Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Часто ли вы говорите своим ученикам неправду?

Результаты

Текущий номер

Каждый находит то, что ищет

Татьяна Мызник работает в отдаленном селе, но это не мешает ей быть на одной волне с коллегами

номер 29, от 16 июля 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№29 от 16 июля 2019 года

pНастороженное отношение педагогической общественности к доработке ФГОСов связано с тем, что предпринимаются попытки внести содержание общего образования в каркас законодательной формулировки, не предусматривающей его. Доктор педагогических наук Михаил Богуславский призывает признать, что это невозможно. Почему? Ответы - в его авторской колонке.

pКлючевая задача подростка - понять себя, и, если школа не помогает ему решать эту задачу, он пойдет за уверенностью и защищенностью, куда угодно: во двор, в подростковое сообщество, даже в банду... О том, что можно этому противопоставить, - в интервью доктора психологических наук Андрея Подольского.

p"Мне захотелось стать писателем в восемь лет, никогда этого не скрывал. И были такие поощрительные похлопывания по плечу: "А этот у нас хочет стать писателем". Если оттуда считать, то получается, что тридцать с лишним лет заняло это путешествие... Сейчас творчество и есть моя работа. И это, повторюсь, счастье", - рассказывает Алексей Сальников. Читайте интервью автора романа "Петровы в гриппе и вокруг него", лауреата премий "НОС" и "Национальный бестселлер" в рубрике "Гость "УГ".

16 января в 14:17

Январские дни в Ростове-на-Дону

Игорь Изюмов
«Мне думается, я хорошо начал 2019-й год. Я сделал свой шаг на пути к идеальной школе. И вместе с учениками «Зимки» попробовал ее на зубок…»


И сколько существуют школы <…> они всегда одного из двух видов: 
или школа старается быть, как все другие, соответствовать норме,
 или она стремится к идеалу.

Симон Львович Соловейчик,
"Идеальная школа"

Щелкнул ключ в замке. Натянув на голову лыжную шапочку и застегнув молнию на теплой куртке, я забросил на плечо ремень дорожной сумки и, осторожно ступая по скользкому крыльцу, спустился в заснеженный двор. Помахал рукой выбежавшей навстречу дворняжке, радостно завилявшей хвостом. Скользнул взглядом по ореху-великану, отметив на его верхних ветках стайку нахохлившихся горлиц. Глубоко вздохнул и зашагал к калитке, за которой уже нетерпеливо пыхтело поджидавшее меня такси. "Не сидится дома?" - дружелюбно улыбнувшись спросил водитель. Я улыбнулся в ответ: "Слишком долго сидел на одном месте. Почти полвека…" Водитель понимающе кивнул, и машина тронулась с места. Я уезжал в Ростов-на-Дону. Уезжал для того, чтобы в период с 4-го по 9-е января 2019 г. принять участие в работе ставшей уже легендарной Межрегиональной Зимней школы «Учитель года» Владимира Нодаровича Головнера. Четырнадцатой по счету…

