Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Осуществляет ли ваша образовательная организация закупки художественных материалов для уроков труда и рисования, кружков художественного творчества?

Результаты

Текущий номер

Гуманитарная математика

Красота, гармония и добро цифр

номер 34, от 20 августа 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№35 от 27 августа 2019 года

pУсловием участия в уникальной программе SAT (Seekers After Truth, "Искатели истины") на территории Корпоративного университета Сбербанка было создание эссе на тему "Почему я хочу стать участником программы?". Мы получили много интересных историй, поэтому было решено пригласить к участию в программе не 15, а 20 педагогов - авторов лучших эссе. И некоторые из них уже готовы поделиться своими впечатлениями о том, что было до и что стало после августовской недели "поиска истины"...

pУчитель инертен в отстаивании своих прав. Это, по мнению Анны Инютиной, только разжигает аппетит желающих легализовать в школе бесплатный труд. В ход идет множество средств, в том числе разговоры о моральном долге учителя, о подвижничестве и самоотверженной готовности посвятить всю свою жизнь ученикам... О том, кому выгодно эксплуатировать благородные чувства педагогов, – в статье учителя под рубрикой Острая тема".

p"В XXI веке мы можем получить любую информацию откуда угодно, но школа, будто не заметив, что произошли принципиальные изменения, продолжает работать как институт далекого прошлого. Поэтому она не только не способна быстро преобразиться, но еще и встречает в штыки любую мысль, которая хоть немножко отходит от столбовой дороги XIX-XX веков. Так она идет позади прогресса", – считает Михаил Казиник. Читайте эксклюзивное интервью искусствоведа и просветителя в рубрике "Гость "УГ".

7 октября 2017 года в 11:29

Круглый стол образовательных политиков: в школе важна не только вертикаль, но и горизонталь

Татьяна Морозова
Финальная пятерка Всероссийского конкурса «Учитель года России» не зря носит статус победителей главного педагогического соревнования страны. Они представляют российское педагогическое сообщество и от них ждут стратегического мышления. Поэтому неслучайно последнее конкурсное испытание для них носит название круглого стола образовательных политиков.

На нем обсуждают самые важные, трендовые, острые темы в образовании. В этом году поводом для обсуждения стала тема - «Единое образовательное пространство: как его сохранить». Так что на этот счет думают лучшие учителя страны?

Может быть, не единое, а цельное?

Если вы думаете, что для молодежи – ведь в 2017 году в пятерку вошли люди до 33 лет - этот вопрос слишком серьезен, то вы ошибаетесь. Для начала пятерка обсудила, пожалуй, основные смыслы, которые вкладывают в это понятие в образовательном сообществе. Все мыслят сходно, но акценты у каждого свои.

Для Ильи Демакова главное в едином образовательном пространстве, как оказалось, это обеспечение равных стартовых возможностей для детей.

- Это вопрос человеческого измерения образования, - сказал историк из из гимназии № 116 Санкт-Петербурга. - Пространство, где мы общаемся с детьми. В центре его находится ученик, оно строится вокруг него и для него.

Учитель биологии из московской школы №171 Иван Смирнов подошел к теме основательно и аналитически:

- Здесь очень важно прилагательное - «образовательное». Образование - это пространство смыслов. И важно, чтобы внутри него у нас были общие смыслы, некоторый общий культурный код. И общий элемент содержания, и общий набор фактов и терминов, которые едины на всем протяжении страны. Потому что наша страна очень разнообразна — и в природном смысле (мне как биологу это тема близка), и в культурном, и общая образовательная система может стать интегратором. Единое образовательное пространство уже отчасти существует через федеральный перечень рекомендованных учебников, и в дальнейшем вместе с независимой объективной оценкой (качества образования) это может способствовать не только сохранению, но и развитию единого образовательного пространства.

Учитель математики, алгебры и начала анализа, геометрии, информатики и ИКТ из Самары Владимир Пономаренко обратил внимание на то, что образование и воспитание не могут существовать отдельно, и что в едином образовательном пространстве должен быть общий воспитательный элемент.

— На мой взгляд, школе необходимо учитывать и запросы региона, и запросы государства, - заявил педагог 132-й самарской школы с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Г. П.Губанова и не преминул похвастаться. - На мой взгляд, в нашей школе это получается. Она была в числе первых участников рядах Российского движения школьников, сейчас является его площадкой. Также у нас еще действует программа «Юнармия» Министерства обороны, которая также эффективна в процессе воспитания. И, конечно, учитываем запросы государства в части профессиональной подготовки: мы в Самарской области растим будущих инженеров. И я как учитель пытаюсь заложить в них него гражданскую ответственность.

