search
main
0

Территория агрессии или доверия?

Как обеспечить личную безопасность ребенка

Помимо уроков истории и обществознания вот уже 12 лет я занимаюсь вопросами, связанными с мерами безопасности в школе. Могу сказать, что обеспечение личной безопасности в образовательной организации – вопрос важный, но затратный с точки зрения… привлечения финансовых и людских ресурсов. Степень опасности и рисков зависит от местоположения школы. Сравнивать школу большого города и провинциального райцентра, конечно же, нельзя. Разница в масштабах и рисках огромная.

Мне приходится ежегодно готовить паспорт безопасности школы, согласованный с силовыми структурами, имеется «тревожная кнопка», при нажатии которой подъедет группа быстрого реагирования из местных росгвардейцев. Госавтоинспекция требует свой паспорт дорожной безопасности, а кому-то приходит в голову даже каждому ребенку нарисовать и утвердить индивидуальный маршрут «дом – школа – дом»! Госпожнадзор и прокуратура тоже нередко приходят и прописывают в своих предписаниях какие-нибудь недочеты. Но ведь это только очередная попытка переложить ответственность на чужие плечи в случае ЧП. Думаю, что предписания надзорных ведомств должны ложиться на стол учредителя, а не директора школы.

Нет у нас частной охраны, поскольку и во всем районе таковой нет. Нет рамки и металлодетектора, как в районной администрации, не выделяются деньги на то, чтобы оборудовать пропускной пункт, который должен быть на нашем объекте исходя из требований постановления Правительства РФ №1006. Поэтому сидят-стоят у входа строгие технички и дежурные учителя, у которых в голове крутятся мысли об очередном уроке. Установлены четыре видеокамеры с плохеньким разрешением, поэтому не всегда с первого раза можно идентифицировать личность посетителя. Вы спросите: а почему ж такая аппаратура-то плохая, совсем не такая, как в кино про доблестных блюстителей порядка? А потому что выделенных денег хватило лишь на установку такого оборудования, причем в сжатые сроки. Чтобы срочно было, как у нас часто в последнее время происходит. В школе из 45 сотрудников 5 мужчин. Поэтому, случись что-то чрезвычайное, требующее мужского вмешательства, придется и слабому полу вставать на защиту детей и решать проблемы.

Наибольшую степень опасности, на мой взгляд, представляют пьяные граждане, рассерженные родители и школьники с девиантным поведением, состоящие на учете в подразделении по делам несовершеннолетних и в комиссии, занимающейся подобными вопросами в районной администрации. Вот за этими ребятами, которые способны проявить или уже проявляли акты агрессии, и надо следить в первую очередь. А также проводить воспитательную и профилактическую работу и оказывать психологическую помощь.

Особую напряженность вызывают дети из неблагополучных семей и ребята, которые должны были бы по многим психолого-педагогическим параметрам учиться в коррекционной школе. Но после того как в нашем городе закрыли коррекционную школу, число таких ребят возросло. Именно они главный источник опасности в школе для остальных детей. Отсюда факты агрессии, оскорбления, воровство, насилие и другие хулиганские поступки.

В последние годы в нашей школе появилось несколько человек, которые имеют академическую задолженность, не ходят или опаздывают на уроки. В полиции постоянно меняются кадры, занимающиеся трудными подростками. В прошлом учебном году хотели исключить одного второгодника-хулигана. Но законный представитель ребенка не поддержал идею проведения врачебной комиссии на предмет психического состояния школьника, КДН указала нашей школе на недоработки в воспитании, а классному руководителю посоветовали ходить и будить 16‑летнего восьмиклассника (!), чтобы тот не просыпал занятия в школе.

Как показывает практика последних лет, в большинстве случаев перенаправить таких ребят в спецшколу просто нельзя! Родители в беседах с представителями школьной администрации либо признаются в своем бессилии остановить агрессию ребенка и контролировать посещение им школьных занятий, либо утверждают, что их дитя «дома хороший, а вот в школе он становится другим», и нередко обвиняют учителей в недостаточном профессионализме и отсутствии внимания к данному ученику.

В современных условиях, с одной стороны, происходит воспевание в СМИ прав ребенка и культа озлобленности и агрессии, а с другой – отсутствует фактический механизм защиты чести и достоинства учителей и сотрудников школы, которые вынуждены терпеть не только разгильдяйство и безнаказанность, но и оскорбления в свой адрес.

Проблема личной безопасности решается в каждом образовательном учреждении самостоятельно. Можно ли ее решить на все сто? Вряд ли, и это надо признать, поскольку многочисленные ужесточения требований по безопасности, которые ежегодно вводятся, увеличивая только объемы работ по отчетности перед контролирующими инстанциями, эту проблему не решают. Агрессия – отражение общественных процессов, происходящих в стране. А вообще-то сильно хотелось бы, чтобы школа стала территорией дружбы, понимания и доверия. Так было в моем школьном детстве и в пору моего становления как педагога. И сейчас бы такая атмосфера школе не повредила… Но, увы, как говаривали в Древнем Риме: «О времена! О нравы!»

Николай ЛАВРОВ, учитель ОБЖ, педстаж 20 лет, Приволжский федеральный округ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте