search
main
0

Понять, чтобы принять

Стать частью школьного коллектива не так легко, как кажется

Часто от того, каким будет старт, зависит, останешься ли ты в профессии. Педагогика не исключение. Прежде чем утвердить себя в роли учителя, выпускникам педагогических вузов и колледжей нужно включиться в текущую жизнь школы. Легко ли это или проблематично, что мешает, а что помогает, обсуждали на одном из круглых столов в рамках Московского международного салона образования.

Как заметила заместитель директора санкт-петербургского педагогического колледжа №8 Анастасия Архипова, консерватизм системы образования достаточно силен, и на выпускника, получившего педагогическое образование, по-прежнему смотрят как на работника, которого необходимо доучивать. Есть молодежь, относящаяся к этому как к должному, а есть выпускники, понимающие, что между ожиданиями и реальностью есть различие. Не всегда реальность отвечает ожиданиям. Принять это нелегко, поэтому и вжиться в школьный процесс труднее. Примерно такой старт был у сооснователя проекта Geek Teachers Марии Плоткиной. Она призналась, что самым сложным в период профессиональной адаптации оказалось не то, что возникали внутренние и внешние противоречия, а то, что у молодого учителя не было места, куда можно было прийти и пообщаться с коллегами, поделиться проблемами, получить заряд позитива. Именно поэтому возникла идея проекта Geek Teachers, когда творческие фестивали, интеллектуальные и музыкальные вечеринки служат объединяющим началом для работающей молодежи.

Но вообще, как считает учитель истории и обществознания гимназии №116 Приморского района Санкт-Петербурга, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2017 Илья Демаков, молодой специалист – это безусловный фактор стресса для школьного коллектива. Устоявшуюся систему всегда хочется встряхнуть, и странно было бы, если бы молодежь не приходила с желанием сделать школьный мир лучше. Поэтому если в плане инструментария молодые специалисты зачастую не готовы к драйверству, то в плане мотивации они способны свернуть горы. Другое дело, что при включении в профессиональную среду огромную роль играют неформальные моменты. Например, интересные школьные традиции, наставники. Причем наставники по духу, а не в силу документальных обязательств. В общении с такими людьми молодежь формирует образ учителя, к которому будет стремиться.

По мнению профессора Московского государственного педагогического университета Елены Врублевской, образ педагогической деятельности у каждого выпускника свой, но общим является то, что молодежь при выборе профессии приоритетом ставит осознание высокой ценности труда педагога. Для облегчения вхождения в профессиональную среду, конечно, нужна постоянная практика в образовательных организациях во время учебы. При этом практика должна быть вариативной, чтобы понять, как работа будет сочетаться с профессиональной индивидуальностью студента. Кроме того, студенческие педагогические сообщества тоже помогают в будущем стать частью команды образовательной организации.

Вопросы сложной адаптации в коллективе в некоторой степени связаны с расхождением ценностей молодежи и старшего поколения, уверен заведующий кафедрой педагогики и андрогогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Александр Шевелев. Многие ассоциируют молодых специалистов со строителями новой школы, но контуры этой новой школы пока нечетко определены. Отсюда трудности понимания между участниками педагогического процесса, тем более что все школьные коллективы разные. Там, где миссия молодого учителя ясна и принята и существует эффективная модель сопровождения в профессию, как правило, проблем с адаптацией не возникает. Мало того, как показывают исследования и практический опыт, если в образовательной организации собираются 5‑7 молодых учителей, то происходит существенный рывок в развитии. Главное – видеть и верить в их потенциал.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте