search
main
0

С деньгами на выход!

Бюджетные олигархи дополнительного образования атакуют

Вряд ли кто возразит против утверждения о том, что восходящим трендом образовательной политики последних лет становится повышенное внимание к одаренным детям и создание для них особых условий образования. Круглогодичные образовательные центры «Сириус», детские технопарки «Кванториум», центры опережающего обучения, возникшие вначале как экспериментальные формы дополнительного образования, теснят школу на обочину, залезают на ее площади, съедают ее бюджет. К 2024 году согласно национальному проекту «Образование» (далее – Нацпроект) «Сириусы» будут созданы во всех субъектах Российской Федерации, 245 «Кванториумов» «охватят дополнительным образованием школьников, в том числе из сельской местности».

Казалось бы, таким перспективам можно только радоваться, завидуя фантастическим возможностям вступающих в жизнь поколений выбирать хобби по интересам, профессию – по призванию, дело – по душе. Мечты всегда согревают, помогают забыть прошлое и, главное, не думать плохо о настоящем, даже если оно плохое.

Но что-то мешает мечтать, наверное, память. Старшему поколению государство тоже когда-то обещало жизнь при коммунизме, когда каждому будет по потребности. Пока же приходится жить кому на минимальный размер оплаты труда – 12130 руб., кому на среднюю пенсию – 16400 руб. в месяц, прикидывая свое светлое будущее с учетом недавно отодвинутого срока пенсионного возраста.

Кампания по отбору одаренных поначалу развивалась в лоне массовой школы, что выглядело логично, работало на ее репутацию, стимулировало педагогов к творчеству. Школы гордились своими воспитанниками – победителями олимпиад и конкурсов: местных, региональных, российских, мировых. Педагогов отмечали и поощряли за открытие и воспитание одаренных в каждом классе. Опыт перенимали соседние страны, в Казахстане, например, принят закон, по которому за призеров международных олимпиад учитель-наставник получает вознаграждение – три должностных оклада.

Навстречу желаниям учащихся, уже почувствовавших себя «немножко гениями», стали возникать хозрасчетные формы дополнительного образования, наиболее адекватные для развития внешкольной инфраструктуры. В 2016 году произошло «якутское чудо»: республика первой ввела сертификаты – гарантию муниципалитетов на оплату таких услуг независимо от места занятий (в школьном здании, у кооперативного или индивидуального предпринимателя). Здесь, как и в школе, деньги стали следовать за учеником, у него появилась возможность выбора увлечений, а у организаторов – конкурентный стимул к развитию. С органов управления образованием снималась ответственность за так называемую внеурочную деятельность, которая сегодня является их головной болью, отдаляющей от прямых забот о школе. Тоже немало.

Так бы все и продолжалось, если бы в Сочи не запустовала обезлюдевшая после Олимпиады материальная база, где появился первый «Сириус» с инновационной идеей вывода из школы одаренных и выращивания «гениев в пробирках». Школам дали понять, что работа с гениями – «царское дело», а одаренных нельзя учить вместе с неодаренными на бюджетные крохи. Удел массовой школы – государственный стандарт, и если потребуется, статья 3 действующего Закона «Об образовании в Российской Федерации» о «недопустимости дискриминации в сфере образования» будет поправлена.

«Якутское чудо», уже поддержанное в семи регионах, было подрезано типовым олигархическим приемом – монопольной концентрацией услуг в бюджетных «Сириусах» и «Кванториумах». Еще одна статья закона – о «недопустимости ограничения или устранения конкуренции в сфере образования» (ст. 3, п. 11) – была властно отодвинута, ученик снова принужден идти за деньгами, заранее переданными из школ в инфраструктурные объекты. В России начался процесс, который (по аналогии с экономикой) можно назвать рождением олигархии дополнительного образования, с той лишь разницей, что образование породило ее новый вид – бюджетную олигархию. От классической она отличается тем, что не рискует личным капиталом, жирует на госбюджет и отчитывается о своей работе только расходами.

Еще не утверждена методика отбора, но уже существует государственный информационный ресурс, который в прошлом году сообщил о 119 тысячах одаренных, 90% которых проходят по категории «Наука». Теперь за пополнение рядов ученых можно не беспокоиться. Зато стоило бы побеспокоиться за будущее массовой школы, у которой начался отъем бюджета, предназначенного для 15 миллионов среднестатистических школьников, в пользу 0,8% якобы одаренных.

В бытность министром просвещения Ольга Васильева призналась, что несколько лет назад, когда все начиналось, у нее были большие сомнения. Ситуация немного странная: министр еще сомневается, а процесс уже идет. «Когда я ездила по регионам, -делится она откровением, – я дотошно проходила каждый «Кванториум», спрашивала, чем занимаются, все пыталась понять, правда это или нет. И вот сейчас я могу сказать с уверенностью, что это не просто правда, это потрясающий результат». В чем он состоит и чем сердце экс-министра успокоилось, так и не было сказано.

Бюджетные олигархи уже обаяли и нового министра Сергея Кравцова, который поддержал идею создания ассоциации выпускников «Сириуса». Дело-то простое, чисто юридическое. Труднее будет выполнить обещание ресурсной и административной поддержки без всякого конкурса, просто за красивое название. «Неодаренное» учительское большинство может и не понять.

Слов нет, было бы хорошо получить на выходе из «Сириусов», нацеленных на конвейерное производство гениев в области науки, искусства и спорта, десяток Михайло Ломоносовых, парочку Василиев Суриковых и хотя бы одного Александра Овечкина, да еще готовых остаться в России после элитного обучения. Пока они на выпуске не замечены, зато впечатляют объемы бюджетных затрат и надбавки «одаренным» педагогам за работу в «горячем цеху».

Брянский лицей №1 имени А.С.Пушкина преобразован в особый образовательный центр, где будут обучаться самые талантливые ребята со всей области. Он переведен на повышенный (внимание!) объем финансирования. В Воронежской области создан центр «Орион» для одаренных детей с круглогодичным кампусом на сто мест. Он получил (еще раз внимание!) федеральную субсидию 214 миллионов рублей. В Екатеринбурге открыт региональный центр по выращиванию талантливых детей со всего Урала. Хотя в регионе есть проблемы поострее: в школе поселка Сосьва, которой уже 110 лет, занятия проходят в столовой. Еще хуже ситуация в школе №2 города Краснотурьинска, где дети учатся в коридоре, по ней еще нет решения. Чеченская Республика, которой выделено более 10 миллиардов рублей на ликвидацию трехсменного обучения, откроет свой «Сириус» в этом году. Наверное, как всегда, самый большой в мире.

Вот уже и Российская академия наук отобрала 110 лучших школ в 32 регионах, где могли бы обучаться «талантливые ребята, которые генетически расположены к науке». Оказывается, одаренность – это просто гены?! Но даже если так, зачем выделен дополнительно миллиард бюджетных рублей, ведь для развития генома бюджет не нужен? Это не «Сириус». И зачем требовать перевода подведомственных РАН школ из муниципального в региональное подчинение? С запутывания вопроса о собственности начинали свое восхождение к богатству все олигархи.

Напомним, в 2020 году обучение 50% детей по дополнительным общеобразовательным программам будет финансироваться из федерального бюджета. Перекачать эти средства в скрытые за красивыми названиями фонды и некоммерческие организации – золотая мечта бюджетных олигархов. Если к этому добавить свежие данные о том, что 32% родителей платят за дополнительные занятия детей от 2 до 5 тысяч рублей в месяц, а 17% – более 10 тысяч, можно понять, за какие миллиарды разворачивается борьба и отступят ли от нее новые олигархи.

Топ-менеджеры образования уже украшают свои выступления креативной терминологией. Вице-премьер правительства Татьяна Голикова на конкурсе детских инженерных команд «Кванториада» сообщила об открытии в 2019 году 15 мобильных «Кванториумов», 15 центров, 26 технопарков «Кванториум», 21 «IT-куба», 16 маленьких «Сириусов». Но хотелось бы спросить в очень старых терминах: а как дела с сооружением теплых туалетов, которых еще нет у 3 тысяч школ? Помнится, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко призывала решить эту позорную проблему за один год. И что лучше для Чечни: ликвидировать третью смену или построить «Суперсириус» для подготовки чемпионов по борьбе без правил?

Кампания по выращиванию «гениев в пробирке» – удавка для массовой школы, которая подается как инновация века, прорыв в российском образовании. По большому счету она является лишь идеологическим ремейком известной концепции немецкого философа Фридриха Ницше о сверхчеловеке как движущей силе истории. «Нашей целью, – писал Ницше, – будет не образование массы, а образование отдельных избранных людей, вооруженных для великих и непреходящих дел». Уже у его современников данная концепция вызывала резкое неприятие. Русский педагог Василий Вахтеров видел миссию образования в воспитании «не отдельных гениев, а целой гениальной расы». Теперь Россию снова возвращают в Средневековье. Сравним слова Ницше с изрядно нашумевшей гипотезой экс-помощника Президента РФ Владислава Суркова о «долгом государстве», в котором еще «есть глубинный народ», но «на глянцевой поверхности блистает элита», а «различные ветви власти сходятся к личности лидера». Дословного сходства немного, но тождество ключевой мысли поражает.

Государство пытается монополизировать сферу дополнительного образования, не будучи в состоянии развивать ее в эффективных параметрах. Обратную картину дает вложение частных инвестиций. 34‑летний российский миллионер Геворк Саркисян стал основателем московской «Кидзании» – всемирно известного бренда детских парков игрового обучения, где ребенок может примерить на себя любую профессию. Они уже действуют в 18 странах. Правда, за идею создания «Кидзании» в России миллионер боролся более пяти лет, как ни в одной другой стране. Понятное дело, это же не бюджетный «Сириус», создаваемый по команде. Эффективность «Кидзании» подтверждается самым надежным показателем – долю в нем охотно покупают другие инвесторы, как это сделал фонд, связанный с российским миллиардером Владимиром Потаниным.

В «Сириусы-Кванториумы» российские богачи пока не вкладываются. Кое-кому из них выкручивают руки и принуждают к совладению, но здесь больше политики, чем экономики. Частный капитал не спешит и в нацпроект, где к 2024 году внебюджетные источники составят лишь 2% всех затрат. В образовательной сфере у государства не осталось ни серьезных партнеров, ни конкурентов. Бурно начавшись в нулевых годах, конкуренция в образовании сведена на нет. Количество частных дошкольных образовательных учреждений уменьшилось в шесть раз и сейчас составляет менее 1%. Люди радуются принятому недавно закону об установлении электронной очереди в детсады. Конечно, хорошо, что очередь теперь будет электронной, хотя ее вообще могло бы уже не быть. В общем образовании частный сектор прижился немного лучше, но тоже угасает. В сфере высшего он сумел сохраниться и доказать свою конкурентоспособность. Средний балл ЕГЭ поступающих в негосударственные вузы нередко выше, чем в государственные.

За кадром не может остаться деликатный вопрос: кто и как отбирает одаренных? Минпросвещения России разработало рекомендации по выявлению в школе агрессивных подростков, но как угадывать будущих гениев, инструкций еще не поступало. В условиях рынка купить за деньги можно почти все, да и административный ресурс еще никто не отменял. Существует опасность – одаренных будут отбирать по сословному признаку, элита замкнется и станет качественно воспроизводить только себя. Еще на памяти случай, когда в городе Клинцы Брянской области 50 детей бесплатно съездили на отдых в турецкий город-побратим Демре за счет международного благотворительного фонда. Как выяснилось, большинство из них оказались элитными детьми. Скандал получился такой громкий, что заместитель мэра была вынуждена уволиться.

Существует и другая опасность: субъективно избирательный отбор может вычеркнуть из будущей творческой сферы настоящих гениев. Когда-то великий живописец Василий Суриков не прошел отбор в художественную академию по причине якобы отсутствия у него склонности к живописи. А он-то как раз был меченный Богом. Множить такие примеры было бы преступлением перед будущим.

В «Сириусы-Кванториумы» сельские дети не попадут. Ущербность такой инновации для страны, где треть населения живет на селе и еще столько же в малых городах, очевидна. Мечтой окраин остается предусмотренная нацпроектом реализация образовательных программ в сетевой форме, которая к 2024 году достигнет «не менее 70%». В лучшем случае в сельскую глубинку по нашему родному бездорожью доберется мобильный «Кванториум», нечто вроде кинопередвижки 30‑х годов прошлого века.

Выведение одаренности из школы означает ее публичное оскорбление и извращение идущей от Сократа миссии образования: «В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить», вылитой сегодня в законодательную формулу «единства образовательного пространства» (ст.  3). Копается «котлован» для отнятых у школ денег, по краям которого уже пошла поросль бюджетных олигархов. И это лишь начало.

Игорь СМИРНОВ, доктор философских наук, член-корреспондент РАО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте