Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Ожидаете ли вы проблем с отпуском из-за переноса сроков ЕГЭ и летней оздоровительной кампании?

Результаты

Текущий номер

Перезагрузка

По-настоящему ценишь только ту победу, которая досталась в борьбе

номер 21, от 26 мая 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№21 от 26 мая 2020 года

pМиллион не поможет. Президентская программа "Земский учитель" требует серьезных и неотложных содержательных корректировок, убежден доктор педагогических наук, академик РАО Анатолий Цирульников. Он напоминает, что за 15-20 лет на селе было ликвидировано около 20 тысяч (!) малокомплектных школ, что стало одной из главных причин исчезновения с карты страны 20 тысяч деревень.

pДомашние задания сегодня чаще раздражают или угнетают школьников, считает учитель географии Иван Колечкин. Нередко детям на дом дается то, что учитель не успел дать на уроке. Бывает, задания сваливаются на родителей – например, это касается "детских проектов". Наконец, часто ученики просто перегружены. По мнению педагога, нужно искать подходы к тому, чтобы уроки на дом были эффективными и мотивирующими.

pКак заинтересовать детей физикой? Далеко не секрет, что не все школьники изучают ее с удовольствием, многим она кажется скучной и занудной дисциплиной. Может, стоит преподносить предмет по-другому? Своим видением на этот счет делится Алексей Иванченко – инженер-конструктор, физик-экспериментатор, изобретатель, член Ассоциации каскадеров России и ведущий телешоу "Просто физика" на канале "Наука".

p Народный артист России, автор музыки ко многим легендарным фильмам, среди которых "Карнавал", "Мэри Поппинс, до свидания!" и "Три мушкетера", Максим Дунаевский – ровесник Великой Победы. В этом году ему исполнилось 75, но многие могут позавидовать его красоте, энергии и востребованности. В эксклюзивном интервью "Учительской газете" композитор рассуждает о музыкальном уровне в стране и рассказывает о своих преподавателях.

11 октября 2011 года в 11:47

Алексей Овчинников, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2011»: «Хочу работать в своей школе»

Оксана Родионова
В первые годы проведения конкурса «Учитель года» оппоненты идеи педагогического соревнования ворчали: «Кому нужно это шоу? Учитель должен уроки показывать, а он, как клоун, публику веселит». Сегодня, когда уроки, классные часы, мастер-классы участников можно посмотреть в Интернете, когда педагогическая пресса борется за право опубликовать методические разработки победителей, ни у кого не возникает сомнений в том, что профессиональная составляющая конкурса - основная. И все равно об «Учителе года России» и сегодня порой говорят: мол, победить может только педагог, обладающий талантом публичных выступлений, умеющий красиво себя подать. Учитель года России-2011, преподаватель биологии и природоведения средней школы села Баловнева Липецкой области Алексей Овчинников, блестяще опровергает это мнение.
- Алексей Васильевич, вы конкурсные испытания проходили спокойно, не позиционировали себя как будущего победителя...

- Это не мой стиль - быть лидером.
- А все-таки учитель должен быть артистом на уроке, не на конкурсе?
- Конечно. Но это больше свойственно учителям истории, литературы, они играют, иногда «умирают»  вслед за героями художественных произведений, исторических хроник.
- Это их способ мотивировать учеников. А как вы привлекаете детей к своему предмету?
- Может быть, наоборот, спокойствием. Тем, что простыми словами пытаюсь объяснять сложные вещи.
- И вам совсем не хотелось победить, когда вы приехали на финал?
- У меня не было такой цели. Честно говоря, я ехал на конкурс с мыслью, чтобы фирма «Полимедиа» подарила мне доску Smart Board. Это была моя мечта. А чтобы получить доску, необязательно становиться победителем, достаточно показать, что я хорошо умею работать с этой техникой.
- Когда вы согласились участвовать в конкурсе, представляли, что вас ожидает?
- Когда я стал участником районного «Учителя года», у меня был спад в работе, неудачная полоса. Сомневался в себе. И участие в конкурсе для меня стало возможностью проверить, чего я действительно стою. Так выиграл районный конкурс, потом областной. Потом попал на финал.
- Возникла на муниципальном конкурсе между участниками та  дружба, которая существует здесь, на всероссийском финале?
- На муниципальном нет. Мы живем близко друг к другу, приехали, урок провели, уехали. Нет такого чувства коллективизма, как здесь. На региональном конкурсе мы общаемся более тесно, там участники помогают друг другу, и сейчас хорошие отношения сохранились. А на всероссийском финале эта идея достигает апогея. Действительно, если хочешь найти единомышленников, это можно сделать здесь. В повседневной жизни каждый день общаешься с людьми, которых хорошо знаешь, притерся к ним, представляешь, кто чего стоит. А сюда попадаешь - каждый человек просто кладезь какой-то! Я подружился с Евгением Федоровым из Якутии, с Андреем Владимировичем  Елисовым из Нижегородской области. Каждый участник такая яркая личность!
- Алексей Васильевич, у вас достаточно большой стаж работы, 16 лет. А когда вы поняли, что вы настоящий учитель, что преподавание - ваше дело?
- У меня и сейчас нет такого чувства, что я экстрапрофессионал. Что-то могу, но мне еще учиться и учиться.
- Ну а вот, например, был такой момент, когда вы поняли, что можете даже без подготовки войти в классе и выдать хороший урок?
- Выдать урок - это не показатель работы.
- А что показатель?
- Чтобы ученики, которых я выучил, были успешные. Чтобы у них были правильные жизненные установки.
- Что происходит с вашими учениками после школы? Они идут по вашим стопам, занимаются биологией?
- Я не стремлюсь, чтобы они стали биологами, потому что у всех свои интересы. Это не показатель. Главное, чтобы они биологические знания использовали в жизни, даже неосознанно. Чтобы заботились о здоровье, не загрязняли природу. Стараюсь формировать естественную потребность.
- А как это можно формировать?
- Своим примером в первую очередь. Мы ходим в походы по интересным местам родного края. Когда приходим куда-то, на речку например, первым делом убираем мусор по берегам. У ребят такая потребность - они просто не могут сидеть там, где грязно. Сначала, конечно, приходится заставлять, а потом это становится естественной потребностью, внутренней культурой.
- Интересный у вас предмет, он отражается на отношении человека к жизни, к окружающему миру...
- Иногда говорят: «Зачем нам надо знать вашу клетку, знать, что она состоит из ДНК?»  Действительно, в повседневной жизни это нам, может быть, и не нужно. Но например, когда человек решит вступить в брак и завести ребенка, он может пойти в медико-генетическую консультацию и сдать анализ, чтобы знать, не будет ли у его будущего ребенка каких-то уродств или наследственных патологий и можно ли их каким-то образом исправить. Не надо помнить какие-то параграфы из учебника, надо естественным образом применять знания в своей жизни. То же самое здоровье. Мы о нем вспоминаем обычно, когда оно заканчивается...
- Алексей Васильевич, давайте поговорим о вашей педагогической биографии. Вы окончили Елецкий государственный педагогический институт. А дальше?
- Пошел в среднюю школу села Теплого работать, в свою родную, где я учился, где родители работали. Сейчас у нее только статус поменялся, она стала филиалом школы села Баловнева.
- А что преподавали ваши родители?
- Оба преподавали математику.
- И каково это - стать коллегой педагогам, которые вас учили?
- Какое-то время они относились ко мне как к ученику, опекали, помогали. А потом отношения перешли в дружеские. Мне, наверное, повезло с наставниками. Когда на мастер-классе спросили, что больше влияет на наше становление - родители, школа, вуз, я не смог выделить что-то одно. Мы впитываем как губка все, что нас окружает.