Учитель русского языка и литературы лицея № 16 при Ульяновском государственном техническом университете города Димитровграда Ульяновской области Анастасия Мингачева проявила смелость и остановилась на негативном значении понятия «единое», которое в свое время вызвало немало споров в педагогической среде:

- Слова «единый» подразумевает давление сверху, когда есть единогласие, кто-то, кто задает определенные каноны, условия, и когда мы направляем линию сверху вниз вертикально. Мне как филологу было бы ближе говорить «цельное образовательное пространство» и выстраивать парадигму горизонтальную, когда все участники образовательного процесса связаны между собой. Тогда можно говорить о воспитании культурных, смысловых ценностей и рассматривать общую культурную составляющую.

Математик из лицея-интерната № 2 Казани Алмаз Хамидуллин подвел как бы некий итог:

- Целью образования является подготовка будущего поколения. И поскольку мы живем в многонациональной стране, нам важно передать будущему поколению некие общие ценности, чтобы они, опираясь на них, смогли выстроить гармоничные отношения.

Наследие имперской и советской школ

Но вот вопрос на засыпку: существует ли единое образовательное пространство в России? Модератор круглого стола, главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец направляет разговор так, что благостными общими фразами не отделаешься.

Алмаз Хамидуллин сразу же отреагировал:

- Мы не начинаем с чистого листа, до нас была проделана огромная работа.

Иван Смирнов справедливо заметил:

- Единое образовательное пространство — это наше наследие, которое шло от советской, а ранее российской имперской школы. Естественно,

прослеживаются какие-то общие моменты и преемственность сохраняется, но в условиях современного мира срабатывает специфика отдельных регионов. Важно налаживать обмен педпрактиками и тем опытом, как школа отвечает на вызовы современности между различными регионами.

Илья Демаков признался, что единое образовательное пространство в процессе становления:

- Мы его формируем по многим направлениям — это касается и учебно-методических комплексов, и информационной среды. Но если говорить о формировании чего-либо, то это в первую очередь касается учителя — должны быть единые правила игры, единые стандарты педагогов, общепонятная система педагогических квалификаций, компетенций. В центре здесь должна стоять, как говорил Ушинский, голова учителя, минуя которую, ничего в школе сделать нельзя.

Так из чего состоит единое образовательное пространство?

Математик из Казани сразу выдал три составляющих, которые входят в это понятие, — содержание образования, учебники и учитель. Биолог добавил независимую объективную оценку качества образования.

- И мне кажется, нужно конкретизировать, что мы подразумеваем под содержанием, - продолжил Иван Алексеевич и даже сделал дельное предложение. - Возможно, стоит создать национальную библиотеку элементов содержания, которая должна быть доступна учителям в самых разных регионах. Для этого есть смысл развивать общую цифровую платформу, которая будет объединять смыслы и давать учителю работать с ней в удобной форме.

Владимир Пономаренко в свою очередь предложил добавить к этому списку доступность образования. Чтобы у ребенка, приехавшего из сельской местности в город, не возникли проблемы с адаптацией к школьному компоненту, который есть в городской школе.

Анастасия Мингачева считает, что необходимо также договориться о четких предметных результатах, которыми должен обладать не только выпускник 9-11 классов, но и каждый учащийся, начиная с начальной школы. Что особенно важно, если дети учатся по разным линейкам учебников.

Модератор разговора не преминул уточнить у пятерки, в чем разница между единым и единственным учебником.

Историк Илья Демаков со знанием дела заметил:

- Учителя истории находятся в благополучной ситуации в этой области — у нас есть историко-культурный стандарт, и мы уже пережили эту дискуссию о едином курсе и едином стандарте для учебников. Сегодня у нас есть единый стандарт, но 3 линейки учебников. Это немного, но это есть определенная вариативность, позволяющая учителю работать с разным контингентом учеников.

Иван Смирнов считает, что в случае с учебниками надо учитывать уровень изучения предмета:

- На базовом уровне необходима преемственность между регионами, и даже в одном городе — если ребенок переходит из одной школы в другую, важно, чтобы была связь между программами. Если же мы переходим на профильный уровень, нужна вариативность, потому что это другой уровень изучения предмета.

- А я бы ответила, что совершенно неважно, сколько линий учебников нам предложено, учебник должен быть грамотным, интересным, он должен основываться на культурных ценностях, - думает филолог из Ульяновской области. - Все зависит от личности учителя и от его способности воспитать детей. Лично я считаю, что у учителя должен быть выбор, должна быть вариативность, но не слишком большая. Думаю, 2-3 линий учебников по предмету вполне достаточно.

Алмаз Хамидуллин заметил:

- Единственный учебник исключает гибкость, а она нужна. Под единым учебником могут пониматься несколько линий учебников, если набор тех основных знаний, которые в них даются, приблизительно одинаков. И самое главное, когда ученик переходит из одной школы в другую, он не должен испытывать трудности с содержанием предмета.

Зарплата педагога: у кого больше?

А вот на следующий вопрос, заданный Петром Положевцом, так просто не ответишь: считаете ли вы, чтобы в рамках единого образовательного пространства должна быть единая зарплата учителей по всей стране?

