. Это к вопросу о приоритетах в распределении ресурсов в условиях их принципиальной ограниченности. В условиях ускорения хода исторического процесса (Ф. Энгельс и др.), роста числа перемен (И.С. Кон и др.), перманентного обновления социально-орудийной среды не инфраструктра/МТБ и даже не кадры, хотя «они решают всё», а управление становиться определяющим фактором качества. Сегодня «Главная задача управленца понижать неопределённость». (см. Бенвисте Гай. Овладение политикой планирования. - М., «Прогресс-Универс», 1994). Очевидно (Истина очевидна, Г.В.Ф. Гегель), что в системе образования на всех её уровнях от федерального до школьного потеряна управляемость: отсутствует относительно устойчивый механизм функционирования образования. Инициируются инновации (инвестиции в новации, Янсен Ф. Эпоха инноваций. - М.: Инфра-М, 2002. Серия: Менеджмент для лидера) не уменьшающие, а повышающие неопределённость, деформирующие устойчивое функционирование, направляющие энергию системы на бесконечные дискуссии и перманентные квазиулучшения (профильность, ФГОС, теперь профориентация, инклюзия… и др.). Ничего не меняется: мы так быстро развиваемся, что не успеваем функционировать (Поташник М.М. Развитие школы как инновационный процесс. - М., 1994). Для изменения управления образование необходимо реализовать принцип фрактальности, отказаться от тотальной концептуализации и опрограммировании всего и вся (см. Смиртюков М.С. Советский государственный аппарат управления. – М.: Изд.-во полит. лит. , 1984).

16 марта 2019
к новости Минпросвещения намерено создать 900 тысяч новых мест в системе допобразования к 2021 году

О составе проектов НПО и приоритетах В НПО входят следующие проекты, на которые выделяются средства (млрд. руб.): Современная школа - 295,1; Успех каждого ребенка – 89,5; Поддержка семей, имеющих детей – 8.6; Цифровая образовательная среда – 79,8; Учитель будущего -15,4; Молодые профессионалы (повышение конкурентно способности 7. профессионального образования) – 156,2; Новые возможности для каждого – 9,2; Социальная активность – 27,3; Экспорт образования – 107,5; Социальные лифты для каждого – 4,7. Во-первых, видно, что разработчики овладели процедурой нейминга, задачей которого в условиях рынка является разработка названия товара (продукции/услуг) с целью повышения эффективности продаж. Например, какая продукция/услуга скрывается за названиями проектов: «успех каждого ребенка», «учитель будущего», «новые возможности для каждого», «социальная активность», «социальные лифты для каждого»? Во-вторых, интересно посмотреть на распределение средств. Например, на проект «Поддержка семей, имеющих детей», имеющий точное в логическом и семантическом отношении название, выделено на 6 лет 8,6 млрд. рублей. Учитывая, что в России порядка 20 млн. семей получим порядка 70 рублей в год на семью как основной институт социального воспроизводства в сложившейся демографической ситуации. Вот и оказывается, что самый низкооплачиваемый труд в России - это труд родителей. Видимо социальная активность, экспорт образования, два три цифровых портала важнее физического и психического состояния детей и их родителей.

16 марта 2019
к новости Тему переподготовки педагогов обсудили на Всероссийском съезде учителей и преподавателей химии

