·         метапредметный подход (доступность, технологичность, конкретность, разнообразие);

·         целостность (логичность, проблематизация, содержательность, аналитичность);

·         системность (целеполагание, мотивация, рефлексия, разнообразие источников);

·         новизна (оригинальность, творчество, неординарность мышления, мобильность);

·         результативность (планируемость, разнообразие и показательность результатов).

Согласно логике конкурса, предполагалось также, что все методики и технологии, описанные и представленные конкурсантом на заочном туре (в том числе, и в ходе выполнения задания “Методический семинар”), найдут отражение в его конкурсном уроке. Эта позиция была неоднократно озвучена как в публикациях, посвящённых конкурсу, так и на прошедшем 24-27.06.2014 Установочном семинаре, куда были приглашены все финалисты Всероссийского конкурса “Учитель года России-2014”.

Благодаря этим мероприятиям, все, без исключения, работы, присланные на конкурс, были предъявлены в срок и соответствовали озвученным требованиям. Вопросы, возникавшие у конкурсантов по ходу подготовки материалов “Методического семинара”, оперативно решались по телефону “горячей линии”, по электронной почте организаторов конкурса или в очном порядке. 

Выполнение задания заочного тура “Методический семинар” в предложенной форме позволяет не только представить конкурсантам свой педагогический опыт и инновационные разработки, но также закрепить полученные, не редко, чисто эмпирическим путём навыки составления методического портфолио педагога, в котором презентации занимают особое место в силу своей распространённости и востребованности. При этом, однако, организаторы конкурса приняли во внимание тот факт, что оценка качества выполненной работы должна быть основана на научных выкладках, а сам материал – соответствовать единым требованиям и критериям. В связи с этим экспертиза методического портфолио проводилась на основе нормативно-правовых требований к развитию системы образования, главных направлений государственной политики в области развития образования и экспертного мнения о новизне, актуальности, обоснованности, результативности, адекватности поставленным целям и задачам, реалистичности, четкости, логичности и последовательности изложения, учете метапредметности и компетентностного характера современного образования, гуманистического подхода в обучении, воспитании и развитии учащихся.

Согласно рекомендациям, данным конкурсантам на установочном семинаре, описание опыта при выполнении данного задания заочного тура может быть выполнено на основе противоречий, выявленных педагогом в процессе работы и приведших к постановке проблемы. Из этих противоречий должна проистекать формулировка проблемы, далее необходимо описать теоретическое обоснование педагогического опыта, его цели, задачи, технологию, характеристику деятельностного аспекта, диапазон, степень новизны, результативность и эффекты, механизмы внедрения и распространения, воспроизводимость и трудоёмкость. В такой логике изложения педагогический опыт будет представлен наиболее доступно и понятно.

Все эти рекомендации нашли отражение в реально представленных материалах задания заочного тура “Методический семинар”.

Например, учитель физической культуры школы № 2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля Перми Роман Азманов представил на суд экспертов работу по теме «Восстановление смысла или Система блиц-обучения как эффективный инструмент продуцирования осознанных двигательных действий». Противоречием в данном случае для него стал явный дисбаланс между требованиями, которые школа и общество предъявляет к подрастающему поколению школьников в плане их физической подготовки, и нежеланием, а также неспособностью реализовать эти требования со стороны самих детей. Главной проблемой, с которой учитель постоянно сталкивается по роду своей деятельности, он считает “потерю смысла физической активности, которая обостряется с каждым годом вследствие бурных технократических изменений в мире и ведёт к гиподинамии”. В связи с этим Роман Азманов разработал систему так называемого блиц-обучения, направленную на работу с осознанностью движения, восстановление физической активности учащихся, укрепление и сохранение индивидуального здоровья. Эта система выстроена с учётом требований ФГОС в области физической культуры, ключевая идея которых – осознание учащимися значимости физического воспитания для дальнейшей практической деятельности.

В презентации Азманова подробно изложены не только главные принципы его системы блиц-обучения, но и перечислены методики, которые он использует для её реализации (методика освоения нового способа действия, методика корректировки привычного, но малоэффективного способа действия, методика освоения эффективного способа действия в соответствии с индивидуальным запросом). Помимо этого дана характеристика критериев эффективности системы, сформулированных также на основе требований ФГОС. Автор отмечает, что технология блиц-обучения может быть успешно тиражируема как на уроках по предмету “Физическая культура” (в частности, по его авторской программе), так и в рамках системы краткосрочных курсов объёмом 6-16 часов, которые педагоги могут разработать самостоятельно, на основе данных им рекомендаций.

Фактически, в своей презентации и сопутствующему ей описанию Роман Азманов представил нормативную модель ожидаемого результата педагогической деятельности в виде уровневой структуры новообразований личности обучающегося, состоящей из определенной системы  знаний и представлений, умений и навыков, способов и методов деятельности, смыслов и ценностных ориентаций, относящихся к той предметной области, которая составляет содержательную основу  педагогического опыта.

Другой пример. Тема методического семинара учителя биологии школы №1 города Нурлат Республика Татарстан Аллы Головенькиной - «Формирование навыков коммуникации и сотрудничества в рамках предмета «Биология». Главное противоречие, которое она определила для себя в процессе трудовой деятельности, это высокий уровень знаний у учеников, с одной стороны, и неумение применить эти знания в реальных ситуациях, с которыми каждый из них сталкивается постоянно, с другой стороны. Отсюда педагог выводит проблему: как помочь детям не только улучшить процесс усвоения учебного материала (внешний фактор), но и способствовать тому, чтобы они, параллельно с этим, могли легко применять этот материал на практике, повысив их самостоятельность (внутренние изменения). Из осознания проблемы следует вывод: “именно коммуникация и сотрудничество в условиях современной политической, экономической      и культурной интеграции стран способствуют достижению высокого обучающего эффекта, являются универсальными навыками, способствующими успешной адаптации человека в быстро изменяющемся  мире”. 

Образовательная деятельность Аллы Головенькиной, выстроенная в контексте её педагогической системы, основана на активном и интерактивном обучении и командной работе. При этом интерактивности она уделяет особое место, рассматривая как отдельную форму работы. Педагог реализует её, создавая группы/команды учеников, руководствуясь четырьмя принципами: позитивная взаимозависимость, индивидуальная ответственность, равное участие и одновременное взаимодействие. Подробно обозначив цели и задачи, учитель посвящает целый раздел, в котором обосновывает, почему и для чего стоит применять данную систему подходов. По её словам,  “социальная природа человека такова, что он испытывает потребность в общении, находится во взаимодействии с другими людьми, одновременно является участником большого числа социальных групп: семьи, школы, школьного класса, спортивной секции и т.п. Поэтому очень важно на этапе школьного образования сформировать в каждом ребенке навыки общения и сотрудничества”.

Вслед за этим Головенькина рассказывает о том, как именно ей удаётся реализовать описанные выше принципы у себя в школе: “Моя активность как учителя уступает место активности детей, моей задачей становится создание условий для проявления их инициативы. В ходе работы над решением проблемы (познавательные УУД) участники команды учатся распределять между собой полномочия (регулятивные УУД), аргументировать и отстаивать собственную точку зрения (личностные УУД), вставать на позиции других участников группы, приходить к согласию и принимать совместные решения (коммуникативные УУД). Поскольку в ходе командной работы происходит формирование всех УУД, то данная форма работы является более эффективной по сравнению с индивидуальной”.

В презентации учитель очень грамотно использует не только текстовую и графическую информацию, но также даёт многочисленные интерактивные ссылки на сценарии и видеофрагменты собственных уроков, что показывает высокий уровень владения педагогом ИКТ. Впечатляет и список дополнительных источников, приведённый в конце презентации. В него входят как печатные работы, так и интернет-сайты, посвящённые проблемам биологии и методики.

Ещё один пример. Учитель литературы, основ религиозных культур и светской этики школы № 5 с углублённым изучением математики г. Магнитогорска Челябинской области Анна Стельмахович посвятила свою работу “Преодолению клипового восприятия мира младшими подростками на занятиях ОРКСЭ”. В ней педагог рассматривает сразу несколько противоречий: с одной стороны - процесс открытость внутреннего мира внешнему, стремление осмыслить социальные нормы, найти своё место в обществе, с другой – изменчивость, динамичность интересов младших подростков, что мешает этому процессу; с одной стороны – ощущение необходимости погружения в мир духовно-нравственных понятий, с другой – приученность к “клиповому восприятию” информации, мышление без осмысления, и т.д.  

Анна Стельмахович, находясь в пространстве преподаваемого предмета, оперирует терминами и понятиями, которые в других предметах могли бы вызвать (и вызывают) вполне естественное сопротивление и отторжение у учителей, воспитанных в духе марксистско-ленинского материализма - Бог, вера, грех и т.п. Однако она действует весьма грамотно и искусно, так как опирается на естественные интересы самих детей, на их желание получить от взрослых ответы, волнующие ребят. Именно в таком диалоге и происходит процесс обсуждения весьма важных понятий и явлений, осмысление проблем, с которыми не могут справиться даже взрослые. На уровне обычного клипового “принятия как данности” это уже не проходит, здесь необходимо рассуждать логически, взвешивать, сравнивать, анализировать (что в корне отличает используемые Стельмахович подходы от тех, которые применяют священнослужители на уроках “Закона Божьего”).

Традиционные для подобных занятий вопросы:

Каждый ли человек хочет, чтобы к нему относились милосердно, много ли  вокруг вас милосердных людей?

Если бы мы сейчас задали людям на улице вопрос о том, считают ли они себя милосердными, что бы они нам ответили?

Все люди хотят, чтобы милосердия вокруг стало больше. Большинство считают себя милосердными. Почему же  столько несчастных людей вокруг нас, столько зла и страдания? Может быть, людям только кажется, что они  понимают, что такое милосердие?

Какого человека можно назвать истинно милосердным? Как вы полагаете, что нам предстоит понять на уроке? И так далее.

Свою педагогическую систему, представленную в рамках задания заочного тура конкурса “Методический семинар”, Анна Стельмахович выстраивает в полном соответствии с технологией проблемного урока Е.Л.Мелиноковой, суть которой в постепенном переходе от диалога подводящего к диалогу побуждающему. При этом используется диагностика Э.Туриэля (нравственное содержание действий и поступков обучающихся). Рассматривая огромное количество проблемных ситуаций, в которых ученики, их родители, учителя, соседи и знакомые находятся постоянно, ребята не только обсуждают причины их возникновения, но и пытаются найти из них выход. При этом работу свою педагог выстраивает не только на уроках (в том числе – и совместных, с участием родителей), но также реализует её в ходе родительских собраний, внеурочной просветительской деятельности по ОРКСЭ - городских семинарах, конкурсах педагогических разработок, региональных конференций, а также на собственном сайте http://stelmahovich.uim5.ru/. В данном случае интернет-ресурс педагог использует не только для размещения материалов перед конкурсом, но и как вполне самостоятельный источник знаний для учащихся, который учитель активно применяет в своей деятельности достаточно долгое время, независимо от конкурса “Учитель года”.

Методический семинар учителя математики гимназии города Новоуральска Свердловской области Эдика Петросяна был посвящён проблеме обеспечения хороших стартовых возможностей для самореализации учеников на уроках по его предмету и носил название “Формирование и оценка познавательных универсальных учебных действий у учащихся при обучении математике”. Несоответствием, мешающим педагогу плодотворно работать, а детям – овладевать знаниями, стал дисбаланс между желаниями и возможностями школьников и преподавателя. Согласно ФГОС, каждый ученик должен проявлять “…инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни”. Однако налицо явное противоречие между необходимостью создания условий для целенаправленного формирования познавательных УУД как особого результата обучения и направленностью большинства учебных программ на формирование умений в процессе овладения конкретным содержанием. Проблема в том, как создать условия, обеспечивающие формирование познавательных УУД у учащихся, как отдельного планируемого результата обучения.

В помощь для решения этой проблемы Эдик Петросян привлекает методику творческого обучения Н.Б.Шумакова, концепцию универсальных учебных действий А.Г.Асмолова, Г.В.Бурменской, И.А.Володарской и др.

В своей презентации педагог не только излагает принципы, лежащие в основе его педагогической системы, но и приводит конкретные примеры из повседневной деятельности – фрагменты уроков, видеофильм, фотогалерею, цитаты учеников и пр. При этом сам материал отнюдь не изобилует математическими формулами и задачами, а имеет явно выраженную метапредметную направленность.

Типичный пример задания:

Прочитайте текст и составьте определение понятия, представляющее из себя одно предложение, включающее:  

ü  Само понятие

ü  Слово, которое определяет его род

ü  Видовые отличия или признаки, по которым данное понятие можно отличить от других понятий того же рода

Такого рода задания гораздо ближе к логике и психологии, чем к “чистой” математике (в том виде, в котором мы привыкли её видеть).

В заключении педагог подробно излагает критерии оценки уровня сформированности умения формулировать определение понятия. Благодаря приведённой в презентации таблице каждый, кто заинтересовался предложенной системой преподавания математики, может легко выяснить степень усвоения тех или иных УУД.

Подходы, используемые в новой модели проведения заочного тура конкурса “Учитель года России-2014”, позволяют всем, без исключения, педагогам представить свой опыт в максимально выгодном для них свете. Так, учитель русского языка и литературы Ремонтненской гимназии № 1 Ростовской области Екатерина Гетманенко много лет занимается духовно-нравственным воспитанием на занятиях по своему предмету. Её методический семинар носит название “Образно-эмоциональное обучение  на уроках русского языка, литературы и в дополнительном образовании как основа формирования духовного мира личности”.

Учитель заявляет о том, что существует явное противоречие: с одной стороны, специфика предмета и образовательные стандарты обязывают нас реализовать задачу духовно-нравтсвенного воспитания гражданина России, поскольку это является ключевым фактором развития страны, с другой стороны, все мы прекрасно знаем, что современные ученики мало читают, а значит, на них гораздо большее воздействие имеют Интернет и средства массовой информации, а отнюдь не учебник и художественная литература. Следовательно, считает Екатерина Гетманенко, необходимо решить главную проблему – повысить уровень читательской активности и гуманитарной культуры. Реализовать это она предлагает с помощью поэзии, благодаря которой можно “создавать эмоциональную основу урока, побуждать учащихся к поиску, делать изучаемый материал личностно-значимым для них, и, таким образом, создавать условия для формирования их духовного мира”.

За основу педагог берёт технологию обучения на образно-эмоциональной основе, основы которой заложили такие корифеи педагогики и психологии как Л.С.Выготский и Н.Г.Тищенко. Следуя основным принципам этой технологии, Екатерина Гетманенко выстраивает занятия следующим образом: предъявляет ученикам некий образ - художественный, литературный, музыкальный, когнитивный и пр., затем даёт им теоретические знания, как правило, тоже в образах – схематических, после этого создаёт проблемную ситуацию, в которой эти образы играют главенствующую роль, а затем организует исследовательскую деятельность учащихся, направленную на анализ и взаимодействие этих образов. В заключении урока происходит обсуждение результатов деятельности учащихся, выдвижение ими собственных образов, созданных на основе полученных в ходе занятия информации и впечатлений.

Вот типичный пример создания образно-эмоциональной ситуации на этапе погружения в тему (урок русского языка)

Задание: послушайте текст четверостишия, что бы вы в нём исправили и почему? (образно-эмоциональная психолого-дидактическая ситуация)

СогнУтый крючок мне мастер чинил,

И, жАлюзи  порвавши ненароком,

ТотчАс  мне не окно,  глаза открыл:

В них красота  смотрела с упрёком.

 

Результат (мысль, рождающая действие):

Мой мастер сОгнутый крючок чинил,

И, жалюзИ порвавши ненароком,

Мне тОтчас не окно, глаза открыл:

В них заглянула красота с упрёком.

Подобная технология может быть реализована не только на уроке, но и с неменьшим успехом применена во внеурочной деятельности. Учитель приводит пример проектов, реализованных её учениками за последние годы:  «День белых журавлей», «Стихи не пишутся, случаются» (по творчеству А. Вознесенского, 2012 г.); «Я научила женщин говорить» (по творчеству А. Ахматовой,  2012 г.); «Мы сохраним тебя, русская речь» (лингвистический вечер, 2012 г.); «Любовь – это сердце всего» (по творчеству В. Маяковского, 2013 г.); Сборник стихотворений поэтов гимназии «Полёт души»  (2013 г.).

 

В заключении можно отметить и ряд моментов, которые хотелось бы изменить, чтобы задание заочного тура  “Методический семинар” было бы выполнено безукоризненно.

В частности необходимо констатировать, что в целом ряде презентаций наблюдаются чисто технические погрешности – несоответствие цветов фона и шрифта, избыток текста на слайде, что затрудняет восприятие информации, недостаточно качественные или неточно кадрированные фотографии, используемые в виде иллюстраций, и так далее.

Вместе с этим можно заявить, что даже с указанными недостатками предъявленные на конкурс презентации заслуживают высоких похвал, поскольку отражают огромную работу участников конкурса, а значит, имеют высокую ценность для учителей РФ.

 Фото автора