«Учитель года» «Образовательное право» «Граждановедение» «Мой профсоюз» «Военное образование»
У Ч И Т Е Л Ь С К А Я   Г А З Е Т А

   

Содержание
Архив номеров

Архив номеров в текущем номере газеты

Реклама

 

 

 
Член Совета Федерации Игорь ПРОВКИН:
Патриотизм - понятие непреходящее


Почему в прошедшее десятилетие произошла девальвация понятий "патриот" и "патриотизм", что необходимо, чтобы возродить в сознании людей их изначальный смысл, поднять на нужную высоту военно-патриотическое воспитание? На эти и другие вопросы мы попросили ответить члена Совета Федерации Игоря ПРОВКИНА.

-Игорь Юрьевич, как вы оценили бы нынешнее состояние военно-патриотического воспитания в России?
- Приведу один очень, на мой взгляд, показательный пример. В недавней телепрограмме "Кто хочет стать миллионером?" игроку - мужчине примерно 40 лет - задан вопрос: "Кто подписывал с советской стороны Акт о капитуляции Германии во второй мировой войне?". Дано четыре варианта ответа: Рокоссовский, Жуков, Молотов и Конев. После продолжительных раздумий, сопровождавшихся беспрестанными "наводящими" вопросами ведущего, игрок выбирает... помощь зала. Выдается статистика мнений. Жуков (верный ответ, который еще 10-20 лет назад дал бы любой ребенок!) получает чуть больше 40% аудитории. Кто-то называл Рокоссовского, кто-то Конева, а кто-то и Молотова. Заметьте, что аудитория состояла из людей, желавших с помощью интеллекта, образованности и эрудиции стать обладателями миллиона.
И таких примеров, к сожалению, в последнее время слишком много. Они свидетельствуют, что теряется связь поколений, люди напрочь забывают историю своей страны. Убежден, этого нельзя допускать, нужны срочные меры по исправлению положения. Именно на это и нацеливает нас федеральная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы". Причем ошибаются те, кто считает, что эта работа должна сводиться только к воспитанию школьников и допризывной молодежи. Ее задачи значительно шире. И совсем необязательно строить патриотическое воспитание только на военных аспектах и подвигах российских солдат. Наша страна по праву гордится и наукой, и образованием, и культурой, и многим-многим другим. Нам всем сегодня необходимо поднимать страну, в которой живем мы, в которой живут наши дети, будут жить внуки и правнуки. Поэтому не принципиально, служишь ли ты в армии, сеешь хлеб, строишь дома или занимаешься бизнесом. Вопрос в том, насколько твой труд полезен родной стране.
Конечно, у нас проблем хоть отбавляй - и политических, и экономических, и духовных. Но все мы - граждане России, страны с величайшей историей и богатейшими культурными традициями, которые, к сожалению, сейчас теряются.
- И что же делать?
- Надо уделить особое внимание изложению истории Отечества в учебной литературе для школ, институтов, университетов, других образовательных учреждений. Потому что, если мы хотим видеть Россию сильным и богатым, особенно духовно, государством, необходимо принимать самые срочные меры по исправлению ситуации. Приведу примеры.
Я специально почитал одну из многочисленных детских энциклопедий, появившихся в последнее время. Там такое пишут про Великую Отечественную войну!.. Например, про Ленинград: блокада, голод, болезни, а руководство города получает из Москвы продукты, в "спецбулочной" ежедневно готовятся горячие пирожки и кондитерские изделия... В общем, всякая грязь, на которой уважение к истории собственной страны и как следствие - к современному Отечеству - вряд ли можно воспитать.
Или такой факт: примерно три страницы о Жукове и столько же о Власове! Конечно, в истории любого государства есть свои черные страницы. И о них необходимо знать хотя бы для того, чтобы избежать повторения в будущем. Но ребенку-школьнику в его возрасте, наверное, нет необходимости знать о предателе, а вот о Герое войны, человеке, который приложил все силы для спасения Отечества, знать, видимо, все же надо.
Не нужно детям знать об особенностях войсковых операций в ходе войны. Но о городах-героях, боевых и трудовых подвигах советских людей рассказывать-то нужно.
- Среди школьников недавно провели своего рода исследование: что ты знаешь о Великой Отечественной?..
- К сожалению, как показало это исследование, юноши и девушки, "обдумывающие житье", мало что знают о великом подвиге своих дедов. Мы отметили 55 лет Великой Победы, трагическую дату - 60 лет со дня начала войны, а дети, которые и до этого немногое знали о Великой Отечественной, больше знать о ней не стали. Большинству не известны фамилии Александра Матросова, Николая Гастелло, Зои Космодемьянской. У них в чести другие герои и другие кумиры: часто вымышленные - типа Рембо или Крутого Уокера, и почти всегда - не наши, чужие. Почти никто из молодежи даже не догадывается, что до Победы дожили лишь 3% из тех мальчишек, кому в 41-м исполнилось 18, что наша страна заплатила за свободу и независимость огромную цену - более 27 миллионов жизней.
Конечно, это беспамятство наводит на невеселые размышления. Факт состоит в том, что для нового поколения Великая война и Великая Победа - уже история, а не часть собственной жизни. История, которую следует знать, которой можно и нужно гордиться, но все равно - история. Предмет скорее школьный, нежели личных душевных переживаний и воспоминаний. Это означает, что прошлое перестает быть ориентиром. В условиях отсутствия новых идеалов и ясной идеологии это особенно тревожно.
Одна из причин в том, что нет единой учебной литературы. В России сегодня нет единого учебника по истории. Их очень много гуляет по стране. Во многих, например, Великая Отечественная война, ставшая величайшим подвигом всего народа, упоминается не просто без особых подробностей, а вообще вкратце, мельком. Авторы этих учебников трактуют историю так, как им хочется. Но ведь победа завоевывается кровью на поле боя, а история пишется чернилами на бумаге. А бумага, увы, все стерпит...
Но быть "Иванами, не помнящими родства", значит, заведомо лишить себя и свою страну будущего. Нужно больше говорить с молодежью, не только преподавать ей историю Отечества, но и делать так, чтобы эта история была частью их жизни, их сознания. К слову, и сегодняшний наш разговор по большей части обращен к ним.
- Как вы относитесь к современной "правде" о войне?
- К сожалению, история Великой Отечественной войны последние десятилетия подвергается усиленной идеологической перелицовке. По существу, это явная попытка не просто подправить, а прямо-таки переписать историю так, чтобы в ней не нашлось места правде о советской школе военного искусства, беспримерном подвиге советских воинов и тружеников тыла, об их мужестве, верности долгу. Особенно тревожит то, что правда отечественной истории искажается не только за рубежом, но и в наших СМИ. Некоторые из них не находят ничего лучшего, как прославлять предателей, искажать правду о войне, проявляя тем самым неуважение к своей Родине, своему народу и живущим ныне ветеранам, спасшим страну от фашистского порабощения. Авторы подобных публикаций и передач не могут не понимать всю непорядочность такого подхода. Но они отрабатывают заказ - заказ тех, кто не хочет видеть нашу страну сильной, а народ счастливым.
В прошлом году в Санкт-Петербурге в рамках фестиваля документального кино "Послание к человеку" был показан один из шедевров нацистской пропаганды - фильм Лени Рифеншталь "Триумф воли". Это самая мощная пропагандистская лента фашистов из всех когда-либо снятых, которую сам Гитлер характеризовал так: "Фильм о нашем времени и нашем предназначении. Это уникальное и несравненное прославление силы и красоты нашей партии". И вот такое нацистское "послание к человеку" продемонстрировали как раз тогда, когда российский народ и миллионы граждан всего мира отмечали 60-летие начала самой страшной из войн. Более того, ленту реанимировали в городе, который пережил трехлетнюю фашистскую блокаду, где каждый камень мостовых помнит боль и страдания людей, многие из которых покоятся на Пискаревском кладбище. Что это: глумливое святотатство или беспамятство? А, может, это симптом изменений, которые произошли в общественном сознании народа страны-победительницы? На эти вопросы нам еще предстоит ответить самим себе...
Общая для всех задача состоит в том, чтобы терпеливо и твердо отстаивать национальные интересы России, ее историю, в том числе историю Великой Отечественной войны - грозного времени самых ярких проявлений патриотизма, отваги и мужества, героизма и самоотверженности нашего великого народа.
- "По тротуарам родного города все чаще и громче стучат солдатского фасона башмаки. Рассекая оторопевших от неожиданности прохожих, строем проходят крепкие ребята в черной униформе. На рукавах - повязки со свастикой, на лицах - застывшее превосходство над остальным миром". Это не картинка более чем полувековой давности. Это строки из письма на имя мэра одного из областных центров России. Как вы относитесь к тому, что в стране, победившей фашизм, живут юные последователи Гитлера?
- Резко отрицательно. Прикрываясь национальной идей, псевдопатриотическими лозунгами, они творят беззаконие и произвол. Но на самом деле у всех этих бритоголовых "наци" нет ни идеологии, ни целей. Бесноватый фюрер может быть кумиром разве что умственно отсталых, и потому в большинстве своем организации типа Русского национального союза или скинхедов - это банальные молодежные преступные группировки, привлекающие новых рекрутов внешним антуражем - униформой, факельными шествиями, ночными ритуалами. Думаю, подводить под это политическую платформу не стоит. Разговоры о расизме, фашизме - заблуждение. Речь идет о банальной, хотя и старательно маскируемой уголовщине. А с бандитами разговор должен быть коротким - справедливый суд и тюрьма.
- С каждым годом все меньше среди нас тех, кто мог бы правдиво рассказать юношеству "о боях-пожарищах, о друзьях-товарищах". Что же должно знать и помнить молодое поколение россиян?
- Выступая на Параде Победы в 45-м, маршал Жуков говорил: "На советско-германском фронте был растоптан авторитет германского оружия и предрешен победоносный исход войны в Европе. Война показала не только богатырскую силу и беспримерный героизм нашей армии, но и полное превосходство нашей стратегии и тактики над стратегией и тактикой врага". Превосходство отечественной военной науки продемонстрировали блестящие операции и битвы. А вот о силе духа русского солдата стоит поговорить особо, потому что это главное, о чем должны знать внуки и правнуки героев-фронтовиков.
Непобедимость русского воина зарождалась давно, еще во времена Александра Невского, когда русские витязи громили на Чудском озере псов-рыцарей - предков гудерианов, манштейнов, герингов, прочих больших и малых фюреров. Особенно зримо она проявилась на поле Куликовом. Русские юноши, иноки вместе со своими отцами стояли плечом к плечу, защищая свою Родину-мать. Это чувство передавалось через века и пространства ратникам Минина и Пожарского, петровским воинам - участникам Полтавской баталии, гренадерам Румянцева, суворовским чудо-богатырям. Чем справедливее была война, тем сильнее оно проявлялось. Вот почему отечественные войны дали самые потрясающие примеры непобедимости русских людей.
На Бородинском поле определился закат наполеоновской армии. Русские солдаты, офицеры и генералы сражались и умирали на багратионовых флешах, позициях батареи Раевского, но развеяли миф о непобедимости французов. Сам Наполеон в связи с этим писал: "Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми".
Великая Отечественная война еще более убедительно доказала непобедимость советского, российского солдата и бессмертие его подвига.
Неуважительное, а порой и просто наплевательское отношение к собственной истории может привести к тому, что Россия перестанет быть государством. Что это за государство, где люди стесняются признаваться, что они - патриоты? А ведь в том числе и отсюда берут начало и бездуховность общества, и нравственный голод, и наркомания среди молодежи, и болезни, и вполне серьезные разговоры об отделении тех или иных субъектов Российской Федерации, и даже всевозможные конфликты, в том числе и переходящие в стадию вооруженных. Предотвращение таких бед очень и очень важно для любой страны, тем более для России.
Проблема действительно зашла уже слишком далеко. Неслучайно ее решением заняты сегодня глава государства и Администрация Президента России, и Совет безопасности, и правительство, и парламент. Участие государственных институтов и общественных сил на самом деле чрезвычайно важно - есть надежда, что положение дел в столь важной для любого государства сфере, как патриотическое воспитание граждан, будет постоянно находиться в центре внимания. Но дело даже не в том, что этими проблемами будут заниматься министры, государственные чиновники. В самом нашем обществе появилась потребность в военно-патриотическом воспитании. И это, на мой взгляд, очень большой шаг вперед для нашей страны - военно-патриотическое воспитание должно охватывать все слои общества.
- Очевидно, это имеет отношение и к средствам массовой информации?
- Конечно. Возможно, даже в первую очередь. На телевидении и в газетах должны появиться постоянно действующие передачи и рубрики, рассказывающие о ветеранах, боевых и трудовых подвигах россиян. К тому же государство должно чутко реагировать на любые материалы в периодической печати и на телевидении, искажающие или фальсифицирующие историю Отечества. А для этого должен проводиться постоянный мониторинг информации в СМИ по военно-патриотической тематике.
Особое внимание в СМИ должно уделяться (и мы над этим сейчас активно работаем) формированию положительного образа российских Вооруженных Сил. Причем, опять же за основу будут браться не только подвиги в Великой Отечественной войне. Ведь был еще и Афганистан, сейчас - Чечня и Таджикистан... Те, кто там служил и служит, - защитники Отечества! Они проливают кровь, чтобы вся страна жила спокойно, люди не боялись ходить по улицам. А некоторые средства массовой информации поливают солдат России грязью! Так быть не должно.
- Мир не избавлен от угроз новых военных катаклизмов. Локальные и региональные конфликты в разных точках планеты только подтверждают актуальность слов Юлиуса Фучика: "Люди, будьте бдительны!".
- Да, сохранение мира на планете остается важнейшей задачей человечества. И потому мы до сих пор обязаны извлекать уроки из той страшной войны. Они очевидны. Во-первых, в войну планету вверг фашизм. Он был остановлен и обезглавлен, но фашистская свастика, идеи нацизма, к сожалению, еще гуляют по миру. Попустительство им - благодатная почва для возрождения фашизма. Наш главный, общий урок мировой истории и одна из задач - не допустить возникновения даже локальных его очагов.
Хотелось бы отметить, что фашизм - это только одно из проявлений крайнего политического и национального радикализма. И урок второй заключается в том, что причиной развязывания множества войн были и остаются претензии на мировое господство. Сегодня такое стремление не до конца изжито, и это крайне опасно. Поэтому наше государство отстаивало и будет отстаивать принципы равноправия и взаимоуважения, доверия и сотрудничества. Только на этой основе мы сможем решить многие глобальные проблемы, стоящие перед всем международным сообществом.
Отсюда очевидной становится потребность в эффективной системе коллективной безопасности. В конце 30-х годов страны Европы, Северной Америки, к сожалению, не смогли объединиться, чтобы сообща предотвратить гитлеровскую агрессию, и заплатили за это страшную цену. Сегодня мы должны объединиться для борьбы с угрозами, которые уже реально существуют. Должны вместе оценивать и опасности будущего.
Среди очевидных угроз - терроризм, и, прежде всего, окрашенный религиозным экстремизмом. Терроризм способен поставить под угрозу устойчивость целых государств - это доказывает трагедия Балкан, Афганистана. Он способен держать в страхе огромное количество людей. Противостоять терроризму можно только на надежных правовых и организационных началах. Неслучайно Россия в своей международной политике придает этому фактору огромное значение.

Беседу вел
Виталий ДЕНИСОВ

 
  [Обратно] [На титульную] [Вверх]
 
© "Учительская газета"
Перепечатка материалов газеты допускается только c письменного разрешения редакции. Ссылка на "УГ" обязательна.