Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Вы уйдете из школы или даже из профессии, если:

Результаты

Текущий номер

Марина РАКОВА, заместитель министра просвещения Российской Федерации:

С учителями нужно разговаривать

номер 20, от 14 мая 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№21 от 21 мая 2019 года

p"Скорее всего, этот год будет для меня решающим, я буду думать, оставаться на этой работе или менять что-то в жизни. Потому что заниматься параллельно еще какой-то деятельностью, которая приносила бы доход, очень проблематично. Я такой сейчас не вижу", - говорит один молодой учитель из Воронежа. Но в своих ощущениях с ним солидарны и многие его коллеги-сверстники. Кто-то чуть более оптимистичен, кто-то – чуть менее, но ясно одно: в школе работать очень непросто, и не только потому что ты молодой специалист… Как живет современная педагогическая молодежь? Мнения собирала Татьяна Масликова.

pМногие родители очень щедры, когда речь идет о поощрении хорошего поведения или хороших оценок, но некоторые из них не менее щедры, когда дело доходит до... наказаний за провинности. Психологи говорили не раз: наказание – далеко не самый эффективный метод воздействия на ребенка. Да и кто может предугадать, насколько глубокими могут оказаться последствия наказания? Но некоторые родители уверены: бывают ситуации, когда без наказания не обойтись. Кто и в чем прав – разбиралась Маргарита Курганова.

pЛохматый, улыбчивый пес в красном берете, с лихо переброшенным через плечо шарфом и репортерским фотоаппаратом на шее… Узнали кто это? Конечно же, Мурзилка! И ему в этом году 95! Ой, то есть, нет, 95 лет в этом году исполняется журналу "Мурзилка", а сам его талисман – веселое пушистое существо, несущее детям радость, – всегда ровесник своих читателей. Как это получается? Об этом – в интервью главного редактора журнала Татьяны Андросенко.

30 сентября 2011 года в 11:22

Проблемы «отцов и детей» в прямом эфире

Оксана Родионова
29 сентября – последний день конкурсных испытаний первого тура. Кому-то осталось поговорить с детьми, кому-то – побеседовать с родителями. Конкурсанты уже спокойнее себя чувствуют – коллеги поделились впечатлениями. Ребята стали почти профессиональными участниками открытых занятий – они уже уверенно дискутируют, высказывают свое мнение, делают выводы. Их родители тоже стараются помочь учителям, отвечают подробно на все вопросы финалистов. И все это – под прицелами камер, тут же выдающих в интернет все происходящее.

По наблюдениям межпредметных жюри, некоторые из конкурсантов, которые дали урок послабее или не слишком удачно выступили на «Методическом объединении», в полной мере проявили себя во время разговоров с детьми и бесед с родителями. Оказывается, воспитательная работа – их конек! И наоборот. Иногда участники, показавшие великолепное учебное занятие, оказываются менее блестящими воспитателями и собеседниками. Встречается и сочетание всех составляющих хорошего учителя. Наверное, именно эти педагоги войдут в состав пятнадцати участников второго тура, который будет объявлен 30 сентября.

Одна из самых популярных тем для бесед с родителями – «Всегда ли мы понимаем наших детей?».

Татьяне Агуриной, учителю начальных классов из Брянской области, поговорить на эту тему предложили родители пятиклассников. А Татьяна Владимировна начала с того, что… погрузила мам в их детство, задав шуточный вопрос: «Висит груша, нельзя скушать». Потом родители рассказывали о своих отпрысках – называли имя и качество характера, сначала положительное, а затем негативное, которое хотелось бы исправить. Выяснилось, что их дети бывают и непослушные, и медлительные, и ленивые. И все это огорчает мам. «А что если в негативном попытаться увидеть позитивное?» - призвала Татьяна Агурина. С одной стороны, непослушный ребенок, а с другой - самостоятельный, инициативный. С одной стороны, стеснительный, с другой - скромный, воспитанный. С одной стороны, ленивый, с другой – спокойный, умеющий выжидать. Кстати, напомнила конкурсантка, по мнению психологов, 80% проблем уходят сами собой, вне зависимости, решаем мы их или нет. Получается, что ленивым быть даже выгодно? В конце встречи каждая мама рассказала о своем ребенке, использую такую модель: «Мой сын рассудительный, а я думала - медлительный». И почувствовала себя счастливым родителем!

Еще один пятый класс, и опять проблема понимания. Разговор ведет физик из Республики Татарстан Нияз Гафиятуллин. Он попытался сосредоточиться на одном конкретном аспекте проблемы «отцов и детей» - переход ребенка в среднюю школу из младшей. Он как раз происходит в 5 классе. Трудностей детей ждет немало: увеличилось количество учителей, предметов, ответственность уже другая. Нужно немало сил и мудрости, чтобы понять в этой ситуации ребенка и помочь ему. У мам, которые пришли на беседу, пока особых волнений нет, ведь учебный год только начался. Чтобы они и не возникли, Нияз Мансурович предложил родителям проанализировать, что может произойти с ребенком, какие иметь последствия, и как разрешить ситуацию. Например, если ребенок получил «двойку» у нового учителя, у него занижается самооценка. Ему расхочется учиться и даже ходить в школу. Надо помочь – похвалить. Иногда требуется разобраться в ситуации, может быть, двойка получена за невыполненное домашнее задание, нужно скорректировать детское поведение. Главное, напомнил учитель, строить общение на доверии, оценивать не самого ребенка, а его поступки.

Родители одиннадцатиклассников тоже решили поговорить о том, всегда ли они понимают своих детей. Айшат Картоева, учитель литературы из Республики Ингушетия, показала мамам изображение кувшина. В нем лежат негативные эмоции ребят – злоба, агрессия, они разрушают психику ребенка. Но ведь эти эмоции – только верхний слой в кувшине, он выплескивается на окружающих. А чтобы понять, почему это происходит, надо искать причины, они на дне кувшина - боль, обида, страх. Возникают чаще всего по родительской вине, от отсутствия взаимопонимания. «Мы должны привить нашим детям уверенность, что они хорошие, добрые», - уверенна Айшат Алиевна. Айшат Картоева посоветовала мамам замечательную книгу психолога Юлии Гиппенрейтер, посвященную воспитанию детей. А затем начался разговор по душам с рассказами о родительских проблемах и советами педагога. И казалось, это не конкурс с жюри и камерами видеосъемки, а искренняя беседа в рамках родительского собрания.

Последним мероприятием в лицее №4 стало прощание с гостеприимными хозяевами. Каждая из восьми групп конкурсантов выступила практически с экспромтом, ведь готовить концертные номера было некогда. Стихи, песни, шутки – благодарное приношение педагогическому коллективу лицея и его директору Вере Витальевне Сошневой.

Заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова подарила директору лицея №4 фирменную футболку газеты, 22 года назад придумавшей педагогический конкурс. И еще один, особый, личный подарок – пятикласснику лицея Алексея Гусева, который создал проект «Мое космическое путешествие». 50 лет назад, когда Ирина Георгиевна была ровесницей Алексея, судьба подарила ей встречу с Юрией Гагариным. Осталась фотография. Это уникальное фото и стало эксклюзивным подарком мальчику.

 
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.