Некоторые соображения при чтении информации. 1. В рамках предстоящего введения профессиональных стандартов возникает возможность уточнить/унифицировать наименования должностей работников общего образования с учётом различения родовых и видовых понятий. Педагогика – это наука об образовании. Педагогикой занимаются педагоги (учёные), осуществляющие научную деятельность. Образование – единство ухода за детьми, воспитания, обучения, оздоровления и просветительской работы во внешнем и внутреннем социуме (по Э.Г. Костяшкину, отчасти по п.1. Ст. 2. 273-ФЗ). Преподавание в структуре обучения ведут преподаватели, воспитание в структуре совоспитания (Совоспитание - термин В.Е. Гмурмана. Общие основы педагогики. – М., Просвещение, 1967) ведут воспитатели. Учителя осуществляют образовательный процесс/деятельность – непрерывно меняя функции преподавателя и воспитателя. В настоящее время утвержден профессиональный стандарт педагога (педагогической деятельности…) (учителя, воспитателя). В ст.2 273-ФЗ нет понятия «педагогическая деятельность», а в названии профессионального стандарта есть. Парадоксально, нелегитимно, но естественно для нашего времени тотальной вульгаризации педагогики. 2. Трудно согласится с утверждением: «…нужно дальше совершенствовать систему завершающей подготовки в нашей школе с тем, чтобы ребята как раз старших классов больше занимались наукой и ее фундаментальными вопросами». Очевидно, что понятие «подготовка» в данном контексте употреблено в метафорическом значении, а не как развитие и формирование навыков исполнительства, элементарной квалификации рабочего. В условиях грядущей роботизации социального (в частности развернувшейся цифровизации образования, здравоохранения и других отраслей), индустриального и экономического производств неизбежно высвобождение рабочей силы. Наукой, инновациями, их коммерциализацией, реинжинирингом при наличии систем искусственного интеллекта будет занято 3÷7% трудоспособного населения, индустриальным, экономическим производством и государственным управлением - 13÷17%, а остальные будут заняты в сфере услуг, возрастёт значение культуры исполнительства. При этом продолжительность рабочих дня и недели сократится. Увеличится свободное время граждан (надеюсь в России тоже), что приведёт к росту значимости ОБЩЕГО образования как фундаментальной ценности. В этой связи профильная дифференциация, специализация, а тем более ранняя профессионализация (внедрение предпрофессионального образования и т.п.) выступают факторами регресса, порождая в перспективе воспроизводство одностороннего, «частичного» человека. ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ. Отказ от полноценного изучения функционально полного набора учебных/воспитывающих предметов на уровне среднего общего образования нарушает к тому же преемственность с общеобразовательным компонентом высшего профессионального образования. В будущем общее образование с 1 по 13/14 класс с сокращенным на 25÷35% недельным временем обучения станет залогом сохранения психического и физического здоровья, максимально возможного развития и формирования социальных, умственных, художественных, био-физических и трудовых качеств каждого ученика/воспитанника. Гипертрофирование проектной, научно-исследовательской в структуре учебной деятельности вряд ли может способствовать разностороннему (а может и гармоничному) развитию и формированию большинства детей. 3. Было сказано: "…. на площадке министерства создана рабочая группа, которая разработала концепцию преподавания химии». Химия является учебным предметом. Любой предмет имеет три стороны: содержательную, технологическую/методическую и организационную. Преподавание – это производственный процесс, включающий технологический/методический и трудовой (реализация трудовых действий, операций и движений) подпроцессы. Концепция «преподавания химии» - это концепция названных подпроцессов, которые не включают содержание обучения и организацию преподавания. Может быть речь идёт о концепции «учебного предмета «Химия»»? А что будет с «зависшим» бессодержательным ФГОС с конкретизированным содержанием? Концепция – это основной замысел, принцип построения и функционирования учебного предмета «Химия». Концепция включает систему проблем и идей из разрешения. Максимальный объём концепции учебного предмета «Химия» 5÷7 страниц текста. Концепция не теория обучения, не учебная программа, не методические рекомендации по средствам/методам/процедурам преподавания/учения по химии. Как выразился один из основоположников: «Написал бы