Регистрация Авторизация:
В процессе...
Забыли пароль?

Опрос

Какие характеристики являются определяющим для вашей образовательной организации при закупке материалов для детского творчества?

Результаты

Текущий номер

Тридцать лет спустя

Как рождалась и воплощалась идея конкурса «Учитель года»

номер 38, от 17 сентября 2019

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

№38 от 17 сентября 2019 года

pЕще неделя, и в Грозном начнется финал Всероссийского конкурса "Учитель года России" - 2019. Масштаб мероприятий ожидается грандиозный, ведь конкурс отмечает в этом году свое тридцатилетие. О том, как рождалась и воплощалась в жизнь идея главного педагогического состязания страны, - в статье первого заместителя главного редактора "Учительской газеты" Ирины Димовой.

pКонкурс - это площадка качественного профессионального общения, новый творческий старт, шанс вновь поверить в свои силы, возможность найти друзей на всю жизнь... У "Учителя года России" множество смыслов. Именно о них размышляют учителя года разных лет в специальной рубрике "Конкурс в моей судьбе".

17 июня 2015 года в 22:56

Первый день семинара: общение с учредителями

Оксана Родионова
Сегодня в Москве стартовал консультативный установочный семинар для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России-2015». Он продлится до субботы, 20 июня.
Организатор установочного семинара, как и самого конкурса в этом году, - «Учительская газета». Семинар проходит на базе Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

Первая половина сегодняшнего дня была посвящена общению с учредителями «Учителя года России».

С приветственным словом к участникам финала обратился главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец. Он начал с того, что пошутил: «Мы вам приготовили хорошую погоду, чтобы было тепло и комфортно». Петр Григорьевич сказал, что надеется: дни семинара пройдут с пользой. Оргкомитет конкурса вместе с партнером, АПК и ППРО, постарались, чтобы вернувшись домой, финалисты четко представляли, что их ожидает на конкурсе. Петр Положевец кратко представил программу конкурса, большая часть которого пройдет в Республике Татарстан, ну, а испытание для пятерки победителей, «Круглый стол образовательных политиков», будет организован в Москве, в Министерстве образования и науки РФ. Закрытие же «Учителя года России-2015» планируется в Государственном Кремлевском дворце. Это уже своего рода традиция…

Рассказал Петр Положевец и о нашей газете, которая существует уже 90 лет, а первый ее номер, вышедший в 1924 году, актуален, как будто был написан сегодня.

Слово взял представитель еще одного учредителя конкурса, заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Михаил Авдеенко. Он отметил, что конкурс «Учитель года России» меняется вместе со страной. Сегодня это серьезное общественное явление, настоящий национальный проект. Быть конкурсантом - большая ответственность, но и большая удача... Михаил Васильевич напомнил, что этот год юбилейный. Всему профсоюзному движению в России исполняется 110 лет, а российскому профсоюзу образования – четверть века.

Ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Евгений Малеванов пожелал учителям мечтать, а после конкурса обязательно остаться в школе и продолжать учить детей.

Третий учредитель конкурса «Учитель года России» - Министерство образования и науки РФ – было представлено сегодня несколькими важными чиновниками. Пообщаться с конкурсантами приехала директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия Зырянова. Участники семинара завалили Анастасию Владимировну вопросами. Многие из них касались ОГЭ в 9 классах. Вопросы возникли в связи с идеей Минобрнауки России увеличить количество обязательных экзаменов для девятиклассников. Мнения педагогов разделились. Одни считают, что количество обязательных экзаменов в рамках ОГЭ надо увеличивать, другие убеждены, что этого нельзя делать, к такому шагу не готовы дети, они просто будут бояться…

Учитель истории из Ростова-на-Дону Артем Лопатин предложил для проведения ЕГЭ создать независимые центры тестирования, чтобы снять со школ огромную нагрузку. Оказалось, что Минобрнауки России уже приступило к реализации этого предложения.

Участница конкурса из Ставропольского края, Елена Новик-Качан, поинтересовалась, рассматривает ли департамент государственной политики в сфере общего образования вопросы привлечения в школы молодых специалистов? Сергей Чернышов из Брянска посетовал, что современные дети не владеют устной речью …

В финале разговора Анастасия Зырянова призналась, что ей очень понравилась позитивная аудитория учителей года, а вопросы показались интересными.

О проблемах и перспективах развития системы дополнительного образования рассказала заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России Софья Мозглякова. О дополнительном профессиональном образовании - начальник отдела развития и нормативного регулирования в сфере дополнительного профессионального образования Минобрнауки России Лариса Шмелькова. Оказывается, осенью, примерно в то время, когда будет проходить конкурс «Учитель года России-2015», должен появится важный документ – «Концепция развития непрерывного образования взрослых».

Во второй половине дня участники конкурса «Учитель года России» не успели понять, что устали и загружены информацией, потому что к ним пришел знаменитый директор не менее знаменитого московского Центра образования №109 Евгений Ямбург. Евгений Александрович говорил о грустных реалиях нашей жизни – проблеме генетической усталости, глобальных демографических сдвигах, нарастающей межэтнической и межконфессиональной напряженности… Но все же Ямбург всегда умеет не только обозначить проблемы, но и сказать о путях их решений, вдохновить шуткой и оптимизмом. Особой темой выступления московского директора стал профессиональный стандарт педагога. Кстати, все участники получили в подарок книгу Евгения Ямбурга «Что принесет учителю новый профессиональный стандарт педагога?».

Главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец рассказал о глобальном проекте нашей редакции, который продолжается уже третий год. Мы рассказываем о каждом участнике финала Всероссийского конкурса «Учитель года России» и публикуем методику финалистов.

Затем Петр Григорьевич предоставил слово своему первому заместителю, Ирине Георгиевне Димовой, которая напомнила, как конкурс «Учитель года» менялся за годы существования, как в 2009 году «Учительская газета» предложила новую модель, а в прошлом году снова реформировала наше любимое состязание. В 2015 году изменения в конкурсной модели в основном касаются критериев оценки испытаний. «Мы сумели сделать их живыми, человеческими», - сказала Ирина Георгиевна.

И вот как раз о критериях оценки и показателях, о системе конкурсных заданий рассказал руководитель Центра общего образования Московского института развития образования Андрей Иоффе, главный научный консультант новой конкурсной модели. Он представил общие подходы и общие принципы. Дал очень ценные советы. Один из них такой: во время самоанализа надо избежать двух крайностей – излишне критического отношения к проведенному уроку и излишне радужного… И еще важно определить для себя цель: ради чего я участвую в конкурсе? Желание получить большого Хрустального пеликана целью считать нельзя – это результат.

Живой мастер-класс с фрагментами занятий, показанных на разных этапах конкурса «Учитель года России», дал победитель 2002 года, биолог из Владимирской области Сергей Циклов. Он порекомендовал коллегам: «Конкурсный урок должен быть эффектным, но и обязательно – эффективным. Не потеряйте содержание! А выбирая форму урока, помните, что она должна быть удобной и привычной для вас».

быстрее ветра
  Rambler's Top100   Яндекс цитирования      
Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на сайте.