Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Вы уйдете из школы или даже из профессии, если:

Результаты

Текущий номер

Марина РАКОВА, заместитель министра просвещения Российской Федерации:

С учителями нужно разговаривать

номер 20, от 14 мая 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№21 от 21 мая 2019 года

p"Скорее всего, этот год будет для меня решающим, я буду думать, оставаться на этой работе или менять что-то в жизни. Потому что заниматься параллельно еще какой-то деятельностью, которая приносила бы доход, очень проблематично. Я такой сейчас не вижу", - говорит один молодой учитель из Воронежа. Но в своих ощущениях с ним солидарны и многие его коллеги-сверстники. Кто-то чуть более оптимистичен, кто-то – чуть менее, но ясно одно: в школе работать очень непросто, и не только потому что ты молодой специалист… Как живет современная педагогическая молодежь? Мнения собирала Татьяна Масликова.

pМногие родители очень щедры, когда речь идет о поощрении хорошего поведения или хороших оценок, но некоторые из них не менее щедры, когда дело доходит до... наказаний за провинности. Психологи говорили не раз: наказание – далеко не самый эффективный метод воздействия на ребенка. Да и кто может предугадать, насколько глубокими могут оказаться последствия наказания? Но некоторые родители уверены: бывают ситуации, когда без наказания не обойтись. Кто и в чем прав – разбиралась Маргарита Курганова.

pЛохматый, улыбчивый пес в красном берете, с лихо переброшенным через плечо шарфом и репортерским фотоаппаратом на шее… Узнали кто это? Конечно же, Мурзилка! И ему в этом году 95! Ой, то есть, нет, 95 лет в этом году исполняется журналу "Мурзилка", а сам его талисман – веселое пушистое существо, несущее детям радость, – всегда ровесник своих читателей. Как это получается? Об этом – в интервью главного редактора журнала Татьяны Андросенко.

29 сентября 2011 года в 00:24

Ох уж эти взрослые, или 20 минут на разговор с учеником

Оксана Родионова
28 сентября участники конкурса «Учитель года России-2011» демонстрировали жюри, какие они классные руководители и насколько хорошо умеют находить общий язык с мамами и папами своих учеников. За два дня учителям надо провести 75 разговоров с учащимися и 75 бесед с родителями. Список тем для этих испытаний был известен заранее. Перед самой встречей с конкурсантом ребята или родители выбирают наиболее близкую им тему и называют ее. С места в карьер – разговор начался. Это самая импровизационная часть конкурса. Особенно когда речь идет о разговоре с учениками. Ведь ребята могут повернуть его в совершенно неожиданном направлении.
Одна из популярных тем – «Успешный человек. Какой он?». С небольшим интервалом ее обсуждают семи- и десятиклассники.

С десятиклассниками встречается математик из Карелии Алексей Доронин. Он сразу обращается к личному опыту ребят: «Что вы считаете успешностью для себя?» Для начала первым отвечает на свой собственный вопрос. Для Алексея Владимировича успехом было рождение сына. Следующие вопросы учителя: «Какими личностными качествами должен обладать успешный человек?», «Какими путями добиваться успеха?». И образ успешного человека постепенно проявляется – умный, трудолюбивый, заинтересованный в достижении важной цели, с улыбкой идет по правильному пути. Возникает конкретное имя - Роман Абрамович. Однако ребята уточняют: успешный человек не обязательно богат. Резюме: «Успех – это когда тебя любят за то, что ты делаешь». Старшеклассники рассказывают о своих грандиозных планах на будущее, и не забывают спросить Алексея Доронина, считает ли себя успешным. Ответ: «Для меня моя профессия очень важна и очень успешна».

Ту же самую тему обсуждают семиклассники с математиком из Красноярского края Ириной Туенок. Ирина Анатольевна предлагает им продолжить фразу «Успешный человек – это тот, кто…» и записать свои варианты на стикерах. А на доске прикреплены списки человеческих качеств. Рядом с качествами, наиболее важными для успешного человека, ребята приклеивают стикеры. Получилось, что самое важное качество – настойчивость. В списке лидеров - наличие собственных убеждений, организованность, чувство товарищества. А кого семиклассники считают успешным? «Того, кто ничего не делает наполовину». «Кто счастлив в семейной жизни». «Интересный другим людям человек». И самый распространенный ответ: «Того, кто многого добился в жизни».

Еще одна актуальная для ребят, особенно подростков тема: «Всегда ли правы взрослые?». Седьмой класс выбирает ее для разговора с учителем географии Натальей Зиновьевой из Новосибирской области. Сначала ребята рассказывают, кто такие, по их мнению, взрослые и какие они бывают – родственники и официальные лица. Дальше объясняют, что именно родственники-взрослые (родители), запрещают (телевизор, компьютер) и почему это делают (хотят добра). «Почему тогда взрослые не правы?», - удивляется Наталья Викторовна. «Слишком сильно они о нас заботятся: на улице не холодно, а они заставляют тепло одеваться!» – отвечает ребенок. Тогда Наталья Викторовна предлагает ребятам разыграть сценку и представить себя в роли взрослых, переживающих за свое чадо. В игре семиклассники ведут себя абсолютно как родители.

«Я заявляю, что взрослые всегда правы!» - с такой провокации начал разговор с девятиклассниками на ту же тему историк из Республики Башкортостан Евгений Ромадов. Ребята сразу отреагировали: «Нет!». Евгений Николаевич: «Тогда взрослые всегда не правы!». «Да!», - сказали ребята и улыбнулись: «Шутка. Все-таки нет». Начали разбираться серьезно. И оказалось, что у ребят немало претензий к взрослым, в первую очередь, конечно, к собственным родителям: они не всегда прислушиваются к детям, ругают, часто кричат на них, вместо того, чтобы спокойно объяснить… Проблема существует. Что делать? Чтобы выйти из конфликтной ситуации, надо искать компромисс, а значит меняться. Готовы ли ребята меняться? Не все. Кто-то считает, что нельзя уступать взрослым и требует свободы. Свободу получает тот, кто достоин родительского доверия. Как его заслужить? Сдерживать себя. Значит, все-таки меняться? Научиться уважать и себя и взрослых. А что надо для самоуважения? «Смелость», - уверен Евгений Ромадов. Учитель возвращает ребят к изначальной проблеме: «Что все-таки делать с родителями?» - «Разговаривать, найти общий язык». «Кто решает, когда и как говорить со взрослыми?» - «Мы сами» - «Да!». Вот такая цепочка выстроилась во время этого непростого разговора.

После треволнений общения с детьми и их родителями учителя получили возможность полностью отвлечься от конкурсных процедур. Лауреат конкурса «Учитель года Москвы-1997» Владимир Головнер рассказал о Межрегиональных экспедициях школьников России, которые уже десять лет проводят участники, лауреаты, победители конкурса «Учитель года России» и их коллеги. А учитель года России-1993 Олег Парамонов, блестящий филолог и замечательный поэт, подарил финалистам 2011 года свой творческий вечер. «Учитесь щедрости у осени», - вспомнили конкурсанты только что услышанные волшебные строки, переступая порог лицея и усаживаясь в автобусы. До завтрашнего дня надо отдохнуть и набраться сил.

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.