Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Текущий номер

Правильный выбор

Любить жизнь во всех ее проявлениях - этому учит настоящий биолог

номер 12, от 19 марта 2019

Опрос

На вашем рабочем компьютере установлены программы...

Результаты

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№13 от 26 марта 2019 года

pШкола опять собирает деньги – на праздник/ремонт/учебники. Недовольные родители обычно слышат в свой адрес: «Не хотите – не сдавайте! Никого не принуждаем. Правда, не ждите, что после этого к вашему ребенку сохранится доброжелательное отношение». Последняя фраза, конечно, не произносится, но обычно подразумевается… Как же тогда бороться со школьными поборами? Удастся ли вообще кому-то выйти победителем из этой борьбы? Ситуацию анализировала Вера Кострова.

p«Москва слезам не верит» – эти слова мы хорошо помним благодаря замечательному советскому фильму… Впрочем, с того времени утекло немало воды, и, возможно, столичные нравы существенно изменились, и уже не так сложно покорять большие города, особенно если ты молод и уверен в своих силах. Стоит ли вообще покидать родные места, сложно ли осваиваться на новом месте и как завоевать авторитет среди однокашников – об этом в рубрике «Студсовет» рассуждают те, кто уехал учиться из глубинки в большие города.

pГосударственные образовательные стандарты с момента их введения в Закон РФ «Об образовании» в 1992 году остаются проблемной зоной, вызывающей наиболее острые споры в педагогической среде. Спорят обо всем – о самой идее стандартов, о необходимости этого педагогического инструмента, о его концептуальных основаниях и правовом статусе… Чему же учат уроки четвертьвековой истории разработки содержания общего образования? На этот вопрос отвечает в своей статье доктор педагогических наук Михаил Богуславский.

Давыдова Елена

Персональные данные

Давыдова
Елена

Комментарии:

к статье Через Лунариум к звездам:

Спасибо за интересный рассказ. Как бы я хотела, чтобы это всё увидел мой сын, я сама и все дети, с которыми я работаю в школе. Но в у нас в Сочи пока такого нет… И астрономии в школе нет. И проходит звёздное небо, все его красоты и тайны, все события, во Вселенной происходящие, мимо тех, кому жить на этой Земле и, возможно, стать свидетелями каких-то инопланетных встреч, открытий, знакомств… И всё-таки, здорово, что Лунариум появился.

12 авг. 2011
к статье Отчетность раздавила школу!:

Дорогие мои коллеги, Артём, Людмила и все, все, все, кто должен забыть, для "… чего мы на Землю попали...", для чего выбрали любимое дело — с детьми быть рядом, помогать, понимать, учить, учиться у них… Всё так. И даже хуже. И у меня тот же вопрос: «Кто остановит этот бумажный вал? Этот поток лжи, этот водоворот отчётов и инструктажей с подписями? Где этот мудрый и добрый человек, где тот, кто понимает, что своим бездушием и нехваткой внимания мы убиваем то, чему изначально призваны давать жизнь? И дети нас ещё стараются понять и любить… Спасибо за разговор на очень больную тему.

31 мая 2011
к статье О ЕГЭ не говори. О нём всё сказано?:

Уважаемый Дмитрий Юрьевич! Спасибо за интересную статью, заставляющую задуматься, посмотреть на проблему с разных сторон глазами нескольких участников её обсуждения. Принимая ваши правила игры, тоже начну с выпускников. В прошлом году сдавал ЕГЭ мой сын. Выбирал предметы несколько раз, хотя сразу знал, что для поступления будут нужны лишь математика и физика. О русском языке не говорю, он у нас вне всякой конкуренции, поскольку востребован на все специальности одинаково.Изначально сын выбрал физику, химию, информатику, географию, обществознание. Как видите, набор разнообразный, что свидетельствует об отсутствии страха перед самим фактом сдачи ЕГЭ и говорит о заинтересованности молодого человека проверить свои знания в предметах разных образовательных областей. После серьёзных разговоров, в ходе которых удалось убедить ребёнка, что силы предпочтительнее сберечь для сдачи профилирующих предметов для поступления на инженерный факультет университета, мой выпускник определился окончательно, но даже при этом всё-таки сдал географию, объясняя выбор большой любовью к этой науке. Не хочу и не могу утверждать, что пример с моим сыном типичен, но его рассуждения о ЕГЭ, его отношение к такой форме испытаний не имели ничего общего со страхом, истерикой, паникой или ещё какими-то проявлениями нервно-психического характера. Был интерес, было здоровое нормальное желание сдать экзамены на максимально высокое количество баллов, была серьёзная подготовка и очень большая, многолетняя работа над собой, предварившая итоговую аттестацию. ЕГЭ стал лишь логическим завершением этой работы.Кстати, одноклассники моего сына в большинстве своём так же спокойно, достойно, с какой-то даже мудростью, не свойственной возрасту, сдавали экзамены, и не было никаких разговоров, касавшихся темы ненужности или неправильности такой формы итоговой аттестации. Отсюда вывод: многое надумано. Что-то спровоцировано средствами массовой информации, не всегда глубоко разбирающимися в проблеме. Многое — людьми, не владеющими профессионально технологией проведения экзамена, более того, очень далёкими от экзаменов вообще. Словом, на самом деле, реально дети наши не испытывают чувства страха и неприятия ЕГЭ, они стараются сдать его, стараются подготовиться, понимая при этом, что упущены годы, знания, интерес. Тут уж каждый наедине с собой делает выводы и подводит итоги. В этом тоже своего рода положительный результат ЕГЭ.Не могу не поддержать Вас, Дмитрий Юрьевич, в том, что только уроков мало. На уроках, особенно тех, которые готовят к экзамену обязательному, учитель в первую очередь работает на «преодоление порога успешности», т.е. «натаскивает» детей на решение заданий, которые принесут баллы и позволят «перевалиться» через этот условный порог, оказавшийся преградой на пути к аттестату. Причём, преодолевают это порог не только наши дети. Это одновременно порог успешности в оценке деятельности учителя. Никто из нас не хочет отрицательных результатов с далеко идущими последствиями. И здесь даже не столько в «репрессивных мерах» дело, сколько в том, что при аттестации, при заполнении форм для каких-то творческих конкурсов нужно указывать результаты сдачи ЕГЭ твоими выпускниками и подтверждать эти результаты приказами, копиями детских сертификатов и ещё бумагами, и ещё справками, и вновь — бумагами… Никто ведь не принимает во внимание личность ученика, не учитывает факторы, заставившие его идти на экзамен по выбору, не предполагает и не допускает того, что ребёнок меняет свои интересы в зависимости от ряда объективных и не очень причин, определяется с выбором будущего места учёбы по какой-то своей, не всегда понятной нам логике, с учётом возможностей, причём не только умственных, но и материальных, привязки к месту жительства, да таких причин столько, что трудно даже как-то сразу их все обозначить.Конечно, для эксперта, проверяющего работу, этих причин нет по определению. Но для выпускника они есть. У меня в этом году двое выбрали географию. Ни одному из них она не нужна. Соображения: ничего другого не сдадим (а географию сдадут!), может быть, понадобится, пусть будет на всякий случай, любим этот предмет.Вне всяких сомнений, я очень переживаю. Поначалу ребята говорили, что им достаточно только сертификата с баллами, соответствующими оценке «3», теперь, после большого числа работ, выполненных за короткий промежуток времени, появился интерес получить больше баллов. Но вновь, Дмитрий Юрьевич, замечу, что страха нет, есть рабочий настрой на то, что это неизбежно и принимать эту неизбежность нужно спокойно и достойно.В вашей статье рассматривается очень сложная проблема помощи выпускникам на ЕГЭ. Это вопрос больной и пока ещё актуальный. Каждый из нас располагает какой-то информацией, которая идёт под грифом «Не для общего пользования» и при этом рассказывается, обсуждается, осуждается. Это вопросы нравственного характера, каждый их решает для себя соответственно своим установкам о понятиях порядочности и чести. Наличие фактов использования возможностей для нарушения положений о проведении ЕГЭ подтверждает правоту выводов о том, что всё это в определённой степени нивелирует общую реальную картину. Мне это очень не нравится, только вот выхода из положения я не вижу. Считаю, что побеждать надо честно. Дети должны верить нам, но и вера их должна подкрепляться нашими поступками. Когда этого не происходит, последствия непредсказуемы, однако спрогнозировать отрицательный результат не представляется сложным.