Приглашение в "Зимку" я получил 18 декабря 2018 года. В то время в Лицее Южного федерального университета проходила Педагогическая гостиная. Среди приглашенных участников – представителей Ассоциации творческих педагогов Дона – значилась и моя фамилия. Завершив выступления, все шумно пили чай и, перебивая друг друга, весело рассказывали друг другу друг о друге. В этом-то потоке забавных историй и прозвучали адресованные мне слова регионального координатора "Зимней школы" Светланы Викторовны Малькевич: "Приезжай в "Зимку" на уроки. И себя покажи…" На секунду я замолчал. Потом ответил: "Приеду. Непременно приеду…" И приехал. А приехав, сразу же попал в какую-то атмосферу всеобщей радости. Радости от умеренно-эклектичной обстановки «студенческого лагеря», живо напомнившей мне годы учебы на физическом факультете Ростовского государственного университета, незабываемую жизнь в "общаге" и обеды в столовой, называемой острословами «кормоцех». Радости от встречи старых знакомых. Радости от отсутствия необходимости выкладывать на стол какие-либо рекомендательные письма и вступать в поединок с величием предшественников. Новичок здесь сразу же становился "своим". И автоматически получал полное право на свободное посещение уроков коллег. Оставалось только выбрать. И, будучи новичком, я выбирал. Выбрал творческую мастерскую Татьяны Ивановны Замятиной, учителя русского языка и литературы Нижегородской области, и бок о бок с ее учениками прошел путь "От сказки к блокбастеру". Принял участие в познавательной беседе с Андреем Ивановичем Семке, учителем физики из Краснодарского края, обсудив вместе со школьниками проблему под названием "Есть ли жизнь…" На занятии Максима Сергеевича Высоцкого, преподавателя из Санкт-Петербурга, изучил основы издательского дела, рассмотрев "Елочки и лапки на шахматной доске". Владимир Нодарович Головнер, учитель химии из Москвы и руководитель "Зимней школы", в доверительном разговоре "Как химик химику" сообщил мне ключевые особенности строения вещества и тонкости процедуры прямых и косвенных измерений. Юлия Викторовна Терещенко, учитель русского языка и литературы Свердловской области, выбрав темой своего урока "”Речные” метафоры на Дону" не только сумела разъяснить происхождение словообразующих корней "дон", "дун" и "дн", но и красочно продемонстрировала необходимость своеобразных "речных"  performances в литературно-художественных произведениях. А учитель истории Саратовской области Усова Татьяна Владимировна совершила путешествие по Ростову-на-Дону, проведя своих учеников тропами подпольщиков-"юговцев" времен Великой Отечественной войны и подтвердив тем самым, как мне показалось, одно из высказываний писателя Андрея Рубанова: "Патриотизм начинается с букваря"… 

На общих аудиторных занятиях победитель конкурса "Учитель года России" - 2016 Андрей Хугасович Барашев увлекательно рассуждал "о котиках" с точки зрения лингвистики, этимологии и биологии, а ростовский учитель МХК и изобразительного искусства Елена Викторовна Калинкина, просто и доступно разъяснив за несколько быстротечных минут основы художественной композиции, побудила добровольцев к созданию настоящих произведений искусства, полных неповторимого очарования и своеобразной красоты…

Я не присутствовал на всех учебных занятиях "Зимней школы". Просто не смог. И, по вполне понятным причинам, не могу написать о них. Пусть это сделают очевидцы. Мне же хочется сказать вот о чем.

Когда-то, в конце ХХ столетия, Симон Львович Соловейчик написал: "Если спросить детей: какой вы видите идеальную школу? – они, скорее всего, начнут писать про бассейны, просторные классы и широкие коридоры.  

Но идеальная школа не про то.

В ней, прежде всего, идеальные отношения <…>

Идеальная школа кроется в нас самих, надо только суметь раскрыться, надо только отучиться от страха, почувствовать в себе смелость, волю к идеальной школе <…>

Сколько людей, столько и идеалов. Точно так же и со школой. Нет единой идеальной школы на всех, иначе она давно была бы изобретена и описана, но каждый, кому дано, кто приставлен к этому замечательнейшему из всех дел на земле – к учению детей, может найти свою школу, а еще лучше – сделать ее".

И там же: "Почему бы и нашим российским детям, хоть некоторым из них, не попробовать на зубок, что такое идеальная школа?"

Мне думается, я хорошо начал 2019-й год. Я сделал свой шаг на пути к идеальной школе. И вместе с учениками "Зимки" попробовал ее на зубок…


Об авторе:

Игорь Анатольевич Изюмов – участник республиканского финала конкурса "Учитель года России-1997", член жюри очного тура конкурса "Учитель года России"-2018.


Фото группы 14-й Межрегиональной Зимней школы "Учитель года" Вконтакте

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.