search
main
0

Ощущение детства

Именно оно дарит минуты счастья, уверена Ирина Хисматуллина

Как часто приходится слышать: «Ой, конкурс! Это усилия, время, заботы и хлопоты! Нет, нет и нет!» Ну да, конкурс – это усилия, время, заботы и хлопоты. А еще новые встречи и события, новые друзья и впечатления, новые ощущения, которые делают жизнь полнее. Такого взгляда придерживается наша героиня – учитель экономики гимназии №47 имени А.П.Гайдара г. Уфы Ирина Хисматуллина. Может, поэтому профессиональный конкурс «Учитель года» стал ее… пятым конкурсом. Скажете, вот смелый человек? Но дело не только в отваге, просто ей это интересно.

Да и как может быть неинтересно то, с чем связана вся ее жизнь?! Ведь решение о том, что станет учителем, Ирина приняла уже в 7‑м классе. Если бабушка по маминой линии была учителем физики и математики и директором школы в Челябинской области, папина мама работала в детском доме воспитателем, папа преподавал в уфимском речном училище, дедушка по маминой линии обучал ребят в техникуме, обе тети по папиной линии – учителя русского языка и литературы, а сестра – преподаватель немецкого языка, то решение девочки кажется вполне обоснованным. Она продолжатель педагогической династии. Выбор был только за предметом.

Здесь Ирина действовала методом исключения. Ей казалось, что русский язык и литература – это горы тетрадей (и правильно казалось), физика – это сложно (тоже согласимся), химия – это яды (такой вот честный детский взгляд), биология – это лягушки (ну, отчасти это же правда?), а вот география – это идеальный вариант. А почему бы нет? Ведь даже на плакатах и во многих художественных фильмах учителя чаще всего изображают либо у глобуса, либо у карты. В мечтах Ирина уже путешествовала, ходила по горам и пела песни под гитару. Сбылось ли это? Но не будем забегать вперед.

Поступая в Башкирский государственный университет, наша героиня остановилась на факультете физической географии и благополучно его окончила. При этом в школе она оказалась уже на 3‑м курсе обучения. Правда, в качестве уборщицы. Подрабатывая летом вожатой, девушка после смены успевала помыть полы в школе, где на тот момент остро нуждались в таком работнике. И так добросовестно и ответственно Ирина выполняла свои обязанности, что 1 сентября ей предложили устроиться в эту же образовательную организацию педагогом-организатором. Так наша героиня стала руководителем театрального кружка. К слову, для таких, как она, были организованы курсы повышения квалификации, в рамках которых была возможность учиться у настоящих театральных педагогов. Молодежь учили сценической речи, сценическому движению. Педагоги ходили на спектакли, встречались с режиссерами уфимских театров. Это была удивительная школа мастерства, которая до сих пор позволяет Ирине Хисматуллиной, сидя на спектакле, оценивать его с профессиональной точки зрения. Если спектакль не задевает, она легко может объяснить, почему так происходит, в чем его зрительский провал.

После окончания БГУ Ирина Хисматуллина начала вести уроки географии и в скором времени даже стала завучем по воспитательной работе. Но так получилось, что после замужества вынуждена была пере­ехать в Саратов и устроиться в школу №1 Фрунзенского района. Это был замечательный период времени, который наша героиня вспоминает с теплом и благодарностью.

А что же та сторона жизни, где было место театру? Да она никуда и не исчезала! Наша героиня, снова вернувшись на родину и уже работая в школе, окончила Уфимский институт искусств и теории режиссуры. Сама пишет стихи, сценарии. Много лет Ирина Хисматуллина готовит выступления агитбригад, ставит театрализованные игры, КВН, проводит различные конкурсы. Сама играет, и, как признается, лучше всего ей удаются роли Бабы-яги и Снегурочки. Наша героиня вместе с дочерью даже в художественном фильме «Первая республика» умудрилась сняться, и есть сцены, где они довольно долго находятся в кадре.

Наверное, все это происходит, потому что Ирина Хисматуллина считает себя человеком, который не боится выйти из зоны комфорта и хочет быть в гуще событий. А еще она признается в своей честности и открытости. Миру и другим людям. Да, с этим не всегда легко жить, но и мысли, которые ты не высказываешь, занозят тебя, напрягают, не дают покоя. Они ведь тоже не приходят просто так. Наша героиня рассказывает, что для нее семья, Родина, совесть – главные составляющие жизни. Она всегда ощущала в себе лидерство, была старостой класса, председателем совета дружины. Из-за этого даже побывала в роли «чучела», когда весь класс осуждал «выскочку». Но, когда ей пришлось поменяться местами с одноклассницей и ту тоже начали травить, Ира сказала как отрезала, что не будет никого обижать, поскольку знает, что в такой ситуации переживает человек.

– Я не умею лукавить, обманывать, плести интриги, – говорит наша героиня. – Я, конечно, не рублю правду-матку, могу промолчать, когда другие лезут на рожон, но свою мысль я все равно должна высказать. Есть такая притча: человек узнал тайну и никому не мог ее рассказать. Когда она его замучила, он пошел далеко в лес и там прошептал эту тайну, закопал ее, и ему стало легче. Однако на этом месте выросли колокольчики и разнесли эту тайну всем. Невысказанная мысль может тебя мучить. Быть хорошей для всех все равно не получится. Обязательно есть кто-то, кому ты не нравишься, кто-то, кто не понимает, почему ты так делаешь. Поэтому нужно оставаться самой собой.

– Ирина, а вы никогда не жалели о своем педагогическом выборе?
– Нет, но чувство сожаления у меня есть до сих пор. О чем? Да о том, что из-за нехватки времени я не могу узнать другие науки тоже! Я рада, что посвятила себя географии. Это дисциплина, которая позволяет все время развиваться. Ведь я оказалась в экономике, потому что курс экономики ввели во всех 9‑10‑х классах, и с тех пор я веду и экономику, и географию. Это очень интересно. Как-то учитель физкультуры сказал, что страна потеряла в моем лице спорт­смена в любом виде спорта, вот я и думаю сейчас, что могла бы быть хорошим учителем любого предмета. Мне вообще хотелось быть всеми – от дворника до космонавта. Только не врачом. Не из-за чувства брезгливости, я даже научилась делать уколы. Нет, я бы не смогла быть врачом, потому что принимаю все близко к сердцу. Это качество помогает мне иногда войти в резонанс с классом, сопереживать ему, но нужно ли это качество учителю, я не знаю.

– А можно ли иначе, войдя в класс?
– Сопереживание – это скорее качество тьютора и психолога. Учителю в этом плане, наверное, нужно быть осторожнее, потому что тогда уроки станут классными часами, а не уроками. Хотя дети очень любят «поговорить за жизнь». Бывают, безусловно, ситуации, когда урок переформатируется из-за внешних причин. Новый поворот способен вызвать то, о чем ты не можешь умолчать. Например, когда произошла трагедия с футбольной командой «Локомотив», которая разбилась в авиакатастрофе, я начала урок с минуты молчания, потому что не смогла его начать иначе. Меня это затронуло сильно. Как в этом случае обойтись без сопереживания?

Наша героиня по большому счету и школе сопереживает. Ее ежедневным будням, суете, перемещениям тел и мыслей в пространстве. О школе у Ирины Хисматуллиной не получается забыть никогда. Если у нее какое-то мероприятие, то может ночами об этом думать, не спать, прокручивать все в голове. Даже когда все прошло, все равно в голове вертится мысль о том, как можно было сделать лучше. Какая-то неистребимая сопричастность к школьной жизни, улыбается она. И верно, ну как вычеркнуть из памяти выпуски, к которым прикипел душой, учеников, с которыми вместе отправлялся на всероссийские слеты школьных компаний, на форумы? Сейчас Ирина Хисматуллина ездит на геологические республиканские слеты, где две недели, как и ребята, живет в палатке, съедает вместе с ними, как говорится, не один пуд соли.

Гимназия, где она работает, носит имя Аркадия Гайдара, и очень долго в фойе была развернута страница его книги, где выделялись слова о том, что такое счастье. Фраза была незаконченной, с многоточием. Наша героиня признается, что иногда думает, может, счастье – это и есть многоточие. Смысл жизни человека в счастье, а счастье у каждого свое. Его нельзя измерить.

Не согласиться с этим трудно. Но все-таки есть они, такие моменты, которые как будто невозможно сформулировать, но которые составляют вполне осязаемую основу счастья. Например, Ирина Хисматуллина всегда скучает по Родине, если уезжает надолго. И это тоска по покою, менталитету, по пониманию, кто ты есть в этом мире. Она где-то услышала любопытное выражение, что человек всегда стремится к ощущению детства. Сразу спроецировала его на себя и поняла, почему любит бывать в местах, где есть одноэтажные дома с чердаком, палисадником, заборчиком. В ее детстве был такой дом. Ирина Хисматуллина путешествовала по Германии, была в Великобритании, в Египте, любовалась красотами и красками мира, но ни в одной стране, даже с ухоженными и аккуратными кварталами, насыщенными невероятными цветами и запахами, не было чувства детства. Детства, где ты был счастлив просто потому, что любим и весь мир был тебе по плечу.

Если возвращаться к вопросу, сбылись ли ее детские мечты, в которых она рисовала себя опытным географом-путешественником, то, конечно, сбылись. Она ведь, стоя перед учениками, колесит вместе с ними по миру каждый день. И каждый день старается сделать все от нее зависящее, чтобы у каждого ребенка осталось от ее урока, от школы это непередаваемое чувство детства, которое дает возможность ощущать себя счастливым.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Уфа, Республика Башкортостан

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте