Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Текущий номер

Виктор БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ:

Независимую оценку должны проводить специально обученные люди

номер 21, от 23 мая 2017

Опрос

Готовите ли вы завтрак своему ребенку?

Результаты

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№ 21 от 23 мая 2017 года

pНекоторые учителя совсем не стремятся к повышению квалификации, другие не верят, что могут повлиять на решения школьной администрации, третьи считают, что проблемы личностного развития учащихся вне урока их не касаются... Наиболее радикальным способом преодоления этих психологических проблем является корректировка кадровой политики. Однако на практике это, увы, не всегда оказывается возможным.

pЛюди древнего мира выражали и воспринимали мысли в основном через рисунки, изображения и значки. Сегодня визуальное восприятие информации превалирует вновь. И не учитывать эту особенность современности в педагогической практике нельзя.

pО самом важном актерском и человеческом качестве – умении нравиться – в интервью актера МХТ им. А.П. Чехова, театрального педагога Авангарда Леонтьева.

Оксана Родионова

Персональные данные

Оксана
Родионова
специальный корреспондент "Учительской газеты"

Статьи:

«Учитель года»
74 хрустальных пеликана
7 окт. 2010
Все статьи пользователя

Новости:

«Учитель года России»
Стартовал "Учитель года России-2011"
24 сент. 2011
«Учитель года»
Сюрприз от губернатора
15 нояб. 2010
«Учитель года»
Хрустальные птицы для победителей
2 окт. 2010
Все новости пользователя

Комментарии:

к статье Литературу в школе могут поделить на правильную и неправильную. Так что, прощай, «немытая Россия»?:

Уважаемая Елена Николаевна Давыдова! Получилось только так убрать сбой. Если хотите, я уничтожу этот комментарий, вы вы создадите его заново. Только сначала скопируйте.

2 июня 2014
к статье Литературу в школе могут поделить на правильную и неправильную. Так что, прощай, «немытая Россия»?:

Комментарий от Елены Давыдовой: Уважаемая Татьяна, позвольте задать вам несколько вопросов, предварительно вернувшись к вашему письму: -Но совершенно непонятно мне как учителю и как взрослому человеку, почему в программу по литературе для 9 класса включены стихотворения Катулла о Лесбии? Как вы думаете, сколько продлится такой урок. Сами стихотворения вполне невинны, но название? Не вызовет ли оно в восприятии наших уже очень просвещенных детей вполне ожидаемые ассоциации? Я показала завучу эти стихотворения, она меня поняла и сказала, чтобы я заменила их. А теперь вопросы: -А как вы думали, сколько продлится ваш урок при таком отношении к поэзии? -Стихотворения, по-вашему, вполне невинны? Что вы подразумеваете под этим вашим определением? И в чём стихи бывают повинны? -Название стихов стыдно произносить? Во-первых, цикл стихотворений называется Катулл к Лесбии, во- вторых, они у Катулла пронумерованы и идут без названий. -Какие ассоциации вы ожидаете у «вполне просвещённых детей», если слово просвещение само по себе означает передачу и распространение знаний и культуры? Стоило ли ходить к завучу и лишать старшеклассников знакомства с классикой античной поэзии, о которой, вероятнее всего, они больше никогда и нигде не познакомятся, а о значении слова лесбийский узнают из сомнительного сайта в интернете или в подворотне считают информацию на заборе. Что же лучше? Полагаю, лучше - слово учителя, образованного человека, несущего знания и культуру. Не думаю, что вам было бы сложно объяснить происхождение слова Лесбос. Можно было бы пригласить в начале урока учителя географии вашей школы, который дал бы краткую географическую справку об этой божественно красивой территории, рассказав, что это греческий остров в северо-восточной части Эгейского моря, третий по величине остров Греции и восьмой по величине в Средиземном море. Был местом жизни и творческой деятельности нескольких знаменитых поэтов, в том числе Сапфо, Алкея, Ариона. Некоторое время на острове жил великий Аристотель. Известность острову принесла лирическая поэтесса Сапфо, первая в истории литературы воспевшая чувственную любовь между женщинами. Но на нашем уроке речь пойдёт о Катулле. Его полное имя Гай Валерий Катулл, это один из наиболее известных поэтов древнего Рима и главный представитель римской поэзии в эпоху Цицерона и Цезаря. Его прославленный поэтический цикл «К Лесбии» воспевает счастливую и не очень, взаимную и безответную любовь мужчины к женщине. Вряд ли реальную женщину, возлюбленную Катулла, звали так. Михаил Гаспаров, историк античной литературы, поэт-переводчик с древних и новых языков, аргументировано объясняет этот приём: -Традиция использовать вымышленное имя возлюбленной вместо настоящего была достаточно распространена. Это был поэтический этикет: вымышленными именами пользовались, во-первых, чтобы не сглазить, а во-вторых, чтобы не скомпрометировать воспеваемое лицо. И это была психологическая игра с самим собой: она подчеркивала, что поэзия и жизнь — вещи разные и что в стихах поэт пишет не столько о том, что с ним было, сколько о том, что он хотел бы, чтобы с ним было. Любовная история Катулла и Лесбии является одной из самых известных древнеримских романтических историй, благодаря силе чувств и таланту, проявленному поэтом. Филологи и историки не устают предлагать различные варианты реконструкций истинной последовательности событий «из стихотворных осколков». Кроме того, Лесбия стала символом жестокой женственности, вечным символом неодолимой страсти к женщине, а также известной литературной загадкой. Для литературы важно то, что Катулл вошёл в сознание нового времени как «открыватель романтической, духовной любви - ведь до него в латыни даже не было некоторых слов для описания определённого рода чувств, он стал их «изобретателем». Катулл подарил французскому, испанскому, итальянскому и португальскому языкам слово «поцелуй» — basium. Это слово было неизвестно римлянам. Принесённое Катуллом из равнин Северной Италии, оно утвердилось в латинском языке и вытеснило все остальные, а затем перешло в романские языки. Стихи Катулла пронумерованы, и девятиклассникам будет интересно прочитать, например, те, что под номерами 5, 75, 76, 83,92,107. 109. Их можно предложить прочитать выразительно, объяснить, что хотел сказать поэт, какие чувства вложил в то или иное стихотворение. Нужно сказать особо о двустишии под номером 85, Odi et amo («Ненавижу и люблю»), что написано в период очередного разлада поэта с возлюбленной: И ненавижу её и люблю. Это чувство двойное. Боги, зачем я люблю? и ненавижу зачем! (Перевод Я.Э. Голосовкера) Это стихотворение входит в золотой фонд мировой поэзии и является наиболее часто цитируемым произведением Катулла (Вот и вопрос сразу возникнет к школьникам, почему поэт говорит о двойном чувстве?) Цикл стихов Катулла вызвал поэтический отклик в сердцах многих талантливых русских поэтов. Имя Лесбия есть у А.С.Пушкина, «Оставь, о, Лесбия, лампаду…», В.Соловьёва, Эпиграммы, Осипа Мандельштама – у него Лесбия встречается в двух стихотворениях в Антологии античной глупости. Лесбия вдохновила на лирические стихи о любви Иосифа Бродского. Татьяна, прочитайте своим детям на уроке Будем жить, моя Лесбия, будем друг друга любить, пересудам и сплетням мы знаем грошовую цену. Заходящее солнце восходит с утра, но не быть нам опять на земле — краткой жизни приходит на смену беспробудная ночь. Поцелуй меня тысячу раз и ещё сотню раз, снова тысячу, сызнова сотню, и ещё, и ещё — чтоб дурной и завистливый глаз сосчитать поцелуи не мог и богатства не oтнял… (Перевод М.Сазонова) Скажите, что в этих строчках дурного, что не позволяет их прочитать взрослым молодым людям? Или гораздо лучше и удобнее, когда они обсуждают те же проблемы, только в ином виде, иными словами, выжигающими нежность любви, силу любовной страсти, бесконечность веры и неистребимость в желании быть рядом с тем, кто так дорог? Если вы проведёте такой урок, вам не придётся идти к завучу, чтобы получить разрешение на стихи другого, очень талантливого, но совершенно другого поэта. И те, кто идут к вам, чтобы узнать то, о чём не слышали, и услышать то, чего никогда не знали, они придут не зря. А подменять то, что не спрячешь, не скроешь, не запретишь, мне представляется напрасной затеей. Уж лучше говорить правду, потому что только правда не порождает домыслов, не создаёт патологического интереса к тому, что по определению начисто лишено патологии, и создавать отклонение от нормы искусственно нет нужды. Вот убеждена: урок продлится столько, сколько ему положено, и дети будут слушать вас, и даже тени запретной темы не возникнет, и они правильно всё поймут. Вопрос трудный, безусловно, но он предполагает общение на равных, что исключает ложь, в том числе - в отношении ко всем нам, к школе. И не стоит заниматься наукой для науки. Я думаю, заниматься нужно образованием, то есть нести знания и культуру.

2 июня 2014
к статье "Его заставляли читать религиозные книги и заучивать молитвы":

Во многом согласна с психологом из предыдущего комментария. Но удивлена, почему она считает странной жалость к этому мальчику, который стал убийцей. Конечно, он преступник, нет сомнения. Но сама же психолог говорит, что он мог быть невминяемым. А кто довел его до этого состояния? Сама же психолог говорит - невнимание родителей. Очень много бед происходит из-за невнимания родителей. И естественно искать психологическую подоплеку, потому что чаще всего она есть. Только хорошо бы еще из таких случаев извлекать уроки. В первую очередь это должны делать мы, родители. Жаль, что чаще всего не делаем...

7 февр. 2014
к статье Через два месяца школы должны приступить к работе по новой основной образовательной программе. Но сделать это невозможно:

Наталья, спасибо за поправку. Самое интересное, что о том, что А.М.Кондаков президент, почти нигде нет информации, увы, в первую голову на сайте издательства...

3 июля 2013
к новости «Пеликанов» 2015 года «поставили на крыло»

Спасибо большое за теплые слова. Плодотворного лета и обязательно отдыха перед трудным испытанием! До встречи!

22 июня 2015
к новости Анастасия Коровянская стала одним из 15 финалистов Google Science Fair 2014

Уважаемый Владимир Валентинович! Я представляю нашу "Учительскую газету" и не совсем понимаю ваши претензии в адрес редакции. Мы, журналисты, вольны брать интервью у кого считаем необходимым, в данном случае мы выбрали главную героиню информационного повода. Которая о вас действительно сказала очень хорошие слова. Исходя из вашей заметки, трудно понять, что произошло между вами и девочкой. Почему она оскорбляет вас, вместо того, чтобы благодарить? Должна же быть причина! Владимир Валентинович, нам действительно непросто судить о ситуации, но все-таки я так и не поняла, почему вы терпели непрерывные оскорбления и зачем, по вашим же словам, делали за девочку львиную долю работы? Это выглядит нелогично. Может быть, стоило сразу организовать работу по-другому, нежели сейчас делать такие серьезные и, увы, пока бездоказательные заявления? Прошу прощения, но почему мы должны верить вам, а не девочке? Почему столь страшные факты, если они действительно имели место, открываются только сейчас?

15 авг. 2014
к новости Дом российской литературы будет открыт в Москве

Ольга, какие комментарии мы убираем? И почему это мы "повелись" на что-то? Мы просто публикуем информацию без оценки, это рубрика информационная. И это как раз говорит о нашей независимой позиции. А вообще-то ваш комментарий стоит убрать, за несоблюдение этических норм. Так что, если что, не обижайтесь и не считайте политикой.

8 июня 2014
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.