Алла Волкова одним из серьезных образовательных событий этого года считает проведение всероссийских проверочных работ. По ее мнению, они соответствуют формату контрольно-измерительных материалов, расставляют акценты при работе по новым стандартам:

- Учитель, несмотря на все его творчество, должен подвести каждого своего ученика к определенным результатам. Особенность всероссийских проверочных работ в том, что они не натаскивают на какой-то материал, а дают представление о том, в каком направлении двигаться.

Ирина Георгиевна поинтересовалась, как отнеслись к этой работе сами ученики, не было ли у них страха перед всероссийской проверкой.

- Наши дети каждую четверть пишут итоговые контрольные работы, так что бояться они перестали. Если учеников заранее готовить к ОГЭ в 9-м классе, регулярно проводить проверочные контрольные работы, то страха не будет, - считает Алла Волкова. - Нужно привыкать к ситуации проверки. Кроме того, во всероссийских проверочных работах заложена другая идея, оценки за них ребятам не выставляются.

- Допустим, сделали анализ по школам и регионам, выявили школу, где, к примеру, по русскому языку низкое количество баллов. Что делать? - спросил Павел Сергоманов. - Мне кажется, у нас между получением данных и принятием решений нет времени понять причины. И, к сожалению, эту ситуацию не меняют. Рейтинг составили, тех, кто наверху, поощрили, тех, кто внизу, наказали. А дальше что? Причины такого положения дел мало кто анализирует. И, кроме того, у нас мало программ, которые бы вели такую работу с отстающими школами.

Мария Ахапкина отметила, что в их школе в Пущино выстроена работа с отстающими, есть даже специальные программы для тех, кто не успевает, однако бесконечно повторять со всем классом возможности нет. Нужно двигаться вперед.

- В нашей гимназии была такая практика, когда разные темы по предметам преподавали разные учителя, - поделилась опытом Алла Александровна, - разделение по темам шло в рамках методического объединения. Самое главное - у детей это вызвало великолепный отклик. Ребята признавались, что у одного учителя они никак не могли понять определенную тему, а слушая другого, быстро усваивали материал. Правда, это происходило во время внеурочной деятельности.

На встрече зашел разговор и о репетиторстве. Это явление сегодня приобрело массовый характер, к помощи репетиторов прибегают даже в начальных классах.

- Таким образом, некоторые родители свои обязанности перекладывают на репетиторов, - считает Мария Ахапкина. - А есть и такие папы и мамы, которые совершенно спокойно реагируют на неуспеваемость своих детей.

- Хорошо это или плохо, что репетиторство стало массовым? - задал вопрос Павел Аркадьевич.

- Сегодня это данность, - считает Алла Волкова, - кроме того, нужно учитывать, что кто-то берет репетитора, чтобы готовиться к олимпиадам, к поступлению в вуз, а кто-то - чтобы ребенок выбрался из двоек.

- Но бывает и так, когда родители необоснованно прибегают к помощи репетитора уже в первом классе, - отметила Мария Ахапкина.

- В чем же тогда роль учителя? - попросила уточнить Ирина Георгиевна. - В школу, получается, приходят лишь для того, чтобы проверить знания, которые дают родители и репетиторы?

- К нам в Департамент пришло письмо от родителей, которые сообщают, что не могут позволить себе репетитора, потому их ребенок не успевает. Мы подготовили ответ, заметив, что успеваемость все-таки больше зависит не от наличия репетиторов, а от усердия ученика.

Затронули на встрече и тему учебников.

- Нужен ли вообще Федеральный перечень, возможно, уже пришло время, чтобы учебники писали сами учителя? - поинтересовалась у гостей Ирина Георгиевна, уточнив при этом, что речь, конечно, идет о творческих педагогах.

- Чтобы писать учебник, нужно уходить из школы, - считает Мария Ахапкина, а без Федерального перечня будет хаос…

- Есть ФГОС, который и регламентирует работу учителя, зачем еще Федеральный перечень, - возразила Ирина Димова.

- Мне из-за того, что учебник, по которому я работала долгое время, не попал в Федеральный перечень, пришлось срочно переходить на другой, - сказала Мария Ахапкина. - Особенно возмутило, что нужно было сделать это СРОЧНО.

- Думаю, если бы все мы внимательно читали законодательные акты и законы, то многих вопросов, которые сейчас волнуют учительство, удалось бы избежать, - считает Алла Волкова.- Ведь там, где речь идет о переходе на учебники, входящие в Федеральный перечень, есть строчка, что по старым учебникам еще можно работать в течение нескольких лет.

- Если вас заставляют что-то делать, а вы уверены, что это неправомерно, защищайте свои права. Можно и в Департамент обращаться, - сказал Павел Сергоманов. - Такие встречи помогают видеть реальную ситуацию в образовании, что, надеюсь, даст нам возможность устранять недостатки и двигаться вперед.

- Мы рады, что учительство слышат, с нашим мнением считаются, - подчеркнула в завершение встречи Алла Волкова.


Фото автора