И об олимпиадах и портфолио. О т.н. ПИДУ (меня очень развеселила эта аббревиатура, по правде говоря). Говорить буду, опираясь на личный опыт со своим сыном. Собираю его портфолио с начальной школы. С самой малости — «Медвежонок», «Кенгуру», конкурсы, устраиваемые телевидением, центральными детскими и взрослыми периодическими изданиями. Мальчик участвовал практически во всём, что было интересно, а интересно было буквально всё, так что и участие было активным. В средней школе пошли предметные олимпиады, каждая из которых завершалась местом, чаще всего – победным: русский язык, литература, математика, физика, химия, география, кубановедение, краеведение, история своего города, «Первые шаги в науку», творческие конкурсы, лучшее письмо, лучшее обращение к министру по ЧС, лучший рисунок и плакат, презентации и эссе, зональные и региональные олимпиады, Всероссийские интернет-олимпиады, проводимые ведущими ВУЗами. Конкурс творческих работ «Портфолио», в котором участвовал неоднократно. Межрегиональный историко-патриотический конкурс «Морской венок славы», проводимый Центром национальной славы России. Международная интернет-олимпиада «Эрудиты планеты» и статус игрока высшей лиги. 100 баллов из 100 по физике и географии в Международной олимпиаде по основам наук, проводимой УГПУ, Екатеринбург. Участие и победа в интеллектуальном чемпионате среди образовательных учреждений Краснодарского края. Участие в межвузовских студенческих научно-практических конференциях в 10 и 11 классах, получение звания лауреата. Участие в реализации Экологической программы Сочи-2014. Участие и победа в конкурсе «Сделай свой выбор», давшая возможность поступать по целевому набору во все высшие учебные заведения нашего края. Интернет-олимпиада школьников по физике, проводимая С.-Петербургским государственным университетом, и диплом 3 степени. Ежегодные Похвальные листы за отличные успехи в учении в школе. И, как итог всему — золотая медаль на выпускном вечере.Везде был результат, Дмитрий Юрьевич, везде. Думаю, что у Вас не вызывает сомнения то, что все многочисленные сертификаты, дипломы, грамоты аккуратно собирались мною в папки, и это не было «подколотым, подшитым материалом», о каком пишет в своём стихотворении «Тот, который не стрелял» В.С.Высоцкий. Это то, что составляет всю школьную жизнь ребёнка, что собирается с любовью и гордостью, что даёт надежду на будущее.А теперь о финале истории о ПИДУ. Он в тему аббревиатуре. Никому (!!!) это всё не понадобилось. Вернее даже было бы сказать по-другому: ничего не пригодилось. Никто не захотел даже заглянуть в эти папки, которые мы, наивные, повезли в приёмную комиссию университета. Мой сын, увидев такое отношение, просто потерял дар речи. В течение 10-11 классов я, классный руководитель, твердила своим детям о том, сколь важно собирать портфолио, как может понадобиться каждый диплом, каждая грамота. Каким плюсом это может стать при прочих равных условиях. Ничем это не стало. И не только у моего ребёнка. Ни в Москве, ни в Ростове-на-Дону, ни в Чите, ни в Новочеркасске, ни в Краснодаре о портфолио не упоминалось. Приёмные комиссии начисто проигнорировали достижения детей. Когда мы сдавали документы, мальчик мой, увидев, что все мои слова – на ветер, всё же рискнул сказать о том, что у него есть диплом по физике 3-й степени, дающий ему большие права при поступлении, и задал вопрос, надо ли его показать? Нет, не понадобился этот диплом, гордость моего сына, заработанный таким трудом, что мало не покажется. Ему откровенно сказали, что с такими результатами ЕГЭ, какие он принёс, можно было бы и не в Сочи поступать учиться, а ехать куда-то в более престижное место. Это было обидно, хотя в словах, сказанных кем-то из приёмной комиссии, звучало не желание обидеть, а скорее даже совсем наоборот. Но это выглядело как-то унизительно по отношению к университету, в котором сейчас учится мой теперь уже почти взрослый юноша. Унизительно по отношению к его выбору, к его материальным возможностям, к объективным причинам, которые не позволили куда — то уехать.Вот, Дмитрий Юрьевич, такая у меня дополнительная практическая информация к Вашей статье, к Вашим умным и обнадёживающим мыслям о ЕГЭ, о портфолио, о детях, которые искренне хотят добиться исполнения мечты, но с первой минуты пути к её достижению сталкиваются с абсолютным, воинствующим равнодушием, напрочь перечёркивающим всё, о чём говорилось в школе и дома.Осталось задать два вечных вопроса, «чтоб хороший конец, как в кино...»: кто виноват и что делать? Не знаю. Каждый учитель понимает, сколько проблем несёт ЕГЭ, каждый чувствует степень своей ответственности перед ребёнком, его родителями, перед обществом. Участников спектакля под названием «ЕГЭ» много, но главные действующие лица — ученик и учитель. Они более всех остальных нуждаются в поддержке, каждый — по-своему.Заявленное всеобщее среднее образование гораздо ниже среднего. Об этом знает любой учитель, работающий в школе. Нарисованные тройки доводят всех до черты, за которой ЕГЭ… Многолетний обман и самообман должны иметь логическое завершение в виде аттестата. Если мы не в состоянии что-либо изменить, может быть, нужно измениться самим? Каждому честно выполнять всё, что зависит именно от него. Не допускать откровенного нарушения нравственных норм. Не быть равнодушными. Не обсуждать бесконечно нужность или ненужность того, что уже принято, а спокойно и без суеты помогать детям справляться с тем, что неизбежно, во всяком случае, неизбежно сейчас.

12 мая 2011
к статье Хождение по стандартам:

Уважаемые коллеги, статья, действительно, интересная. Я полностью согласна с тем, что сказал директор ИСМО РАО г-н Михаил Рыжаков, мне очень близки слова А.Починка.Всё, что сказано,- правда. Как правда и то, что отношение властей к учителю тоже должно быть другим.Я в школе с 1977 года, отличник народного образования, имею высшую категорию. Пока… Сейчас у меня нагрузка 30 часов, а зарплата 13 тысяч рублей. И 18-летний сын, студент-первокурсник. Он очень старается мне помочь, учится отлично, всё время работает летом.Вопреки непростой жизненной ситуации, несмотря ни на какие нововведения, ни один день своей школьной жизни я не прожила под девизом: «Как платят, так и работаю». Как-то всегда хотелось работать так, чтобы перед детьми стыдно не было…Но кто из тех, кто говорит о современных требованиях к учителю, к его образованию, его овладению новыми технологиями, его готовности и компетентности работать по новым стандартам, сможет прожить с невысокой зарплатой и высоким уровнем проблем, коими так богата наша жизнь? Когда же учитель почувствует свою истинную необходимость в обществе, заинтересованность в себе, желание поддержать и помочь?Хочу сразу же оговориться, я привыкла к такому отношению, но я — та самая учительница, которой уже за 50, а школе нужны молодые, сильные, умные, влюблённые, одержимые, интересные ребята-учителя. Где они?!!!

14 марта 2011
к новости ФГОС: русский обязателен, а математика - нет?

Уважаемый Александр Михайлович! Я тот учитель, который попал в группу № 5 — естественные науки, именно там определено место для моей географии. Науки, которой я отдала приличную часть своей жизни, которую люблю и считаю одной из самых главных для любого ученика, независимо от его возраста. Ведь познание мира начинается и с географии тоже, с простейших представлений ребёнка о планете до глобальных проблем человечества, которое на этой планете живёт.Всё время думаю, за что же такое неуважительное отношение к этой метапредметной дисциплине, раздвигающей границы мира, воспитывающей добропорядочное отношение школьников к разным странам и разным народам, объясняющей все природные явления, заставляющей думать, размышлять, прогнозировать, оценивать, сопоставлять, быть умнее, добрее, мудрее, а главное- любить. Любить свою семью, как частичку России, любить свою страну, любить весь мир, любить свою Землю.Неужели сейчас, когда столько проблем есть в нашем мире, когда так обостряются противоречия между человеком и природой, между людьми разных национальностей и религий, между странами, развивающимися с разной степенью успешности, любовь перестала быть главной ценностью? Есть хорошие слова:… Единство,- возвестил оракул наших дней, быть может спаяно железом лишь и кровью… А мы попробуем спаять его любовью,- а там увидим, что прочней…География способствует единству и единению людей, это одна из самых коммуникативных наук, понятная и близкая каждому человеку.Тем не менее, одна из наиболее развивающих, воспитывающих, социальных, география не вошла в число предметов обязательных.Более того, ей скоро вообще не найдётся места в учебных планах.Появится новый курс «Россия в мире». наверное, это очень хорошо, смею даже предположить, что содержание этого курса будет интересным, нужным, востребованным. Но из названия следует, что речь пойдёт о месте России в современном и очень многообразном мире, об отношениях России с другими государствами Земли, об общих проблемах, решаемых сегодня человечеством. Но тогда именно география должна будет поведать школьникам о том мире, в который интегрирована Россия, не так ли?Нельзя без моей науки, Александр Михайлович. Нельзя оставлять на изучение её 1 час в неделю, увеличивая при этом в разы физическую культуру. Нет, я не против здорового образа жизни, но ведь и интеллект является одной из составляющих современного молодого человека. Не знать о Земле, о своём маленьком, уязвимом и хрупком доме, который нуждается в ежедневной помощи и защите, более чем неуважение ко всему миру, окружающему нас.По правде говоря, ситуация очень напоминает Спарту — там тоже огромное значение имели физическая сила, отменное здоровье и умение нападать и обороняться, а науки были не нужны по сути.Россия — не древнегреческий полис, а одна из ведущих держав мира, судьба которой должна быть счастливой. С одной стороны мы мечтаем о своей Силиконовой Долине, с другой- о спартанском воспитании. А где же золотая середина — самое разумное, что может и должно быть в нормальном и очень развитом государстве? Где наше, российское образование и воспитание, основанное на развитии ума, формировании стремления к получению хороших знаний?Не всё мне кажется нормальным в нашем мире, если мы отказываемся даже от возможности узнать его, наш мир…Спасибо. С уважением учитель из пятой группы, Давыдова Елена Николаевна, город Сочи.

16 февр. 2011
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.