​Ирина ВЕЛЕС, сотрудник библиотеки и преподаватель труда школы Екатеринбурга:

- После нового года живется очень непросто. Слишком много средств ушло на вкусности, без которых праздничный стол невозможно представить. Мы через день встречали гостей у себя или сами навещали приятелей. Когда мы – хозяева, значит, накрывай стол, не скупись. Когда мы – гости, значит, готовь подарки. В итоге на все новогодние мероприятия ушло не меньше 15 тысяч рублей. Я предложила мужу в следующем году уехать в санаторий, немногим дороже обойдется, и хоть с пользой деньги потратим. А так возникло ощущение, что немалые для нас средства "вылетели в трубу". Сейчас мы "на голодном пайке": стоило ли так пировать? Я недовольна. Очередная получка только в конце месяца. Муж тоже трудится в сфере образования, так что и от него нет в этом вопросе помощи.

Александра Б., учитель информатики гимназии Екатеринбурга:

- Я не почувствовала разницы: начало года или какой-то другой период. Главное – уметь рассчитывать деньги. В конце 2017-го нам выплатили премию. Несмотря на большое количество подарков, которые пришлось закупить, я не осталась без средств, потому что часть денег отложила на будущее. "Отложила" - это в моем сознании, в собственном планировании, так как деньги сейчас приходят на карточку, там и хранятся. Просто сказала себе перед новым годом, что у меня есть только 20 тысяч, а не 40, как было в реальности. И только 20 тысяч рублей я могу потратить на праздничный стол, подарки родным и друзьям, походы в гости. Я знаю, что некоторые мои коллеги сейчас "голодают" Ох, не в прямом смысле! Кто сейчас реально голодает? Просто не могут позволить себе покупки сверх самого необходимого. Я же чувствую себя уверенно, и все благодаря планированию!

Ирина Г., учитель высшей категории, школа в центре Нижнего Новгорода:

- У меня 19 часов и 17 тысяч чистыми. Мой муж всегда смеется: "Твою зарплату только под микроскопом разглядишь". Конечно, по сравнению с его заработками это смешная сумма, но я тем не менее из школы никуда не ухожу, хотя были возможности уйти на более высокую зарплату. Но меня, как и других моих коллег (словесников, иностранцев, математиков, физиков, историков), спасает репетиторство. Как и многие школьные педагоги, свой совокупный доход я довожу до приличного уровня за счет индивидуальных занятий (спасибо ЕГЭ).

При желании учитель русского языка, работающий в приличной городской школе, может заработать на репетиторстве гораздо больше той суммы, которую ему пишут в квитке. Разумеется, никто из нас не хочет брать много часов в классах, иначе не останется сил и времени на репетиторство. Конечно, в сельских школах и на окраинах у педагогов совсем иные возможности.

К малообеспеченным я свою семью не отношу. Нам хватает и на хорошие продукты, и на поездки за границу. Но не все педагоги имеют возможность заниматься репетиторством. Не по всем предметам ЕГЭ обязателен. Кто-то считает для себя оскорбительным кормить свою семью таким образом, предпочитает иметь высокую зарплату официально. Такие принципиальные из школы уходят – могу сказать, уходят как раз сильные педагоги. Те, кто способен реализоваться и вне школы. И это вызывает сожаление, потому что они могли бы принести больше пользы именно в образовании.

Анна Х., преподаватель музыки в детской школе искусств, Нижний Новгород:

- У меня 26 часов. На руки получаю 17 тысяч. Многие коллеги из общеобразовательных школ считают наш труд легким, не сопоставимым с трудом в обычной школе. Да, у нас не класс, а индивидуальные занятия. Но к ним тоже нужно готовиться. К тому же с нас спрашивают результаты. Если ученик не двигается в мастерстве, виноватыми объявляют нас, а не детей и родителей. Говорят, ищите подходы, растите методически. Кроме того, мы сейчас прислушиваемся к желаниям обучающихся. То есть, если ученик хочет играть не классическую пьесу, а мелодию из фильма, которая ему понравилась, мы должны с ним согласиться и пойти ему навстречу.

Для того чтобы хорошо учить и мотивировать учеников, мы должны постоянно поддерживать форму. Неиграющие тренеры сейчас не приветствуются нигде. Мы тоже ежедневно разучиваем пьесы, осваиваем новые методические приемы, читаем литературу, заполняем множество отчетных документов, сдаем планы – бумаги и у нас хватает. То есть тот, кто считает, что, отработав, мы спокойно идем домой отдыхать, ошибается. И у нас так же тяжело повысить категорию, если нет масштабных побед учеников на серьезных конкурсах. Даже работа с ансамблем, требующая большого труда и времени, не очень учитывается в баллах. Хотя, на наш взгляд, научить слышать партнера, играть в команде сейчас не менее важно, чем добиться победы соло.