меньше, да времени не было». Да, но в контексте современной действительности и получил бы меньшую ЗП. Надо отказаться от большого «конкретизированного» ФГОС (он не работает, работают задания ЕГЭ, ОГЭ, разработать предметные концепции и на их основе ЕДИНЫЕ учебные/воспитательные программы как стандартизированные формы представления минимального фундаментального содержания и организации обучения, согласованное с минимальным УСТАНОВЛЕННЫМ недельным временем, отводимым на изучение федеральных учебных/воспитывающих предметов. Единая на дидактическом/федеральном уровне учебная/воспитывающая программа - условие реализации внутренней дифференциации обучения на методическом/локальном уровне (например,класса). Минимизации времени на предъявление/усвоение содержания федеральных учебных предметов позволит школам иметь необходимый состав элективных и факультативных учебных/воспитывающих предметов компенсаторного, коррекционного, расширяющего, углубляющего, релаксационного и иного целевого назначения для создания систем вариативного образования с целью реализации права учащихся на «...обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение...» (п.3 с. 34 273-ФЗ) 4. Трудно согласится с утверждением, что «Время ставит сегодня перед страной и обществом совершенно новые вызовы, требующие кардинального улучшения качества общего образования, увеличения числа школьников и их заинтересованности в естественнонаучных и математических дисциплинах.». Такие вызовы время ставило всегда. И единая трудовая политехническая школа, и работа группы В.М. Монахова над проблемой качества обученности (знаний, умения, навыков, привычек) в 1972-76 гг. прошлого века, после реформы содержания образования 1966 г., когда «…хотели сделать как лучше, а получилось как всегда». Потом до 1992 года освобождались от усложненного и второстепенного содержания обучения, представленного в учебных программах и учебниках. 5. О повышении квалификации и переподготовке преподавателей химии. Наряду со специальной компетентностью (знание предмета и т.п.) в условиях виртуализации жизнедеятельности людей, инклюзии и дифференциации обучения/воспитания особое значение приобретает психологическая компетентность (психология восприятия, внимания, памяти, личности, общения и т.п.), компетентность в возрастной физиологии, дидактическая и методическая компетентность. Без психологизации общего образования повышение его качества невозможно. И дело не столько в школьных психологах, сколько в психологическом мастерстве (квалификации, способностях) преподавателей и воспитателей. Профильная, уровневая дифференциация учащихся, а также дифференциация по темпу (времени) обучения на основе школ/классов (школы/классы с углубленным изучением отдельных предметов конца 70-х годов, типология классов Ю.З. Гильбуха начала 90-х прошлого века и др.) является жесткой. Она противоречит принципиальной неравномерности и непредсказуемости психического развития детей. Необходима гибкая дифференциация на основе элективных групп различного типа (постоянного состава/переменного состава, одновозрастных/разновозрастных, гомогенных/гетерогенных) различного целевого назначения. Повышение квалификации предполагает наличие Федеральной академии ПКиПРО, ИПКиП в субъектах РФ, методических служб на уровне сёл/городов, построенных как фрактальные структуры. Федеральная лаборатория химии в системе РАО, Федеральный кабинет химии в ФАПКиПРО, кабинет физики и регионально ИПКиПРО, методист по химии в Р/Г методкабинете. Эта система деформирована, начиная с мегапроекта Д. Сороса в начале нулевых. Нарушен принцип соразмерного сочетания централизации и децентрализации, концентрации и деконцентрации ПКиП. Всё смешалось и ИПКиП, и центры развития образования, и педагогические университеты... И каждый продвигает свое толкование... Необходимы стандартные единые федеральные программы ПК коррекционного, актуализирующего и опережающего типа на минимум на 48 часов. Остальное добавляет субъект РФ. Было минимум 72 часа в 5 лет, стало 16 часов в 3 года. Явно экономия в ПК, неявно большие экономические потери в качестве обучения/воспитания. 6. Каково же качество «ФГОС, который дорабатывался несколько раз за последние годы.». Представьте, так меняются строительные нормы и правила. Построили первый, второй этаж. Пересмотрели СНиП. Разобрали первый, второй этаж. Или всё-таки, оставили? Вообще странно, что наши старшеклассники учатся по «устаревшим» ФГОС. Хотя, может, быть им в этом повезло.

11 февр. 2019
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.