search
main
0

Так важно ощущать себя полезным

Когда приходит осознание, что это дело твое?

«Не для школы учимся, а для жизни» – эта известная всем фраза, принадлежащая Луцию Сенеке, как нельзя лучше отражает настрой старшеклассника, перед которым встает жизненно важный вопрос выбора будущей профессии и подготовки к поступлению в учебное заведение. Профессиональное самоопределение становится целью и основным мотивом деятельности старшеклассников. Поэтому учеба в 10‑м и 11‑м классах воспринимается большинством из них как путь, средство для достижения этой цели, как старт для жизни.

Но чем руководствуются наши ученики, делая важный в своей жизни выбор? И какая роль в этом выборе и в его реализации отведена школьному учителю?
– Для меня вопрос выбора специальности не стоял, – говорит десятиклассник Алексей Синицын. – Все было решено еще в раннем детстве, когда мы вместе с папой копались в автомобиле и папа объяснял мне его устройство, рассказывал, как взаимодействуют между собой детали двигателя. Я с удовольствием выполнял сначала нехитрые задания, помогая отцу ремонтировать машины, а позже и значительно более сложные. Конечно, поначалу речь о специальности инженера не шла, но постепенно я начал понимать, что работа с техникой – это мое. Стал больше уделять времени математике, физике, информатике, так как именно эти предметы мне нужны, для того чтобы заниматься любимым делом, а наши учителя и мои родители всегда мне помогают. В течение прошлого учебного года я осваивал специальность автомеханика в рамках проекта «Профессиональное обучение без границ». В этой программе участвовали многие мои одноклассники, получая специальности, но помешала пандемия. Однако мы не отчаиваемся. Я знаю, что есть специальности куда более привлекательные в финансовом плане, чем инженер, например юрист или банкир, но я уверен, что заниматься надо любимым делом, потому что только так можно стать счастливым. Ведь человек живет и трудится ради счастья и пользы.
– Я помню день, – рассказывает его одноклас­сница Аня Макарова, – когда задумалась о профессии экономиста. Участвуя в одной из «Университетских суббот», мы с классом и классным руководителем были на дне открытых дверей в РЭУ имени Г.В.Плеханова и приняли участие в экономической игре. Несмотря на то что наш класс был самым младшим и нам пришлось соревноваться с экономическими классами, а у нас еще не преподавалась экономика, мы заняли 2‑е место. Тогда я подумала о том, как важны слаженная командная игра и умение выслушать разные точки зрения спокойно, без суеты. Во время выполнения задания «Интерпретация» мы должны были объяснить высказывания известных людей на экономические темы. Среди авторов предложенных фраз были экономисты, писатели, философы, представители разных стран и эпох. Вдумываясь в суть высказываний и интерпретируя их, я поняла, что экономика определяет развитие всех сфер жизни государства, влияет на стабильность развития общества и спокойствие его граждан. Осознав важность экономики, очень захотела работать в этой сфере, так как для меня необходимо ощущать себя полезной и важной.
– Я, к сожалению, пока не решила, какую специальность выберу для себя, – рассуждает Алина Жданова, – но знаю точно, что она будет связана с литературой или театром, потому что для меня погружение в литературное произведение или театральную постановку – это открытие новых миров: миров писателя и героев, постижение которых делает меня и мою жизнь ярче, богаче, заставляет переживать новые чувства, переносит меня в иные эпохи. Возможно, я стану литературным или театральным критиком. Тогда, анализируя произведения писателей или театральные постановки, я смогу через критические статьи раскрыть миру суть прочитанных произведений, объяснить читателям или зрителям свое видение образов, проблематики. А если стану учителем литературы, смогу научить анализу художественного текста своих учеников, как это делает моя учительница литературы, и тогда иные миры они смогут открывать для себя через литературу сами.
Слушая ребят, я искренне порадовалась тому, что для многих из них наиболее важными при выборе специальности становятся не финансовые аспекты, а интерес к профессии и осознание ее актуальности, нужности для общества, для людей. При этом роль учителя в профессиональном самоопределении учащегося оказывается очень важной. Она состоит не только в передаче знаний, которые станут основой для дальнейшей профессиональной деятельности, но и в раскрытии перед ним новых и новых возможностей для самореализации через коммуникативные площадки, организуемые институтами, через участие в проектах, конференциях, конкурсах, днях открытых дверей, «Университетских субботах», школьных кружках. Наша работа может повлиять на выбор жизненного пути учащегося, и это один из самых важных моментов, ведь мы работаем на будущее ребенка.

Галина БЕЛОГИНА,
учитель русского языка и литературы
школы №937 имени Героя РФ А.В.Перова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте