Одно из сокровенных желаний учителей под Новый год – это, конечно, чтобы средняя заработная плата в образовании исчислялась, исходя из одной ставки, а оплата по этой ставке была не менее 40 тысяч рублей.

"Сегодня много говорят о качестве самого учителя, однако зачастую ему трудно профессионально расти, поскольку просто нет времени на это из-за большой нагрузки", - считает одна из учителей Ленинградской области Елена Вихрова.

"Когда у тебя более 30 часов нагрузки, ты приходишь домой в 6-7 часов вечера, а там муж, двое детей, с которыми нужно заниматься, общаться, делать хозяйственные дела. Когда увлекаться творчеством, когда участвовать в конкурсах? Никакие 40-45 тысяч рублей не заменят внутреннего благополучия, которого нет, потому что ты все время думаешь о том, хватит или не хватит денег, чтобы дожить до аванса или до следующей зарплаты", - уверена педагог.

В информации о том, что средняя зарплата воспитателей в детских садах региона составляет чуть больше 40 тысяч рублей, тоже есть некое лукавство: как сообщила воспитатель одного из детских садов Всеволожского района, все зависит опять же от нагрузки. Если у тебя 1,5 ставки, есть стаж и высшее образование, то можно получать порядка 35 тысяч рублей. Тот, у кого 0,5 ставки может получать 15 тысяч рублей. Помощникам воспитателя, если у них есть высшее образование, доплачивают 1000 рублей, а в среднем эта категория работников, по словам воспитателя, получает 23-25 тысяч рублей. Дотянуть от зарплаты до зарплаты удается, но чаще всего людям все-таки приходится занимать деньги у коллег или друзей.

"Чтобы учитель получал, как заявлено, на уровне средней зарплаты в промышленности, ему нужно брать две, а то и две с половиной ставки, - уверен Максим Новиков, преподаватель информатики и ИКТ екатеринбургской школы №145, лауреат Всероссийского конкурса "Учитель года России" - 2018. – Но это просто невозможно, на мой взгляд, так как качество уроков при такой нагрузке стремительно падает. Силы и время нужны и для проведения урока, и для подготовки к нему, для проверки домашнего задания, наконец. Когда у человека по восемь уроков в день, при этом заняты и субботы, педагог выгорает и начинает срываться на окружающих. Нужно понимать, что учитель находится в постоянном напряжении, ему необходимы "внутренние паузы". Получается замкнутый круг: чтобы нормально жить, педагог должен выкладываться по максимуму, а это приводит к снижению возможностей".

"Я выбрал для себя другой путь, - делится секретам достижения внутренней гармонии Максим Новиков. – В школе работаю на одну ставку, веду уроки у выпускных классов. Преподаю в педагогическом университете. Правда, там платят еще меньше, чем в школе, но, если удастся получить ученую степень, а я сейчас пишу кандидатскую диссертацию, будет повышение. Веду вместе с сестрой собственное дело, связанное с созданием сайтов. А в школе занимаюсь, помимо преподавания, обслуживанием компьютерной техники, получая за это надбавку. Работать приходится много, но есть возможность переключаться с одного вида деятельности на другой, что есть своего рода отдых. Устал эмоционально от взаимодействия с учениками – могу заняться техникой: что-то починить, проверить, наладить. Устал от техники – с удовольствием общаюсь с детьми. В результате мой личный уровень заработка меня устраивает. Но в целом обидно за педагогов, потому что, если работать, как положено, на одну ставку, выжить на эти средства трудно". 

Еще один педагог из Екатеринбурга, преподающая русский язык и литературу в общеобразовательной школе и пожелавшая в силу причин, понятных многим педагогам, именоваться лишь Юлией Х. признается: "Что-то я впадаю в пессимизм… Вот уже несколько лет наблюдаю тенденцию, во всяком случае это касается меня и моих коллег по школе: зарплата понемногу, по чуть-чуть, но уменьшается месяц от месяца, а цены, как мы знаем, движутся в противоположном направлении. И пропасть между желаниями и возможностями становится все непреодолимее".

Администрация школы, по словам Юлии, "постоянно ссылается на некие объективные факторы, обещает, что в следующем месяце будет лучше. В итоге мы, учителя, имеем то, что имеем: снижение заработка при сохранении нагрузки. Какое-то время я верила, что все наладится, и мы будем получать так же достойно, как это было лет 6 назад. Или уже больше?.. Когда-то государство продекларировало повышение зарплаты педагогов и, действительно, сделало это. Но теперь смотрю в будущее без надежды. Хотя читала предновогодние гороскопы, 2019-й всем сулит финансовое процветание…"


А что думаете и чего ждете в материальном плане от 2019 года вы? Поделитесь своим мнениям в комментариях!


А если готовы рассказать историю попроблемнее и посерьерзнее, пишите по адресу: uchitelskaya.gazeta@gmail.com. Давайте разбираться в том, что происходит с учительскими зарплатами, вместе!