Родители Ольга Валерьевна и Игорь Валентинович – потомственные учителя. Она учит малышей в начальных классах, он преподает физкультуру. Получается, что их сыновья Валерий и Игорь, старший брат Валерия, – педагоги в четвертом поколении и оба, также как и родители, любят спорт и туризм. Братья очень дружны, защитили кандидатские диссертации и стали соавторами учебного пособия «Туризм на уроках физической культуры». Игорь Игоревич преподает в Белгородском университете, а Валерий Игоревич не представляет себя без школы, поэтому работает учителем физкультуры в Дубовской школе поселка Дубовое Белгородского района Белгородской области. Года два назад большая дружная семья Маховых даже выиграла областной конкурс «Крепка семья – крепка Россия», став победителями в номинации «Лучшая трудовая династия». Общий трудовой педагогический стаж их семьи составляет более 200 лет. 

Я так подробно о них рассказываю потому, что все вместе они имеют самое непосредственное отношение к победе Валерия на областном «Учителе года», а затем и к его замечательному выступлению на всероссийском конкурсе, которое вывело его в лидерскую «пятнашку». Ведь в подготовке конкурсных уроков участвовала вся семья, даже видеокамеру использовали.

- Я вообще, когда только начинал работать в школе, - рассказывает Валерий Махов – первые свои уроки копировал с уроков папы. В этом ничего необычного нет, тем более что он имеет звание Заслуженного учителя России. Казалось бы, что особенного можно изобрести на уроках физкультуры, какие сложности могут там быть? На самом деле, все не так просто. Ведь каждый жест, каждое движение руки учителя на уроке имеют свое значение, да к тому же я еще перемещаюсь по залу, делаю круги и при этом говорю. А в спортивном зале есть эхо, это обязательно надо учитывать, потому что, несмотря на такую акустику, и жюри, и дети должны понимать и слышать каждое твое слово! Поэтому когда я готовился к конкурсу, мы проводили уроки вместе с папой и даже иногда с братом, они слушали меня, давали советы, как себя вести и как говорить. Мы даже определили тембр голоса и скорость речи, с которой должен говорить учитель физкультуры, проводя занятие в спортивном зале. Опытным путем определили, что нужен средний тембр и определенная громкость, чтобы эхо не глушило голос, ведь если громче скажешь, делая это из лучших побуждений - для того, чтобы ребенок тебя услышал, он, наоборот, не услышит, точнее, не поймет ни слова!

Еще один важный момент, о котором говорит Валерий и о чем обычно забывают: как провести урок, чтобы учитель сам ни разу не повернулся спиной к жюри и детей спиной не поставил? И чтобы никто во время урока не оказался перед жюри в позе «опытного огородника». Вот чтобы все эти нюансы учесть и довести до автоматизма, Валерию Игоревичу пришлось дать около 20 уроков на разных детях! Сначала в своих пятых классах, а потом, поняв, что повторно будет уже не интересно, так как дети во время урока не только выполняют физические упражнения, но и отгадывают загадки, Валерий отправился в другие школы. Сначала в 11-ю школу города Белгорода, где работают родители. Там он провел 10 уроков в 4, 5, 6-х классах. Всего получилось 12 уроков, но только этого оказалось мало: не получалось так, как ему хотелось.

- То я не укладываюсь во время, то дети не понимают меня с полуслова, а это необходимо. Учителю надо подобрать такие слова и так их сказать, чтобы на конкурсе, где будут все дети чужие и чужой класс, они меня поняли бы сразу. Поэтому мы договорились с Разуменской школой, они мне помогали, и дальше я уже «накатывал» урок там. Только на 15-м уроке все прошло более-менее так, как мне хотелось. И дети сразу бежали, куда надо, и на эстафету остановились, как положено, в общем, все получилось. Потом еще в течение трех уроков я этот успех закреплял.

Одним из самых запомнившихся, веселым и в то же время очень важным, необходимым моментом была видеозапись, которую отец и брат Валерия вели на его уроках. Делали это для того, чтобы он сам мог посмотреть на себя со стороны.

- Я до этого даже не представлял, - рассказывает Валерий – сколько ненужных лишних слов использую! А когда просмотрел видеозаписи, понял, что надо и речь изменить, и поведение. Например, то, как я произношу команду «равняйсь»! Папа с братом меня даже высмеяли, поэтому, конечно, и в речь и в мое поведение мы внесли коррективы. Все это очень помогло мне на конкурсе в Москве.

 

Опыт, полученный во время двух десятков тренировочных уроков, пригодился Валерию Махову и после конкурса. В составе методического поезда, организованного Белгородским региональным институтом развития образования, Валерий Игоревич проехал по всем районам области с уроками и мастер-классами. Все-таки не каждый учитель физкультуры, победитель регионального конкурса, попадает в «пятнашку» лучших. Желающих узнать секреты его мастерства было предостаточно.


Татьяна Масликова, фото автора