Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Надеетесь ли Вы на повышение зарплаты в этом учебном году?

Результаты

Текущий номер

В битве за детские души

Направлять и сопровождать, не мешая

номер 20, от 19 мая 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№21 от 26 мая 2020 года

pМиллион не поможет. Президентская программа "Земский учитель" требует серьезных и неотложных содержательных корректировок, убежден доктор педагогических наук, академик РАО Анатолий Цирульников. Он напоминает, что за 15-20 лет на селе было ликвидировано около 20 тысяч (!) малокомплектных школ, что стало одной из главных причин исчезновения с карты страны 20 тысяч деревень.

pДомашние задания сегодня чаще раздражают или угнетают школьников, считает учитель географии Иван Колечкин. Нередко детям на дом дается то, что учитель не успел дать на уроке. Бывает, задания сваливаются на родителей – например, это касается "детских проектов". Наконец, часто ученики просто перегружены. По мнению педагога, нужно искать подходы к тому, чтобы уроки на дом были эффективными и мотивирующими.

pКак заинтересовать детей физикой? Далеко не секрет, что не все школьники изучают ее с удовольствием, многим она кажется скучной и занудной дисциплиной. Может, стоит преподносить предмет по-другому? Своим видением на этот счет делится Алексей Иванченко – инженер-конструктор, физик-экспериментатор, изобретатель, член Ассоциации каскадеров России и ведущий телешоу "Просто физика" на канале "Наука".

p Народный артист России, автор музыки ко многим легендарным фильмам, среди которых "Карнавал", "Мэри Поппинс, до свидания!" и "Три мушкетера", Максим Дунаевский – ровесник Великой Победы. В этом году ему исполнилось 75, но многие могут позавидовать его красоте, энергии и востребованности. В эксклюзивном интервью "Учительской газете" композитор рассуждает о музыкальном уровне в стране и рассказывает о своих преподавателях.

30 сентября 2011 года в 11:22

Проблемы «отцов и детей» в прямом эфире

Оксана Родионова
29 сентября – последний день конкурсных испытаний первого тура. Кому-то осталось поговорить с детьми, кому-то – побеседовать с родителями. Конкурсанты уже спокойнее себя чувствуют – коллеги поделились впечатлениями. Ребята стали почти профессиональными участниками открытых занятий – они уже уверенно дискутируют, высказывают свое мнение, делают выводы. Их родители тоже стараются помочь учителям, отвечают подробно на все вопросы финалистов. И все это – под прицелами камер, тут же выдающих в интернет все происходящее.

По наблюдениям межпредметных жюри, некоторые из конкурсантов, которые дали урок послабее или не слишком удачно выступили на «Методическом объединении», в полной мере проявили себя во время разговоров с детьми и бесед с родителями. Оказывается, воспитательная работа – их конек! И наоборот. Иногда участники, показавшие великолепное учебное занятие, оказываются менее блестящими воспитателями и собеседниками. Встречается и сочетание всех составляющих хорошего учителя. Наверное, именно эти педагоги войдут в состав пятнадцати участников второго тура, который будет объявлен 30 сентября.

Одна из самых популярных тем для бесед с родителями – «Всегда ли мы понимаем наших детей?».

Татьяне Агуриной, учителю начальных классов из Брянской области, поговорить на эту тему предложили родители пятиклассников. А Татьяна Владимировна начала с того, что… погрузила мам в их детство, задав шуточный вопрос: «Висит груша, нельзя скушать». Потом родители рассказывали о своих отпрысках – называли имя и качество характера, сначала положительное, а затем негативное, которое хотелось бы исправить. Выяснилось, что их дети бывают и непослушные, и медлительные, и ленивые. И все это огорчает мам. «А что если в негативном попытаться увидеть позитивное?» - призвала Татьяна Агурина. С одной стороны, непослушный ребенок, а с другой - самостоятельный, инициативный. С одной стороны, стеснительный, с другой - скромный, воспитанный. С одной стороны, ленивый, с другой – спокойный, умеющий выжидать. Кстати, напомнила конкурсантка, по мнению психологов, 80% проблем уходят сами собой, вне зависимости, решаем мы их или нет. Получается, что ленивым быть даже выгодно? В конце встречи каждая мама рассказала о своем ребенке, использую такую модель: «Мой сын рассудительный, а я думала - медлительный». И почувствовала себя счастливым родителем!

Еще один пятый класс, и опять проблема понимания. Разговор ведет физик из Республики Татарстан Нияз Гафиятуллин. Он попытался сосредоточиться на одном конкретном аспекте проблемы «отцов и детей» - переход ребенка в среднюю школу из младшей. Он как раз происходит в 5 классе. Трудностей детей ждет немало: увеличилось количество учителей, предметов, ответственность уже другая. Нужно немало сил и мудрости, чтобы понять в этой ситуации ребенка и помочь ему. У мам, которые пришли на беседу, пока особых волнений нет, ведь учебный год только начался. Чтобы они и не возникли, Нияз Мансурович предложил родителям проанализировать, что может произойти с ребенком, какие иметь последствия, и как разрешить ситуацию. Например, если ребенок получил «двойку» у нового учителя, у него занижается самооценка. Ему расхочется учиться и даже ходить в школу. Надо помочь – похвалить. Иногда требуется разобраться в ситуации, может быть, двойка получена за невыполненное домашнее задание, нужно скорректировать детское поведение. Главное, напомнил учитель, строить общение на доверии, оценивать не самого ребенка, а его поступки.

Родители одиннадцатиклассников тоже решили поговорить о том, всегда ли они понимают своих детей. Айшат Картоева, учитель литературы из Республики Ингушетия, показала мамам изображение кувшина. В нем лежат негативные эмоции ребят – злоба, агрессия, они разрушают психику ребенка. Но ведь эти эмоции – только верхний слой в кувшине, он выплескивается на окружающих. А чтобы понять, почему это происходит, надо искать причины, они на дне кувшина - боль, обида, страх. Возникают чаще всего по родительской вине, от отсутствия взаимопонимания. «Мы должны привить нашим детям уверенность, что они хорошие, добрые», - уверенна Айшат Алиевна. Айшат Картоева посоветовала мамам замечательную книгу психолога Юлии Гиппенрейтер, посвященную воспитанию детей. А затем начался разговор по душам с рассказами о родительских проблемах и советами педагога. И казалось, это не конкурс с жюри и камерами видеосъемки, а искренняя беседа в рамках родительского собрания.

Последним мероприятием в лицее №4 стало прощание с гостеприимными хозяевами. Каждая из восьми групп конкурсантов выступила практически с экспромтом, ведь готовить концертные номера было некогда. Стихи, песни, шутки – благодарное приношение педагогическому коллективу лицея и его директору Вере Витальевне Сошневой.

Заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова подарила директору лицея №4 фирменную футболку газеты, 22 года назад придумавшей педагогический конкурс. И еще один, особый, личный подарок – пятикласснику лицея Алексея Гусева, который создал проект «Мое космическое путешествие». 50 лет назад, когда Ирина Георгиевна была ровесницей Алексея, судьба подарила ей встречу с Юрией Гагариным. Осталась фотография. Это уникальное фото и стало эксклюзивным подарком мальчику.

 
быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.