Анна Р., учитель высшей категории районного центра:

- Еще не знаю своей зарплаты за январь, мы ее получаем пятого числа следующего месяца, но могу сказать только, что аванс такой же – по сути, копеечный. Если учесть, что декабрьскую зарплату нам перечислили в конце года, то можно себе представить, с каким нетерпением мы ждем пополнения опустевших кошельков. Конечно, многие из нас потратились на подарки и угощения для родных и близких. Даже при том, что в нашей школе, например, была выдана премия по итогам года (все по-разному получили, но минимум 2 тысячи, максимум 20 в соответствии с полученными баллами), мы все равно сидим сейчас на нуле, поскольку премия – даже максимальная – была потрачена в течение длинных каникул, когда у нас совсем не было репетиторства, которое очень поддерживает, зато трат было гораздо больше, чем в обычные будние дни.

У меня, например, много денег ушло на поездку (непредвиденную и по не праздничному поводу) к родным в другую область – но ничего не поделаешь: жизнь есть жизнь. Кто-то из моих коллег потратил премию на обновление гардероба, на лечение зубов, но большинство заткнули одну из многочисленных дыр в бюджете. Так что, премии мы были конечно рады, но она нас от бедности не спасла. Следующая премия будет уже в начале июня – до него нужно дожить. Надеюсь, что январская зарплата будет во всяком случае не меньше, чем в первом полугодии. У меня за мою нагрузку в 26 часов и классное руководство с учетом категории выходит около 24 тысяч чистыми.

Елена СЕМЕНОВА, учитель начальных классов, Великий Новгород:

- Мы живем вдвоем с мамой. Я работаю в школе после выпуска из института первый год. Я еще не очень научилась планировать бюджет, поэтому много потратила на новогодние подарки. Хотелось порадовать маму, ответить добром за то, что она вырастила меня, доказать, что я уже взрослая, могу вносить деньги в семью. Я купила на Новый год маме сумку за 10 000 рублей, конфеты за 450 рублей, разные деликатесы к празднику на 3 000 рублей. И у меня совсем кончились деньги. Моя зарплата – 14 000 рублей. Так что, к моему стыду и досаде, мне пришлось просить у мамы деньги на проездной на январь. Кушать я тоже, получается, буду за мамин счет. Кроме того, мама платит за коммунальные услуги. Мне нужно научиться рассчитывать свои траты.

Ирина РЕЗАНОВА, учитель математики, Новгородская область:

- Я опытный педагог, моя зарплата – 20 тысяч рублей. Кроме того, я живу на селе, и экономия бюджета достигается за счет ведения домашнего подсобного хозяйства. К прошедшим праздникам у нас был, например, собственный рождественский гусь. Есть куры, храним всю зиму овощи. На новогодние праздники я потратила 5 тысяч рублей, включая подарки. На 15 тысяч рублей нам нужно прожить почти весь январь, так как у моей семьи нет других доходов, я живу одна с двумя детьми.


В то же время, по словам директора одной из школ Санкт-Петербурга, если сравнить ситуацию 10-15-летней давности с тем, что происходит сейчас, то мы увидим явные тенденции к улучшению. Материальное благосостояние педагогов заметно выросло. Например, молодой специалист, не имея ни категории, ни стажа, вполне зарабатывает около 30 тысяч рублей в месяц, а опытный педагог со стажем и категорией получает от 50 тысяч рублей. Правда, «грязными», то есть, без вычета подоходного налога. Другое дело, что сама жизнь подорожала, поэтому редкий педагог обходится без подработки. К Новому году многим учителям была выплачена премия, а также многие, зная, что грядут длинные каникулы, попросили выписать себе увеличенный аванс. Поэтому на праздниках, скорее всего, никто не бедствовал.

С тем, что сегодня мало кто остается без подработки, согласна и педагог дополнительного образования одной из петербургских школ. Сумма зарплаты, конечно, зависит от квалификации, стажа и нагрузки, но действительность такова, что большинство учителей берут внеурочные часы, подрабатывают педагогами-организаторами и т.д. У многих нагрузка зашкаливает за 30 часов в неделю. По словам педагога, новогодние каникулы ее коллеги, как и она сама, провели в городе. Удалось посетить театр, цирк, музеи. Оправиться в путешествие многие не рискнули, поскольку понимают, что после каникул еще нужно жить, оплачивать квитанции и счета.

А для педагогов Карелии зарплатный вопрос в январе стал интригой. Ответы опрошенных учителей можно обобщить в одно довольно любопытное высказывание: "После премий в конце года не знаем, чего ждать...".

В частности, одна из молодых педагогов 25 января сообщила: "Я работаю учителем истории и обществознания в одной из общеобразовательных школ Петрозаводска. У меня ставка 28 часов, плюс четыре часа внеурочной деятельности, категория, классное руководство и другая нагрузка. Средняя зарплата – около 30000, минимальная была в сентябре – 24000, максимальная – 50000 в декабре с учетом премии за счет Майских указов. В ноябре и декабре премия составила 30000 рублей в общей сумме. В январе 2018 года аванс составил 11200, что меньше, чем за все предыдущие месяцы в 2017-2018 учебном году. Про всю зарплату в данный момент я не могу сказать конкретно, так как еще нет квиточков. Они только в феврале будут".

Значит, ждем февраля?

Внимание!

Если вы тоже хотите рассказать о конкретной ситуации, сложившейся с выплатой зарплаты в вашей школе/городе/регионе, напишите об этом в комментариях ниже или письмом на адрес электронной почты: uchitelskaya.gazeta@gmail.com

Фото из архива "УГ"