Итак, о том, что происходило с зарплатой в апреле, сегодня рассказывают:

Ирина М., учитель математики, Новгородская область:

- В прошлом году в нашей школе был фактически сведен к нулю фонд стимулирующих выплат. Он просто куда-то исчез! Мы получали буквально десятки, сотни рублей надбавок. Начиная с января 2017 года положение изменилось к лучшему. Сейчас лично у меня сумма всех надбавок в месяц составляет 2 тысячи рублей. При этом моя зарплата – чуть больше 20 тысяч рублей, после выплаты подоходного налога остается 18 тысяч. Мой стаж работы – 27 лет, нагрузка – 36 часов в неделю. Конечно, есть и проверка тетрадей, и классное руководство, и заведование кабинетом… Фактически все учителя нашей школы взяли по две ставки в этом учебном году. Так мы делаем уже много лет подряд, иначе денег получается мало.

Наша проблема в том, что мы молчим, не разбираемся, почему вдруг исчез фонд надбавок и откуда он снова взялся... Думаю, что фонд так меняется, потому что в нашей школе всем заправляет директор. Как решит, так и будет. А мы боимся потерять работу – для села наши зарплаты очень даже большие, да и другой работы для нас тут нет. Вообще трудоустроиться на селе практически невозможно. Учителя здесь – одни из самых «богатых» людей. Вот мы и молчим. А если кто-то посторонний начнет разбираться, приедет… Не надо, я тогда потеряю работу!

Татьяна Кирова, учитель английского языка, Новгородская область:

- Я начинающий учитель. Живу на селе. Мне поэтому дали надбавку в 5 тысяч рублей, платят ежемесячно. Получаю пока примерно 15 тысяч. Работаю уже третий год, надбавку выплачивали регулярно. Моя специальность весьма востребована на селе, учителей иностранного языка здесь не хватает. Поэтому мне в качестве льготы от школы дали комнату, и за нее не нужно платить коммунальные. Меня это устраивает. Я по сути экономлю ежемесячно 3-4 тысячи рублей, которые тратила бы в другой ситуации на содержание жилья. Так что, зарплату можно считать по-разному!

Официальные цифры

Средняя заработная плата учителей в России
за январь-март 2017 года – 33 231 рублей.

Источник: Росстат

Директор школы, Ростовская область:

- Зарплаты наших педагогов не идут ни в какое сравнение с зарплатами педагогов в столичных регионах. К примеру, педагог, работающий на ставку, получает 9 тысяч рублей. Если школа большая, востребованная, то здесь есть возможность делать дополнительные выплаты, поощрять учителя материально за участие в инновационных проектах, за классное руководство и т.д. Помогает и наличие в школе сети платных дополнительных услуг. Гораздо хуже дела обстоят в менее востребованных школах, где недобор детей и, следовательно, низкое подушевое финансирование.

В нашем регионе педагог с большим стажем, приличной нагрузкой, высокой категорией может получать в месяц 38-40 тысяч рублей, но таких – единицы. Основная масса получает от 20 до 25 тысяч рублей в месяц, а молодежь – до 15 тысяч в месяц. Это, конечно, не способствует притоку молодых кадров, но сказать, что мы испытываем кадровый дефицит, нельзя. Образование сегодня – самая стабильная отрасль. Люди идут даже на маленькие зарплаты.

Лидия Афанасьева, преподаватель колледжа, Санкт-Петербург:

- В нашей системе среднего профессионального образования зарплата у всех разная. Например, начинающий специалист получает порядка 17 тысяч рублей в месяц. У него нет стажа и квалификации, у тех зарплата невысокая. Опытный преподаватель или мастер производственного обучения получает около 27-28 тысяч рублей в месяц, но это, если работает на одну ставку. Некоторые берут по полторы ставки, поэтому их зарплата может достигать 35-40 тысяч рублей в месяц, однако, нужно понимать, что полторы ставки – это занятость практически до вечера. Прожить на зарплату в 27 тысяч рублей трудно, и я представляю, насколько труднее держаться молодежи, которая в первые годы получает по минимуму. Я сама пенсионерка с педагогическим стажем – 35 лет, получаю пенсию – 14 тысяч рублей. Хватает ли мне на жизнь? Вопрос риторический. Конечно, я по-прежнему работаю в колледже на полную ставку. Зарплата плюс пенсия – все это вместе взятое еще позволяет существовать более или менее благополучно.

Александра Крапивина, учитель русского языка и литературы гимназии №116, Екатеринбург:

Сказать, что зарплата у педагогов высокая, это себя обманывать. Но, с другой стороны, мне представляется, молодой специалист, где бы он ни работал, получает не очень много, в соответствии с его опытом. Плюс школы в том, что она обеспечивает стабильность дохода. Задержек с выплатой денег у нас не бывает. В перспективе хотелось бы, чтобы доход возрастал с повышением квалификации. Государство обещает, что педагоги будут зарабатывать не меньше, чем в среднем работники сферы промышленности, но пока в реальности мы этого не видим.

Кроме оклада, зависящего от количества часов, есть стимулирующий фонд. Когда я в прошлом учебном году принимала участие в конкурсе молодых педагогов, сначала на городском, а потом и на районном уровне, уделив этому много сил и времени (Александра Крапивина стала победителем городского конкурса – «Учительская газета»), я получала материальную поддержку от гимназии. Стимулирующий фонд – справедливый способ распределения средств: если ты активен, участвуешь в жизни школы, в работе педагогического сообщества, если имеешь твои ученики участвуют в олимпиадах и показывают результаты, ты и получаешь больше других.

Официальное мнение

«В каждом регионе есть свои правовые нормы - доплаты, дни к отпуску. Зарплата учителей привязана к средней по региону, поэтому единого норматива для всей страны быть не может, хотя я и мечтаю об этом», -

министр образования и науки РФ Ольга Васильева.

Тем временем в Нижегородской области…

На самом деле апрель не очень показательный месяц. По словам опрошенных, например, в Нижегородской области, апрельская зарплата не может служить индикатором ее динамики. В апрельском квиточке, как правило, нет строчек «стимулирующая выплата», или «премия по итогам четверти или года», или «надбавка за переработку». Это промежуточный месяц в финансовом отношении. Гораздо более показательными могут считаться зарплаты за май и за июнь вместе с отпускными. Их учителя очень ждут, чтобы посмотреть, выросли их годовые доходы или, напротив, уменьшились.

В большинстве школ Нижегородской области стимулирующие выплаты производятся теперь лишь один (ко Дню учителя) или два раза в год (в конце каждого полугодия). Есть школы, в которых таких выплат не видели уже очень давно. Директора этих школ иногда выдают особо отличившимся (в хорошем смысле) учителям премии, но размер их всякий раз остается тайной для остальных сотрудников. Точно так же, как никому не известно, за какие именно заслуги премия выдается… То, что было на заре введения новой системы оплаты труда, у большинства осталось лишь в памяти.

Вместе с ежемесячными стимулирующими из квиточков у нижегородских учителей исчезли 100 рублей на покупку методической литературы (сумма, конечно, смешная – можно ли купить на нее хоть одно пособие или книгу?), во многих районах перестали оплачивать проверку тетрадей и даже серьезно сократили оплату классного руководства – есть школы, где эта работа считается почетной общественной нагрузкой. Отказаться нельзя, ибо педагоги обязаны выполнять свой профессиональный долг – про «должны» и «обязаны» учителя уже давно слушают с утра до вечера.

Бесплатная работа на ЕГЭ тоже входит в понятие «долга и святой обязанности». Наш опрос показал: большинство нижегородских учителей даже не знает, что в других регионах за работу на ЕГЭ платят (хоть и по-разному, но платят). Для многих было неожиданным и приятным открытием: Министерство образования Нижегородской области тоже ввело тариф на оплату труда на единых экзаменах – она составит 34 рубля в час.

Надо сказать, что если поначалу учителя еще пытались отстаивать свои интересы, то теперь почти повсеместно смирились. Раз денег нет, то и бороться бесполезно. Даже обещанная и озвученная в СМИ индексация зарплаты бюджетников на два процента не вызвала воодушевления. Учителям объяснили, что исчисляться она будет с минимальной ставки, которая составляет около 6 тысяч рублей, а 120 рублей никого богаче не сделают.

Так что, увеличения зарплаты никто особо не ждет. Надежды только на премии по итогам года и на щедрые отпускные. О них мы расскажем в следующий раз.


Внимание!

Если вы хотите рассказать о конкретной ситуации, сложившейся с выплатой зарплаты в вашей школе/городе/регионе, напишите об этом в комментариях ниже или письмом на адрес электронной почты: uchitelskaya.gazeta@gmail.com


Читайте на нашем сайте: 

Официальная недооценка


Виктор Болотов: «Нам такое не нужно»

Любовь Духанина: «Учителю не хватает времени»