Иван Смирнов ответил дипломатично:

- У нас очень разные регионы и условия в них, поэтому так называемые майские указы президента Путина правильно привязывают зарплату учителя к средней зарплате по региону. Мне кажется, что это достаточно справедливо.

Математик из Татарстана привел даже конкретный пример.

- На конкурсе я познакомился с коллегами из Ямала, которые рассказали, что у них полгода ночь. Поэтому сравнивать их условия работы и свои я бы не стал. Я считаю их настоящими героями, и зарплата у них, мне кажется, несмотря на то, что мы прикладываем одинаковые усилия на работе, у них должна быть больше. Но говоря о зарплате в целом, хотя мы идем в эту профессию не за деньгами, мне кажется, она должна быть гораздо большей, - под улыбки и одобрение слушателей закончил Хамидуллин.

Но самые большие аплодисменты заслужила Анастасия Мингачева:

- В ближайшем будущем муниципальные школы перейдут в ведение субъектов РФ, поэтому, наверное, правильно было бы, если бы зарплата во всех регионах была примерно одинаковой.

А историк из Питера резюмировал:

- Наша зарплата должна быть достойной, особенно в глазах родителей наших учеников.

Не обошли вниманием на круглом столе и национальную систему учительского роста. Что о ней думают победители конкурса «Учитель года» и как она будет способствовать укреплению единого образовательного пространства?

Илья Демаков честно ответил, что, на его взгляд, сейчас сложилась немного обидная для учителя ситуация, когда он имеет только одну возможность расти — по административной лестнице.

- Но ведь это другой функционал, - заметил историк. - Мне кажется, мы вымываем таким образом из реальной работы с детьми действительно хороших педагогов. А национальная система учительского роста эту обеспокоенность должна компенсировать.

Анастасия Мингачева продолжила мысль коллеги:

- Горизонтальная система роста дает педагогу возможность стать наставником для своих коллег и повышать свой уровень образования в целом.

А как наши молодые педагоги оценивают изменения в федеральных стандартах? Иван Смирнов выразился наиболее полно:

- Это шаг вперед к системе элементов содержания, до этого во ФГОС были зафиксированы лишь некоторые элементы. Изменения вносят ясность — например, о том, что должен знать ученик 9 класса.

Модератор обратил внимание пятерки на следующий спорный момент. Образование — социальная площадка, помогающая сохранять и развивать национальные особенности, язык, культуру всех народов, населяющих страну. Но не заключаются ли в этом и вызовы единому образовательному пространству?

Мнения разделились, но биолог предложил выход из ситуации:

- Нельзя ли учесть региональные особенности в единых учебниках? В электронных учебниках это сделать удобнее — когда одни и те же темы раскрываются на разных примерах из конкретных регионов. Это внесет национальный компонент.

Есть и другая опасность: мы сейчас наблюдаем все ускоряющуюся глобализацию образования. Не приведет ли единое образовательное пространство к замыканию на самих себе?

Алмаз Хамидуллин напомнил разницу между закрытыми и открытыми системами:

- Закрытые системы не устойчивы к вирусам, но если мы сделаем нашу систему открытой, то сделаем ее устойчивой, что позволит принимать чужой опыт и делиться своими наработками.

Анастасия Мингачева выразила общую надежду:

- Думаю, образование будет меняться вслед за требованиями и веяниями времени. У нас перед глазами есть опыт Финляндии. Главное, чтобы это было комфортно и для детей, и для родителей, и для учителей.

Подводя итог круглого стола, министр образования и науки России Ольга Васильева, которая делала в ходе встречи пометки о самых интересных предложениях участников круглого стола, не скрыла своего оптимизма:

- С точки зрения министерства образования, ответы на круглом столе свидетельствуют о том, что все, о чем мы в течение года говорили и делали, услышано. Это касается горизонтальной линии национальной системы учительского роста, и 2-3 линеек учебников, и ценностных ориентиров, и воспитания, которое, быть может, та основная вещь, на которой все в образовании зиждется. Спасибо за ваше понимание! И вы поддерживаете нас в том, что каждый человек рождается одаренной личностью. Задача всех ступеней образования этот талант увидеть и помочь ему развиться. Мы находимся с вами на одной волне.

Образование можно сравнить с фигурным катанием: на этом примере многое становится понятным. В катании есть прекрасная система - обязательная программа, произвольная и показательная. В последние полтора-два десятилетия мы в образовании перепрыгивали многие этапы: от обязательной к показательной, минуя произвольную, или сразу показательную выстраивали. Сейчас нужно все восстановить, потому что нельзя выйти на показательные соревнования, не пройдя обязательный этап. И на произвольной программе нельзя показать хорошие результаты, не сдав обязательной программы. Я рада, что год за годом состав педагогов меняется, и в наши классы приходят такие гражданственно зрелые учителя.

Фото Вадима Мелешко

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.