- Расскажите о вашей школе.
- Школа наша старинная, и село старинное. Школа была земская, церковно-приходская. В 60-е годы XX века построили новое здание. У нас в районе это была первая средняя школа, которую построили по типовому проекту. До этого все были в приспособленных помещениях. Коллектив небольшой, стабильный. Учителя хорошие. Часто к нам обращаются, просят помочь, позаниматься. Слава идет, что в Теплом учителя хорошие.
Детей у нас сейчас 50 человек, немного. Ученики 10-11-х классов ездят в базовую школу учиться. Я тоже там работаю в старших классах. И еще дистанционно обучаю детей-инвалидов. Не нужно никуда ездить, можно прямо из дома уроки проводить. Центр дистанционного обучения дал мне все необходимое оборудование, начиная от компьютера и сканера, заканчивая наушниками. Технологии сейчас таковы, что необязательно самому присутствовать на уроке. Курс позволяет разрабатывать уроки и давать их при необходимости в записи. Сейчас я на конкурсе, а мой ученик знает, что ему делать. Моя основная задача - переработать учебник, разделить его на маленькие фрагменты. К каждому фрагменту составляю вопрос, чтобы проконтролировать, как ребенок его понял. Презентации делаю, задания.
- А по какому учебнику работаете?
- Я работаю по линии учебников под редакцией Николая Ивановича Сонина. Кстати, сейчас мне дали два новых учебника на апробацию, называются «Навигатор». Я взял для 6-го и для 10-го классов. Учебник включает в себя как обязательный компонент электронный носитель, то есть диск. В учебнике в основном только текст и ссылки на различные разделы этого диска.
- Информационные технологии обязательно использовать или без них можно обойтись?
- В принципе можно, но с ними интереснее.
- Наверное, тяжело к каждому уроку делать презентацию?
- Когда руку набиваешь, становится легче. Можно создать нечто вроде накопительной системы. В этом году сделал небольшую презентацию, несколько слайдов, в следующем году еще несколько добавил. Лучше всего сделать на каждый урок серию слайдов хотя бы с заголовками, а потом постепенно добавлять туда материал.
- Бытует мнение, что малокомплектная школа не может давать качественное образование. Алексей Васильевич, а вы как думаете?
- Мне кажется, тут должен быть индивидуальный подход в каждом отдельном случае. Нужно все учитывать - и мнения учеников и родителей, и материальные возможности, и состояние дорог, и удаленность. У нас в этом году закрыли одну школу, там осталось 17 детей, родители как-то особо и не возмущались, с удовольствием перевели детей в более крупную школу. Конечно, их морально готовили к этому в течение нескольких лет... Ну а если на самом деле школа дает качественное образование, почему бы ей не быть? Разрушить всегда легко.
- Победив во Всероссийском конкурсе «Учитель года России», вы готовы делиться опытом с коллегами?
- Для меня это ответственный момент. После областного конкурса успел уже пять мастер-классов дать.
- Что вы считаете своей сильной стороной как предметника?
- Использование информационно-коммуникационных технологий. На данный момент я считаю это своей сильной стороной. Когда долго преподаешь, приоритеты с годами меняются. Раньше у меня была такая тема: подготовка детей к олимпиадам. Мне хотелось, чтобы мой ученик выиграл хотя бы областную олимпиаду.
- Выиграл?
- Призером стал. У меня так несколько учеников шли подряд. Я их практически весь год готовил. Но чтобы ученик выиграл в областной олимпиаде, он должен быть одаренным. А учеников стало меньше, выбор меньше. Может быть, талант только через пять лет появится... Теперь мне кажется важным учить всех детей навыкам проведения простых опытов, экспериментов, которые может сделать каждый. А информационные технологии используются для обработки, оформления результатов.
- Ваша семья - это...
- ...жена Ольга, она тоже учитель, вместе со мной работает в школе. Преподает русский язык. Дети тоже в школе, сын Павел учится в седьмом классе, дочка Даша - в третьем.
- Как с семьей проводите свободное время?
- Любим совместные поездки на машине куда-нибудь. Смотрим интересные места у нас, в Липецкой области, по соседству, в Тульской. На юг ездим. Дети всегда ждут этих поездок.
- А по выходным как отдыхаете?
- Не скажу, что у нас активный отдых. За неделю устаешь психологически очень...
- А что такое для вас отдых?
- Дома побыть в покое, в тишине. Книгу почитать.
- Как вы себе представляете свою жизнь после конкурса?
- Хотел бы вернуться к тому, что было до конкурса. Хотел бы работать в своей школе.

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.